Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2001

Третья тетрадь. Детный мир

СЕМЕЙНЫЕ ЛОВУШКИ

Они же родные! –

говорим мы, будто одно это условие гарантирует братско-сестринскую любовь. На самом деле родство – это сначала ревность и соперничество. А наша родительская задача – направить эту энергию в русло сотрудничества

Когда в семье все тихо, мирно, удачно, благополучно, нам не приходит в голову искать и исследовать причины такого положения. Мы не считаем его непонятным, загадочным и не предсказываем, что рано или поздно оно изменится. Мы считаем его естественным, придавая слову естественный значение оптимальный. Если братья и сестры дружны, любят, поддерживают, защищают друг друга, то это тоже кажется нам само собой понятным, данным от природы. «Они же родные!» – говорим мы, будто такая формула является неким исчерпывающим объяснением. Ревность, конфликты, а тем более ненависть и вражда между братьями и сестрами представляются не только страшными и печальными, но и непонятными, и загадочными. Тут уж мы начинаем доискиваться до истоков, пытаемся разгадать загадку, разрешить проблему, которая становится мучительным переживанием и причиной глубочайшего горя родителей.
Но, может быть, загадочным, требующим исследования и объяснения является как раз факт любовного отношения между братьями и сестрами?
Может быть, если мы поймем, в чем особенность семей, где дети любят друг друга, нам станет понятнее, как врачевать болезнь братско-сестринской вражды?
Давайте обратимся к неисчерпаемому источнику общечеловеческой мудрости – к мифам, легендам, преданиям, притчам, в которых сконцентрирован разнообразнейший опыт бесчисленных поколений. Какие свидетельства об отношениях братьев и сестер оставлены ими потомкам для вразумления, предупреждения и осмысления?
Когда мы начнем группировать легендарные сюжеты об отношениях братьев, то вынуждены будем заметить то, что не очень-то приятно замечать: мотив вражды вплоть до братоубийства встречается в них гораздо чаще, чем мотив горячей братской любви. То есть вражду между братьями предание совершенно недвусмысленно признает естественным делом. Естественным – вовсе не значит должным, одобряемым, оправданным. Понять – далеко не всегда значит простить. Человеческая культура потому и является культурой, что не оставляет человека во власти естественного, природного начала, а учит преодолевать его негативные стороны. Именно в этом смысле братская вражда – естественное явление, требующее усилий для преодоления.
Согласно библейскому преданию с братоубийства началась человеческая история: дети Адама и Евы, братья Авель и Каин, стали первыми на земле жертвой и убийцей. Причиной была ревность высочайшего накала: Каин возревновал ни к чему-нибудь, а к одобрению самого Бога, который по своей неисповедимой воле принял жертву Авеля благосклоннее, чем жертву Каина.
Другая пара библейских братьев, Исав и Иаков, враждовали настолько остро, что и тут дело чуть не дошло до смертоубийства: Иаков должен был бежать от гнева Исава. Гнева, впрочем, совершенно заслуженного, потому что младший, Иаков, обманул и обездолил старшего, Исава, хитростью выманив у отца благословение, по закону предназначенное старшему брату. Мотивом вражды вновь выступает ревность. И детей самого Иакова не обошла братская вражда: старшие братья покушались убить, а в итоге продали в рабство младшего, Иосифа Прекрасного, которому смертельно завидовали из-за обращенного на него отцовского предпочтения. А где же в Библии образцы братской любви? В том-то и дело, что их там нет. Возвышенная дружба, отцовская, материнская, сыновняя любовь – все это есть, но вместо братской любви мы находим вражду...
Если мы обратимся к древнегреческой и древнеримской мифологии, то обнаружим сходную картину. Геракл совершал свои подвиги не по собственному порыву, от избытка богатырских сил, а потому, что для него изобретал все более опасные задания ненавидевший его царь – родной брат Геракла. Братоубийством сопровождалось и основание Великого Рима: братья Ромул и Рем смертельно рассорились из-за первенства, и Ромул убил Рема. Однако греческая мифология дает нам и пример – единственный, впрочем, – самоотверженной братской любви: братья Диоскуры, Кастор и Полидевк, так горячо и преданно любили друг друга, что бессмертному Полидевку не нужна стала его вечная жизнь, когда смертный Кастор погиб. Бессмертный брат добровольно ушел вместе с погибшим в безрадостные глубины подземного царства, и тогда боги, тронутые их сердечной неразрывностью, разделили на двоих бессмертие Полидевка.
Заглянем теперь в «Рамаяну» и «Махабхарату» и разберемся, как же обстояло дело с братской любовью в древнеиндийской мифологии. Тут мы обнаружим тугое переплетение мотивов братской любви и ненависти: Лакшмана, образец верного и любящего брата, ушел в изгнание вслед за старшим братом Рамой. Но почему тот оказался изгнанником? Да потому, что третий брат, Шатругхн, был, как и Рама, претендентом на престол. Интриги, ревность, обман и соперничество привели к изгнанию благородного героя. В «Махабхарате» пятеро братьев Пандавов стали символом братской любви, но ведь у них был и шестой брат, Карна, а с ним они воевали как с заклятым врагом, и в конце концов Карна пал от руки брата Арджуны.
Совершенно очевидно, что трагических стереотипов для взаимоотношений между братьями в истории возникло гораздо больше, чем утешительных.
Сестринским чувствам предание уделяет еще меньше внимания, поэтому и образцов вражды меньше, зато примеров преданной любви между сестрами мы и вовсе не найдем. Зависть, ревность, соперничество из-за мужчины – вот предопределенный путь сестер. «Будь одна из вас ткачиха, а другая – повариха». Народная сказка, которой следует Пушкин, даже и не предполагает, что ткачиха с поварихой могут порадоваться счастью младшей сестры, нет, «завидуют оне государевой жене».
О моральных принципах отношения брата к сестре с шокирующей прямотой говорит народная пословица: «Брат любит сестру богатую». Чтобы брат преданно и нежно любил сестру и чем-нибудь пожертвовал ради нее – такого народная мудрость просто не знает. Зато братская забота постоянно проявляется в том, что брат сестру убивает – если поведение девушки каким-то образом может уронить ее честь, а тем самым и честь рода. Самый, пожалуй, знаменитый пример относится к древнеримской мифологии: трое братьев Горациев насмерть бьются с тремя братьями Куриациями, а потом оставшийся в живых Гораций убивает свою сестру Камиллу – за то, что один из Куриациев был ее женихом и несчастная девушка его оплакивала.
Больше всего примеров преданности мы найдем при изображении чувств сестры к брату. Трагический и прославленный образ верности сестринскому долгу и чувству – история Антигоны. Ее родные братья, смертельно враждовавшие Этеокл и Полиник, убили друг друга на поединке, а фиванский царь Креонт запретил под страхом смерти хоронить Полиника, справедливо считая его виновником трагедии. Оплакивая обоих братьев, Антигона предает земле тело брата, оставшегося и после гибели вне закона, и тем самым сознательно идет на смерть.
Итак, глубины общечеловеческого прошлого подсказывают, что братско-сестринская любовь не является естественным, природным чувством, не требующим нравственных и воспитательных усилий. Естественной оказывается как раз ревность между детьми в семье. Направить энергию соперничества в русло сотрудничества – вот задача родителей, требующая постоянного приложения сил. Но эту задачу прежде всего нужно видеть. Мы же зачастую просто не различаем ее за иллюзией, что любовь между братьями и сестрами запрограммирована и возникает сама собой.

Юлия МАТВЕЕВА



Рейтинг@Mail.ru