Они же родные! –
говорим мы, будто одно это условие
гарантирует братско-сестринскую любовь. На самом
деле родство – это сначала ревность и
соперничество. А наша родительская задача –
направить эту энергию в русло сотрудничества
Когда в семье все тихо, мирно, удачно,
благополучно, нам не приходит в голову искать и
исследовать причины такого положения. Мы не
считаем его непонятным, загадочным и не
предсказываем, что рано или поздно оно изменится.
Мы считаем его естественным, придавая слову
естественный значение оптимальный. Если братья и
сестры дружны, любят, поддерживают, защищают друг
друга, то это тоже кажется нам само собой
понятным, данным от природы. «Они же родные!» –
говорим мы, будто такая формула является неким
исчерпывающим объяснением. Ревность, конфликты,
а тем более ненависть и вражда между братьями и
сестрами представляются не только страшными и
печальными, но и непонятными, и загадочными. Тут
уж мы начинаем доискиваться до истоков, пытаемся
разгадать загадку, разрешить проблему, которая
становится мучительным переживанием и причиной
глубочайшего горя родителей.
Но, может быть, загадочным, требующим
исследования и объяснения является как раз факт
любовного отношения между братьями и сестрами?
Может быть, если мы поймем, в чем особенность
семей, где дети любят друг друга, нам станет
понятнее, как врачевать болезнь
братско-сестринской вражды?
Давайте обратимся к неисчерпаемому источнику
общечеловеческой мудрости – к мифам, легендам,
преданиям, притчам, в которых сконцентрирован
разнообразнейший опыт бесчисленных поколений.
Какие свидетельства об отношениях братьев и
сестер оставлены ими потомкам для вразумления,
предупреждения и осмысления?
Когда мы начнем группировать легендарные сюжеты
об отношениях братьев, то вынуждены будем
заметить то, что не очень-то приятно замечать:
мотив вражды вплоть до братоубийства
встречается в них гораздо чаще, чем мотив горячей
братской любви. То есть вражду между братьями
предание совершенно недвусмысленно признает
естественным делом. Естественным – вовсе не
значит должным, одобряемым, оправданным. Понять
– далеко не всегда значит простить. Человеческая
культура потому и является культурой, что не
оставляет человека во власти естественного,
природного начала, а учит преодолевать его
негативные стороны. Именно в этом смысле
братская вражда – естественное явление,
требующее усилий для преодоления.
Согласно библейскому преданию с братоубийства
началась человеческая история: дети Адама и Евы,
братья Авель и Каин, стали первыми на земле
жертвой и убийцей. Причиной была ревность
высочайшего накала: Каин возревновал ни к
чему-нибудь, а к одобрению самого Бога, который по
своей неисповедимой воле принял жертву Авеля
благосклоннее, чем жертву Каина.
Другая пара библейских братьев, Исав и Иаков,
враждовали настолько остро, что и тут дело чуть
не дошло до смертоубийства: Иаков должен был
бежать от гнева Исава. Гнева, впрочем, совершенно
заслуженного, потому что младший, Иаков, обманул
и обездолил старшего, Исава, хитростью выманив у
отца благословение, по закону предназначенное
старшему брату. Мотивом вражды вновь выступает
ревность. И детей самого Иакова не обошла
братская вражда: старшие братья покушались
убить, а в итоге продали в рабство младшего,
Иосифа Прекрасного, которому смертельно
завидовали из-за обращенного на него отцовского
предпочтения. А где же в Библии образцы братской
любви? В том-то и дело, что их там нет. Возвышенная
дружба, отцовская, материнская, сыновняя любовь
– все это есть, но вместо братской любви мы
находим вражду...
Если мы обратимся к древнегреческой и
древнеримской мифологии, то обнаружим сходную
картину. Геракл совершал свои подвиги не по
собственному порыву, от избытка богатырских сил,
а потому, что для него изобретал все более
опасные задания ненавидевший его царь – родной
брат Геракла. Братоубийством сопровождалось и
основание Великого Рима: братья Ромул и Рем
смертельно рассорились из-за первенства, и Ромул
убил Рема. Однако греческая мифология дает нам и
пример – единственный, впрочем, –
самоотверженной братской любви: братья Диоскуры,
Кастор и Полидевк, так горячо и преданно любили
друг друга, что бессмертному Полидевку не нужна
стала его вечная жизнь, когда смертный Кастор
погиб. Бессмертный брат добровольно ушел вместе
с погибшим в безрадостные глубины подземного
царства, и тогда боги, тронутые их сердечной
неразрывностью, разделили на двоих бессмертие
Полидевка.
Заглянем теперь в «Рамаяну» и «Махабхарату» и
разберемся, как же обстояло дело с братской
любовью в древнеиндийской мифологии. Тут мы
обнаружим тугое переплетение мотивов братской
любви и ненависти: Лакшмана, образец верного и
любящего брата, ушел в изгнание вслед за старшим
братом Рамой. Но почему тот оказался изгнанником?
Да потому, что третий брат, Шатругхн, был, как и
Рама, претендентом на престол. Интриги, ревность,
обман и соперничество привели к изгнанию
благородного героя. В «Махабхарате» пятеро
братьев Пандавов стали символом братской любви,
но ведь у них был и шестой брат, Карна, а с ним они
воевали как с заклятым врагом, и в конце концов
Карна пал от руки брата Арджуны.
Совершенно очевидно, что трагических
стереотипов для взаимоотношений между братьями
в истории возникло гораздо больше, чем
утешительных.
Сестринским чувствам предание уделяет еще
меньше внимания, поэтому и образцов вражды
меньше, зато примеров преданной любви между
сестрами мы и вовсе не найдем. Зависть, ревность,
соперничество из-за мужчины – вот
предопределенный путь сестер. «Будь одна из вас
ткачиха, а другая – повариха». Народная сказка,
которой следует Пушкин, даже и не предполагает,
что ткачиха с поварихой могут порадоваться
счастью младшей сестры, нет, «завидуют оне
государевой жене».
О моральных принципах отношения брата к сестре с
шокирующей прямотой говорит народная пословица:
«Брат любит сестру богатую». Чтобы брат преданно
и нежно любил сестру и чем-нибудь пожертвовал
ради нее – такого народная мудрость просто не
знает. Зато братская забота постоянно
проявляется в том, что брат сестру убивает – если
поведение девушки каким-то образом может уронить
ее честь, а тем самым и честь рода. Самый, пожалуй,
знаменитый пример относится к древнеримской
мифологии: трое братьев Горациев насмерть бьются
с тремя братьями Куриациями, а потом оставшийся в
живых Гораций убивает свою сестру Камиллу – за
то, что один из Куриациев был ее женихом и
несчастная девушка его оплакивала.
Больше всего примеров преданности мы найдем при
изображении чувств сестры к брату. Трагический и
прославленный образ верности сестринскому долгу
и чувству – история Антигоны. Ее родные братья,
смертельно враждовавшие Этеокл и Полиник, убили
друг друга на поединке, а фиванский царь Креонт
запретил под страхом смерти хоронить Полиника,
справедливо считая его виновником трагедии.
Оплакивая обоих братьев, Антигона предает земле
тело брата, оставшегося и после гибели вне
закона, и тем самым сознательно идет на смерть.
Итак, глубины общечеловеческого прошлого
подсказывают, что братско-сестринская любовь не
является естественным, природным чувством, не
требующим нравственных и воспитательных усилий.
Естественной оказывается как раз ревность между
детьми в семье. Направить энергию соперничества
в русло сотрудничества – вот задача родителей,
требующая постоянного приложения сил. Но эту
задачу прежде всего нужно видеть. Мы же зачастую
просто не различаем ее за иллюзией, что любовь
между братьями и сестрами запрограммирована и
возникает сама собой.
Юлия МАТВЕЕВА
|