Лия Ахеджакова:
“Перехожу черту, за которой меня будет трудно
обидеть”
Лия Ахеджакова была обречена на амплуа
травести: она всегда была взрослым ребенком и
остается им до сих пор. Она, захлебываясь,
рассказывает о перипетиях своей непростой жизни
и заливисто хохочет, вспоминая самые светлые и
радостные ее эпизоды. Сочетание внешней
хрупкости и мощного темперамента делает каждую
ее роль на экране и сцене неповторимой. Это
касается и ее последней работы – спектакля
“Старосветская любовь”, поставленного Валерием
Фокиным по “Старосветским помещикам”, где
Ахеджакова с Богданом Ступкой составили
блистательный дуэт. Начался наш разговор с ее
воспоминаний о том, как выпускница ГИТИСа попала
по распределению в свой первый театр –
Московский ТЮЗ.
– Я думала, что буду играть юных
прекрасных девочек, Джульетт. Там в то время
ставили классику, и Шекспира в том числе. Но
оказалось, что виды на меня были другие. Глядели
на меня узкопрофессионально: травести – и баста!
– Стало быть, годы, проведенные в ТЮЗе, вы
считаете потерянными?
– Нет, не все, конечно. Хотя у меня тогда не
получалось “ни дня без строчки”.
– Придя в “Современник”, вы восемь лет
ждали серьезной роли...
– ...Вообще – роли. А до этого перебивалась малым.
– Ваш отец в то время был главным режиссером
театра в Майкопе. Вы могли спокойно уехать к нему
под крылышко и стать примадонной. Что вас
удерживало в Москве?
– Не стала бы я там примадонной. И нигде бы не
стала. В Майкопском театре, как и везде в то время,
были определенные параметры на героиню,
характерную актрису, инженю и так далее. И мне
досталась бы травести. Театр стал меняться
гораздо позже, когда амплуа перестало быть
основополагающим законом сцены.
Первая роль в “Современнике” оказалась тоже не
совсем обычной. Это была старушка-пенсионерка
тетя Соня в спектакле “Спешите делать добро” по
пьесе Рощина.
– Вы считаете “Современник” своим театром?
– Это мой дом, где бывают взаимные обиды, ссоры.
Где бывает и больно, и радостно.
– Вам всегда искренне интересно то, что вы
играете в этом доме?
– В этом смысле я человек зловредный и часто,
видать, обижаю главного режиссера. Дело в том, что
во мне давно живет ощущение, что времени осталось
мало. Иногда мне предлагается маленькая ролька,
эпизодик или мой штамп – словом, много раз
пройденное, повторенное, “кушанное-жеванное”, и
я отказываюсь, хотя не имею на это права. Так
получилось, что я играю только то, что мне
нравится. Стыдно об этом говорить. Срам! Человек
нашей профессии должен служить Театру, а не
потакать своей карьере, своим творческим
потребностям. Но времени действительно остается
мало. Поэтому приходится категорически
восставать против каких-то незначительных,
мелких ролей. Я не имею в виду “Крутой маршрут”,
где играю крошечную роль, она дорогого стоит.
– В начале разговора вы упомянули это
проклятое амплуа. А вы для себя ставите какие-то
границы?
– Внутри где-то сидит “мерзавец”, который зудит:
это не твое, не надо, не берись! Но мне уже столько
раз приходилось играть “вопреки”, что уже
появился опыт: иногда “вопреки” дает свой
огромный плюс. Поэтому я не отказываюсь, а иду
даже на возможный провал. Вот и в “Старосветской
любви” до сих пор не поняла, имею ли я право на
Пульхерию Ивановну. Богдан Ступка, по-моему,
просто родился Афанасием Ивановичем, а по поводу
моей героини есть сомнения. Хотя люблю ее
бесконечно. Это мечта моя! Но могу предположить,
что критики скажут, дескать, взялась не за свое
дело.
Каждый крупный режиссер, с которым мне
приходится работать, пытается меня увести от
того, что я уже сделала, и привести в ту сторону,
где я еще не была. Они стараются убрать мои
штампы, или, точнее, привычки, которые идут от
природы. За это я им благодарна. И тут трудно
разобрать, где штамп, а где природа. Эту кожу от
себя уже не оторвешь.
– Кто-то написал: “Мера самоотдачи у
Ахеджаковой чуть выше, чем того требует
режиссерский расчет”. Как вы думаете, это не
раздражает режиссеров?
– Да, это бывает. Все мои удачи случаются тогда,
когда я бываю соавтором спектакля. Актер,
наверное, должен целиком поддаваться режиссеру и
выполнять его волю, быть краской в его палитре. Но
у меня это не получается.
– Но ведь режиссеры – люди самолюбивые. Не
каждый согласится делить авторство...
– Речь идет вовсе не о дележе, а о товариществе, о
разумных компромиссах. Иногда у меня при полном
доверии к режиссеру бывают конфликты. Даже с
Эльдаром Александровичем Рязановым, с которым
работаем много лет. Случалось, что он
прислушивался ко мне и наоборот – я отказывалась
от своей версии.
– Валерий Фокин – режиссер достаточно
жесткий, с ним, думаю, спорить было трудно?
– Это было одной из проблем в нашей работе. Он был
полновластным автором, хотя я видела, что
отталкивался он от конкретных актеров. Не было
такого, чтобы он придумал дома нечто и пытался бы
надеть на нас ненужную нам одежду. Хотя мне
казалось, что уже на первую репетицию он пришел с
готовым спектаклем в голове. Я не была в полной
мере готова к такой ситуации. И было трудно.
– А как работалось со Ступкой?
– Замечательно, просто замечательно. Он
уникальный человек и партнер. Художественная
Личность. Прекрасный Артист. Хотя при этом шалун
и хулиган, которого было трудно призвать к
порядку, приструнить, поставить в рамки. Творил
он эмоционально, скорее от сердца, чем от ума. В
работе над спектаклем он был похож на ребенка.
– А вы на кого похожи в работе?
– Я больше похожа на дебила из пятого класса,
которого собираются оставить на второй год. Если
есть возможность сымпровизировать, а режиссер
этого не позволяет, я жестоко обижаюсь. Как
обижаются дети в школе: его наказывают, ставят
двойку, а “он учил”. (Смеется.)
– Через полтора часа начнутся “Виндзорские
насмешницы” – один из лучших ваших спектаклей. В
нем вы кроме всего прочего демонстрируете
великолепную пластику. Вы занимаетесь этим
специально?
– Ой, я про пластику ничего не знаю. Я такой
неспортивный человек! А в этом спектакле есть
какая-то загадка: прихожу в театр с хриплым
голосом, а на сцене он становится певучим, до
спектакля ноет радикулит, а на сцене эдак лихо и
кокетливо скачу на мысочках. А уйду со сцены –
опять “схватывает”. Что-то прелестное и
бездонное заложено у Шекспира в этой пьесе.
– Еще до “Современника” вы дебютировали в
кино...
– Да, дебют состоялся в фильме Миши Богина “Ищу
человека”. После этого долгие годы не было
ничего. Потом появился Рязанов, и тут началась
совершенно другая жизнь. Ведь для того чтобы
кинорежиссер проникся каким-то чувством к
актеру, он должен его увидеть в определенном
качестве. Это, наверное, и произошло после
фильмов Рязанова.
– Не могу не вспомнить “Двадцать дней без
войны” Алексея Германа. Сыгранный вами эпизод в
этом фильме, на мой взгляд, стоит за гранью таких
понятий, как актерское мастерство, техника и даже
талант.
– Это была крошечная роль. Заняла она один день
моей жизни. Да и у Леши Германа тоже. Не более
того. В этом фильме есть и более блестящие
актерские работы. Но Герман больше никогда не
захотел со мной работать.
– Как-то в беседе с одним замечательным
актером я услышал такую фразу: “Фильмы есть, но
ролей нет!” У вас такое бывало?
– Годами бывало так, что играла то, о чем и
вспомнить неприятно. Тогда я поняла, что можно
вообще не сниматься. Много отказывалась, много
пропустила. И вот так жизнь проходила – без
съемок. А я люблю кино. Очень. Каждый раз
надеешься: а вдруг что-то получится. Но должен
быть хороший режиссер. В одиночку там не
прорваться.
– Но все же вы не станете отрицать, что в кино
вам повезло?
– Конечно! Одно то, что ко мне нежно отнесся
Эльдар Рязанов и мы с ним подружились, – это
огромное везение. Если бы не он, так бы и мелькала
в эпизодах. И в последнем его фильме “Старые
клячи” у меня замечательная роль. В нем у меня
опять чудные, блистательные партнеры: Ира
Купченко, Света Крючкова, Люся Гурченко, Валя
Гафт, Рома Карцев. Там было над чем помучиться,
что сыграть. Ожидание того, как пройдет картина,
как ее примет зритель, – все это входит в понятие
“жизнь и работа актрисы”. Лучше напороться на
неудачу, чем отказать себе в такой радости, как
процесс. Кино – это процесс, а театр – это
спектакль.
– В последнее время вы много играли на
стороне, в антрепризах. Это от
неудовлетворенности работой в своем театре, от
творческой незагруженности?
– В театре я уже больше двух лет ничего не делаю.
И не светит. Я же не могу сидеть дома, играя раз
или два в неделю. За это время я снялась у
Рязанова и сыграла спектакль у Фокина. Сидя без
работы, я придумываю себе что-то новое. До этого
была “Персидская сирень”, которая тоже стала
следствием “безработицы”. С ней я объездила
полмира, было столько радости! Это более
достойно, чем ждать ролей и повышения зарплаты в
театре, где ты в данный момент не нужен. Потом,
когда ты все же будешь востребован, окажется, что
ты находишься в хорошей творческой форме. Кроме
того, я же не участвую в халтурных антрепризах.
Сейчас опять наступило некоторое состояние
покоя, и я задумываюсь о новой “истории”. Слава
Богу, есть к кому обратиться.
– У вас есть люди, которые ради вас могут
заниматься организацией театрального дела?
– О да! Мне в жизни в этом смысле безумно,
невероятно повезло! У меня есть друг, или скорее
ангел. Лет десять назад появился в моей жизни
театральный администратор, а теперь продюсер
Ефим Спектор. Он был раньше морским офицером,
потом директором театра. Этот человек выбрал
меня, сделал ставку на такую актрису, как я. Мы
сделали с ним уже четыре спектакля. Он порой
терпит страшные неудобства. А теперь придумывает
еще один проект, где будет человек двадцать
актеров.
– Лия Меджидовна, не так давно вы сказали:
“Закаляю характер, перехожу черту, за которой
меня будет трудно обидеть”. Как это понимать?
– Да, закаляю характер. И стараюсь никогда не
выращивать в себе обиду и не обижать других
людей. С обидой нельзя жить. Она портит характер и
уносит здоровье, съедает талант.
– Однажды вы назвали сцену в Ярославском
театре намоленной. Так говорят об иконах...
– Может быть, это кощунство, богохульство... Когда
мы были на гастролях в Театре Ивана Франко, где
работает Ступка, ко мне подошла женщина и
сказала, что их сцена любит, чтобы актер, в первый
раз выходящий на нее, сказал: “Здравствуй, сцена!
Как ты поживаешь? Счастья тебе и удачи!” Вот это и
есть намоленная сцена, которой хочется сказать
такие слова. На сцене “Современника” хорошо. Я
бы с ней поздоровалась. Не дай Бог попрощаться.
Беседовал Павел ПОДКЛАДОВ
|