Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Чтобы совершить модернизацию системы образования, надо избрать правильного мэра

Что и сделали в маленьком городе на Ставрополье

На прошлой неделе «Общая газета» сообщила своим читателям о маленькой сенсации.
Заметка начинается так: «Недавно жители города Зеленокумска избрали «яблочницу» Ольгу Ковалеву мэром». То, что новый мэр ставропольского города Зеленокумска – «яблочница», – это, безусловно, важная новость, но есть еще одна важная вещь: Ольга Ковалева – лидер местного профсоюза образования. В свое время она прославилась тем, что подала в суд на губернатора Ставрополья за невыплату зарплат, а когда иск не захотели принимать в местном суде, Ольга Ковалева переоформила его как иск к централизованной бухгалтерии, которая не выплатила уже начисленную зарплату, – и выиграла дело!
И вот теперь Ольга Ковалева – символ новой власти в Зеленокумске.
Честно говоря, я не разделяю стремления педагогов идти во власть. Как и стремления интеллигенции становиться депутатами, министрами, мэрами и вообще начальниками. С моей точки зрения, роль интеллигенции – быть в оппозиции власти, показывать ей, власти, ее оборотную, не управленческую, а общечеловеческую сущность.
Но вот Ольга Ковалева, деятель образования и одновременно политик, стала мэром города Зеленокумска. И я этому страшно обрадовался. И потому, что «яблочница», а еще больше потому, что наша, из образования. На моей памяти несколько десятков образователей становились депутатами разного уровня, заместителями мэров и губернаторов и даже мэрами. Но начиная с 97–98 годов они все либо ушли из власти, либо их «ушли».
И вот – новая волна?
Снова – наши идут?
А что – вполне может быть.
Потому что как у наиболее пострадавшей части работающего населения у работников образования появилась возможность трезво осмыслить свое положение. Не требовать у государства копейки, по методу «деньги давай», а задуматься над реальными механизмами ресурсного обеспечения школы. И что меня обрадовало больше всего – у Ольги Ковалевой есть ясный план наполнения деньгами муниципальной казны.
Не только в Зеленокумске, повсеместно у муниципалитетов нет собственности, нет достаточной налогооблагаемой базы, они полностью подчинены губерниям, а поэтому местная власть и не заинтересована в том, чтобы развивать малый бизнес, не заинтересована в том, чтобы местные рынки были богаче и люди на них торговали больше; местная власть так экономически устроена, что в результате она не заинтересована в благополучии граждан! Парадокс – да, но это действительно так. Соберешь больше налогов – увеличат ставку отчисления налогов в губернию. Будешь развивать малый бизнес и производство – снимут с дотаций и лишат статуса дотационной территории. А это значит – лишняя головная боль.
И конечно, наиболее хозяйственные бюджетники – а это именно работники образования – очень хорошо понимают, что без реального муниципального бюджета жизни в России не будет.
Другое дело, что в устоявшемся экономическом переделе уже успели прорасти и связи, и устойчивые механизмы прибыли.
И эти механизмы, как ни парадоксально прозвучит, подпитываются как раз активным недовольством учителей задержками зарплаты и ее низким уровнем. Они, эти механизмы, основаны на том, чтобы социальная инфраструктура как можно дольше и больше была на содержании мифического центра, а местная торговля, производство, строительство, финансовые операции, наконец, приносили скрытую прибыль, которая питает не бюджет и ту же социальную сферу, а саму себя.
При этом понятно, что основу этого самого центрального, федерального бюджета составляет отнюдь не гражданин с мизерными доходами и налогами, а небольшое число гигантских монополий вроде «Газпрома» или РАО ЕЭС, которые своими налоговыми отчислениями и держат Россию.
А что в результате?
Приведу цитату из материала об Ольге Ковалевой в «Общей газете»:
«Казалось бы – городские учителя должны были стать первой опорой Ковалевой на выборах мэра. Но за три дня до голосования они... обвинили ее в предательстве.
Чужая среди своих. Ковалева сказала, что учителя берут взятки.
Листовку с ее обращением к избирателям эти самые избиратели рвали из рук, пересказывали содержание соседям. А там ничего особенного.
– Ольга, что это было: бей своих, чтоб чужие боялись?
– Да нет. Просто выступала я как-то раз перед сотрудниками коммерческого банка, рассказывала о нелегкой учительской доле, об образовании – и уловила в комнате напряженную тишину. В которой было больше враждебности, чем внимания. А потом одна из сотрудниц банка сказала: «Вы знаете, я ведь в школе, где сын учится, свою профессию не назвала – записалась уборщицей». Так стыдно мне стало. Почувствовала: если открыто не скажу о поборах – грош мне цена.
Советский район Ставрополья, оказывается, просто Мекка школьного взяточничества. Разговариваю с молодой учительницей Еленой Матвеевой:
– У нас есть школы, где на сотню учащихся приходится по тринадцать медалистов. Это, по-вашему, реально? Давно уже сложились ставки оплаты положительных оценок на экзаменах. Учителя начинают знакомство с классом, изучая по журналу список родительских должностей...
Ковалева уверена – педагогов развратила власть:
– Учителей держат на голодном пайке, заставляют «зарабатывать» деньги любыми способами. А потом попробуй возрази начальству: у самого рыльце в пушку!»
Какая точная и абсолютно справедливая фраза: «Учителей держат на голодном пайке и заставляют зарабатывать деньги любыми способами!»
Я вдруг подумал о том, что есть очень жесткая и совсем не очевидная связь между обновлением школы, особенно содержания образования, и всей этой хозяйственно-экономической ситуацией со школой. То есть даже не со школой, конечно, не со школой, а с другой экономикой местного сообщества! Именно поэтому меня и порадовал приход Ольги Ковалевой во власть.
Я давно заметил, что активные действия на поле модернизации системы образования вызывают раздражение в регионах, в территориях, как раньше говорили – на местах.
Не только рядовые учителя или директора школ, но и многие руководители региональных органов управления образованием считают, что происходит подмена. Вместо решения главных, первостепенных вопросов развития, если не сказать сохранения, выживания, системы образования, силы и время тратятся на другое. На решение не то чтобы второстепенных, но вопросов, которые на самом деле являются следствием более системных процессов.
Для себя я это сформулировал так: не решить проблемы обновления содержания образования без радикальной перестройки школьной экономики, которая в свою очередь не может перестроиться отдельно от муниципальной.
В это трудно поверить критически настроенным относительно всякой «психологии» управленцам, но учитель, которого заставляют зарабатывать любыми способами, будет игнорировать любые изменения в программе и учебных планах.
Пустое это все.
Ключевой человек модернизации системы образования – Ольга Ковалева.
Сможет она сделать местное самоуправление собственником, сможет наполнить муниципальный бюджет – система образования модернизируется, потому что будет зависеть от местного сообщества.
А останется зависимой от чиновника в Москве – ни за что не модернизируется.
Хоть тресни.



Рейтинг@Mail.ru