Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Илзе РОЖКАЛНЕ

...И никакого праздника!

Занятия в итальянских школах всегда заканчиваются тихо, но зато на уроках...

Постоянно видим: наша школа, хотим мы того или нет, изменяется. Это становится особенно заметно, если заняться сравнением современной школы и вчерашней, московской и провинциальной, российской и зарубежной. Видеть и понимать изменения нам важно прежде всего, чтобы быть уверенными в собственном будущем и в будущем детей.
Не секрет, что когда наши российские учителя по делам или даже отправляясь на отдых пересекают границу России, они на улице первого же городка начинают мечтательно заглядывать в окна школьных зданий. Как там? Как у нас или иначе?

Встретив однажды в Италии директора библиотеки небольшого городка, мы долго и увлеченно обсуждали школу российскую и итальянскую вчера и сегодня. Самым удивительным оказалось не то, что в итальянских школах есть, а то, чего нет. Никогда не догадаетесь! У них нет выпускного вечера: ни цветов, ни нарядов, ни бала на всю ночь с прогулкой по городу.
Признаться, мы не поверили своим ушам и переспрашивали несколько раз, греша на перевод с итальянского. А как же кончается год? Вот закончили учебу, и что? “И все, – спокойно отвечала итальянка, – все расходятся”.
Но по порядку. Обязательное образование в Италии составляет девять классов. Начинают учиться в шесть лет. Памятуя о спорах наших педагогов, психологов и медиков, готов ребенок к школе в шесть или семь лет, мы подробно расспрашивали об особенностях обучения шестилеток. Используются ли, например, особые игровые методы? И, к своему изумлению, узнали, что нет, просто ребенок отправляется в школу и должен учиться. Никакой дискуссии в обществе по поводу своевременности начала образования в школе нет.
Есть школы государственные и частные. В государственных обучение бесплатное. В первых пяти классах учебники тоже бесплатные. Потом их надо покупать, хотя неновые книги можно купить подешевле. В государственных школах получают светское образование. Частных светских школ практически нет, все они католические. Дорогие, престижные, но – удивительно! – не гарантируют более высокий, чем в государственных, уровень образования. Вероятно, потому, что, поступая на работу в государственную школу, учитель обязательно сдает экзамены, подтверждая свой профессионализм.
За последние годы сильно возросло количество бумаг, которые должен заполнять учитель. (Утешьтесь, учителя России: мы не одиноки!) А в обществе престиж учительской профессии невысок. Зарплата тоже.
Возвращаюсь к концу учебного года: неужели никакого праздника? В начальной школе год завершается ребячьим спектаклем. Есть и такая традиция: детей часто возят на экскурсии, а с десяти лет – раз в год на три дня в другой город.
Раньше в средней школе была латынь. Теперь помимо итальянского – обязательные английский и французский. Как и наши школьники, маленькие итальянцы изучают предметы естественно-научного цикла, художественного и литературу.
На вопрос, в чем главное внешнее отличие итальянской школы от российской, как их можно различить в немом кино, наша собеседница рассмеялась: наверное, очень трудно, потому что итальянские школьники невероятно шумные. И, подумав, добавила: разве что по количеству машин у входа.



Рейтинг@Mail.ru