Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЛЮС-МИНУС ТВ

Так я стал необыкновенно подозрительным...

Или о том, как телевизионные каналы втянули меня в конкурентную борьбу

Еще в пору недельного блинного торжества зашел в магазин купить сметаны и вдруг замер у прилавка, вспомнив сюжет из “Сегоднячка”. В нем поведали о домохозяйке, которая, открыв пакет сметаны, обнаружила там мышку. Все это показали крупным планом – хозяйку, мышку и сметану.
Почти аналогичная история приключилась в 1825 году с российским императором Александром I, как о том свидетельствует фильм И. и Д. Таланкиных “Незримый путешественник”, показанный на днях по одному из каналов. Разгрызая сухарь, царь обнаружил в нем камешек и тут же вызвал на ковер генерал-адъютанта вместе с хлебопекарем. Последний не стал отрицать своей вины, покаявшись в недосмотре, а император глубоко задумался, сопоставил еще несколько фактов из своей прошлой и нынешней жизни и решил оставить престол. Он инсценировал свою кончину, отдал распоряжения по бальзамированию тела и маршруту его следования в столицу, а сам решил превратиться в странника.
Вот к чему могут привести нежелательные добавки в цареву пищу.
В нашем случае со сметаной все было не так трагично. Хозяйка, конечно, пребывала в оторопи, но и гордилась одновременно, что ей удалось донести такую новость до широких масс. Однако телевизионщики этим не ограничились, они заявились в магазин, где сметана была куплена, и предъявили претензии продавщице. А та и не подумала каяться, как царев булочник. Лениво глядя в камеру, она ответила, что все это, наверное, конкуренты затеяли. Как называется сметана и кем произведена, сказано не было, так что конкурентов на этот раз выявить не удалось. И я, поборов самого себя, сметану купил. Моя оказалась вкусной и без мышки.
Но мысль о конкурентах из головы не уходила. Вдруг вся размеренная телевизионная жизнь предстала передо мной в виде эдакой конкурентной закулисной борьбы, в нее, естественно, как потребитель ввергнут и я, и именно мне необходимо принимать судьбоносное решение. Скажем, крутят без устали рекламный ролик о чудодейственных свойствах стирального порошка, который отбелит и обновит что угодно, а потом... раз, сюжетец о подпольном цехе, где этот порошок составляют черт-те из чего, запаковывая во вполне фирменную тару. Тут уж задумаешься, увидев знакомое название: стоит покупать или нет? То же с фирменными канистрами для автомобильного масла, красивыми водочными бутылками, содержимое которых запросто могут перепутать, ибо льют туда что бог на душу положит. Лишь бы по цвету сходилось.
Так я стал необыкновенно подозрительным, и все у меня в голове перепуталось. Конечно, химичат у нас так, что никакому Менделееву и не снилось. Но, с другой стороны, может, эту коробку, канистру или бутылку конкуренты подсунули, как мышку в сметану?! Особенно я запутался с рекламой пива, к любителям и ценителям коего, признаюсь, себя отношу. Что выбрать? “Три медведя”, “Арсенальное”, “Клинское”, “Бочкарев”, “Балтику” и иже с ними? Не нахожу ответа, ибо не знаю, кто заказывает рекламу. Вполне могу допустить, что ее придумал кто-то из конкурентов, пока остающийся в тени. Ну скажите, что за удовольствие начать потягивать пивко под Новый год, а очухаться к 8 Марта? Вы бы дорогой вашему сердцу напиток так отрекламировали? Или, для того чтобы чаще встречаться, полезли бы на крышу вагона с друзьями, прихватив с собой соответствующее количество пивка другой марки? Или стали бы выдрючиваться перед очаровательными девушками, разболтанно вихляясь перед ними на улице и попивая из горлышка еще один сорт рекламируемого напитка? Смотрю, наматываю на ус, но предпочитаю другие сорта. И видите результат? Волей-неволей втянут в разборки между пивными компаниями и вас принуждаю на эту тему подумать.
Конкуренция, конечно, двигатель торговли, а уж на телевидении она просто царь и бог. Почила на НТВ программа “О, счастливчик!”, хотя еще продолжает появляться на экране в виде повторов прошлых ристалищ. Переехала на ОРТ и с третьего или четвертого раза послала в нокаут передачу Дмитрия Диброва. У того никто не сумел выиграть миллион, а тут петербургский эрудит, весьма симпатичный человек, сорвал целый банк у Максима Галкина. Сорвал по справедливости, ибо был умен, находчив и тверд. Но как вовремя! Как точно в яблочко попал канал, начавший свою игру не только со зрителем, но и с конкурентом.
Отшумели праздники, все каналы, как могли, признались в любви к женщинам. Веселили их, пели для них, показывали хорошее старое кино. С Диной Дурбин, Вивьен Ли, Уитни Хьюстон, Катрин Денев и нашими красавицами, самыми обаятельными и привлекательными. И еще эти праздники прошли под звездой Андрея Миронова, всеобщего любимца, а женщин в особенности, недаром фактом своего рождения именно в день 8 Марта он преподнес им подарок на многие и многие годы. В этот год ему бы исполнилось шестьдесят, что трудно себе представить – он ушел совсем молодым и молодым останется всегда, напоминая нам о собственной молодости. Хотя уже выросло поколение, для которого встречи с ним только начинаются. А накануне юбилея друзья Андрея Миронова в программе российского канала “Театр+ТВ” преподнесли ему самый дорогой подарок: они создали такую замечательную атмосферу его живого присутствия, что и вправду казалось, будто Андрей с нами. Веселый и печальный, легкоранимый и отчаянный человек, актер, не расставшийся со сценой до последнего вздоха. А оттого не узнавший, что он умер.

Александр АВДЕЕНКО



Рейтинг@Mail.ru