Чтобы совершить модернизацию
системы образования, надо избрать правильного
мэра
Что и сделали в маленьком городе на
Ставрополье
На прошлой неделе «Общая газета»
сообщила своим читателям о маленькой сенсации.
Заметка начинается так: «Недавно жители города
Зеленокумска избрали «яблочницу» Ольгу Ковалеву
мэром». То, что новый мэр ставропольского города
Зеленокумска – «яблочница», – это, безусловно,
важная новость, но есть еще одна важная вещь:
Ольга Ковалева – лидер местного профсоюза
образования. В свое время она прославилась тем,
что подала в суд на губернатора Ставрополья за
невыплату зарплат, а когда иск не захотели
принимать в местном суде, Ольга Ковалева
переоформила его как иск к централизованной
бухгалтерии, которая не выплатила уже
начисленную зарплату, – и выиграла дело!
И вот теперь Ольга Ковалева – символ новой
власти в Зеленокумске.
Честно говоря, я не разделяю стремления
педагогов идти во власть. Как и стремления
интеллигенции становиться депутатами,
министрами, мэрами и вообще начальниками. С моей
точки зрения, роль интеллигенции – быть в
оппозиции власти, показывать ей, власти, ее
оборотную, не управленческую, а общечеловеческую
сущность.
Но вот Ольга Ковалева, деятель образования и
одновременно политик, стала мэром города
Зеленокумска. И я этому страшно обрадовался. И
потому, что «яблочница», а еще больше потому, что
наша, из образования. На моей памяти несколько
десятков образователей становились депутатами
разного уровня, заместителями мэров и
губернаторов и даже мэрами. Но начиная с 97–98
годов они все либо ушли из власти, либо их «ушли».
И вот – новая волна?
Снова – наши идут?
А что – вполне может быть.
Потому что как у наиболее пострадавшей части
работающего населения у работников образования
появилась возможность трезво осмыслить свое
положение. Не требовать у государства копейки, по
методу «деньги давай», а задуматься над
реальными механизмами ресурсного обеспечения
школы. И что меня обрадовало больше всего – у
Ольги Ковалевой есть ясный план наполнения
деньгами муниципальной казны.
Не только в Зеленокумске, повсеместно у
муниципалитетов нет собственности, нет
достаточной налогооблагаемой базы, они
полностью подчинены губерниям, а поэтому местная
власть и не заинтересована в том, чтобы развивать
малый бизнес, не заинтересована в том, чтобы
местные рынки были богаче и люди на них торговали
больше; местная власть так экономически
устроена, что в результате она не заинтересована
в благополучии граждан! Парадокс – да, но это
действительно так. Соберешь больше налогов –
увеличат ставку отчисления налогов в губернию.
Будешь развивать малый бизнес и производство –
снимут с дотаций и лишат статуса дотационной
территории. А это значит – лишняя головная боль.
И конечно, наиболее хозяйственные бюджетники – а
это именно работники образования – очень хорошо
понимают, что без реального муниципального
бюджета жизни в России не будет.
Другое дело, что в устоявшемся экономическом
переделе уже успели прорасти и связи, и
устойчивые механизмы прибыли.
И эти механизмы, как ни парадоксально прозвучит,
подпитываются как раз активным недовольством
учителей задержками зарплаты и ее низким
уровнем. Они, эти механизмы, основаны на том,
чтобы социальная инфраструктура как можно
дольше и больше была на содержании мифического
центра, а местная торговля, производство,
строительство, финансовые операции, наконец,
приносили скрытую прибыль, которая питает не
бюджет и ту же социальную сферу, а саму себя.
При этом понятно, что основу этого самого
центрального, федерального бюджета составляет
отнюдь не гражданин с мизерными доходами и
налогами, а небольшое число гигантских монополий
вроде «Газпрома» или РАО ЕЭС, которые своими
налоговыми отчислениями и держат Россию.
А что в результате?
Приведу цитату из материала об Ольге Ковалевой в
«Общей газете»:
«Казалось бы – городские учителя должны были
стать первой опорой Ковалевой на выборах мэра. Но
за три дня до голосования они... обвинили ее в
предательстве.
Чужая среди своих. Ковалева сказала, что учителя
берут взятки.
Листовку с ее обращением к избирателям эти самые
избиратели рвали из рук, пересказывали
содержание соседям. А там ничего особенного.
– Ольга, что это было: бей своих, чтоб чужие
боялись?
– Да нет. Просто выступала я как-то раз перед
сотрудниками коммерческого банка, рассказывала
о нелегкой учительской доле, об образовании – и
уловила в комнате напряженную тишину. В которой
было больше враждебности, чем внимания. А потом
одна из сотрудниц банка сказала: «Вы знаете, я
ведь в школе, где сын учится, свою профессию не
назвала – записалась уборщицей». Так стыдно мне
стало. Почувствовала: если открыто не скажу о
поборах – грош мне цена.
Советский район Ставрополья, оказывается, просто
Мекка школьного взяточничества. Разговариваю с
молодой учительницей Еленой Матвеевой:
– У нас есть школы, где на сотню учащихся
приходится по тринадцать медалистов. Это,
по-вашему, реально? Давно уже сложились ставки
оплаты положительных оценок на экзаменах.
Учителя начинают знакомство с классом, изучая по
журналу список родительских должностей...
Ковалева уверена – педагогов развратила власть:
– Учителей держат на голодном пайке, заставляют
«зарабатывать» деньги любыми способами. А потом
попробуй возрази начальству: у самого рыльце в
пушку!»
Какая точная и абсолютно справедливая фраза:
«Учителей держат на голодном пайке и заставляют
зарабатывать деньги любыми способами!»
Я вдруг подумал о том, что есть очень жесткая и
совсем не очевидная связь между обновлением
школы, особенно содержания образования, и всей
этой хозяйственно-экономической ситуацией со
школой. То есть даже не со школой, конечно, не со
школой, а с другой экономикой местного
сообщества! Именно поэтому меня и порадовал
приход Ольги Ковалевой во власть.
Я давно заметил, что активные действия на поле
модернизации системы образования вызывают
раздражение в регионах, в территориях, как раньше
говорили – на местах.
Не только рядовые учителя или директора школ, но
и многие руководители региональных органов
управления образованием считают, что происходит
подмена. Вместо решения главных, первостепенных
вопросов развития, если не сказать сохранения,
выживания, системы образования, силы и время
тратятся на другое. На решение не то чтобы
второстепенных, но вопросов, которые на самом
деле являются следствием более системных
процессов.
Для себя я это сформулировал так: не решить
проблемы обновления содержания образования без
радикальной перестройки школьной экономики,
которая в свою очередь не может перестроиться
отдельно от муниципальной.
В это трудно поверить критически настроенным
относительно всякой «психологии» управленцам,
но учитель, которого заставляют зарабатывать
любыми способами, будет игнорировать любые
изменения в программе и учебных планах.
Пустое это все.
Ключевой человек модернизации системы
образования – Ольга Ковалева.
Сможет она сделать местное самоуправление
собственником, сможет наполнить муниципальный
бюджет – система образования модернизируется,
потому что будет зависеть от местного
сообщества.
А останется зависимой от чиновника в Москве – ни
за что не модернизируется.
Хоть тресни.
|