Нарисованные обиды
и пластилиновая злость
Как научить детей бережному отношению
друг к другу?
Воспитывая детей, мы так отчаянно порой
стремимся к идеальному, что теряем чувство
реальности. Но стоит лишь признать за детьми, как
за всеми людьми, право ссориться, не любить,
драться – тут же все меняется и встает на свои
места. Ведь все это нормально и необходимо для
роста и развития каждого ребенка: иначе как бы он
узнавал себя, учился общаться, решать конфликты и
понимать, что допустимо, а что запрещено по
отношению к другим.
Конечно, бесконечные ссоры и войны детей друг с
другом счастливее никого не сделают. Обычно они
изматывают, раздражают, злят родителей и
заставляют думать, что дети так поступают
специально и назло. Будьте поосторожнее: гоните
прочь подобные мысли, не увлекайтесь выяснением
их отношений и как можно достойнее и спокойнее
реагируйте на их возню. Если что – спасайтесь
смехом, а не криком.
Правда, все это не значит, что их ссоры и нелюбовь
стоит пускать на самотек – ни в коем случае.
Во-первых, нужно всегда быть уверенным в
безопасности младшего. Поэтому, строго говоря,
речь идет не о независимости детей, а о нашей
способности создать видимость независимости,
при которой ответственность за их отношения друг
с другом лежит на них же. И даже если дело дошло до
драки, не спешите жалеть одного и расправляться с
другим – разведите их в разные стороны и держите
паузу, не подсказывая решений. Дайте им понять,
что они вас очень расстроили, и ждите. Для
разговора и примирения каждый должен созреть.
Попытайтесь точно определить для себя, что
именно привело детей к ссоре. Хорошо, если дело
лишь в том, что они не поделили игрушку, случайно
обидели друг друга. Чаще же бывает так, что
истинная причина сложнее и запутаннее. Обижать
младшего, не любить старшего, драться с сестрой
они могут потому, что им недостает внимания,
ласки родителей; потому, что они одиноки или
измучены ревностью. А на поверхности –
бестолковая драка из-за паровозика, бешеная
злость на безобидные слова, слезы, крики и плач,
которым нет конца.
Лучше с каждой из враждующих сторон поговорить
наедине, по душам, выбрав подходящее время и
место. Начав издалека, ласково, потихоньку
подбирайтесь к конкретной ссоре. Старайтесь не
подсказывать правильных решений – пусть ребенок
думает и оценивает все сам. Ведь сейчас важно не
то, к какому выводу он в конце концов придет, а то,
что он сам по поводу всего случившегося думает,
как оценивает собственную вину и насколько
допускает, что прав, может быть, не он один.
А может, их нужно вместе посадить рисовать обиду,
лепить из пластилина злость. Или пусть оба
напишут о том, как было дело и почему, что
показалось обидным в поступках другого, а что
правильным в собственном поведении. А вы, пока
они творят, подумайте о том, не провоцирует ли
невольно на ссоры, драки, взаимные обиды, упреки и
нелюбовь ваш стиль общения с детьми. Ведь они
охотно подражают командному голосу родителей,
быстро усваивают громкие интонации и небрежную
манеру поведения.
И помните, что старший – большой только по
сравнению с младшим, а по сути такой же ребенок.
Поэтому не накидывайтесь на него с обвинениями,
угрозами и наказаниями. Он станет только еще
агрессивнее. А младшему и подавно вредно слушать,
как ругают брата или сестру. Заметив, что младший
научился быть невинной жертвой, а старший
командует и применяет силу, просите его почаще
завязывать младшему шнурки, застегивать куртку;
пусть учит его рисовать море, играть в морской
бой. Ведь бережному отношению друг к другу всех
нас кто-нибудь когда-нибудь учил.
Марина НИКОНОВА
|