МБАЛАХ, ВА
Это странное слово обозначает музыку,
которую слышит Юссу Ндур. Он слышит ее, ловит в
свое сердце – и отдает нам...
Писать о певце – все равно что петь о
писателе. Об африканских певцах пишут редко, зато
они часто сами поют о себе. Поют о своей жизни, о
своих родственниках и знакомых, о том, что им
вообще нравится и как бы они хотели, чтобы все
было. Это как раз и составляет основное
содержание песен в стиле мбалах.
Поэтому, рассказывая о самом популярном
исполнителе мбалаха, Юссу Ндуре, мы решили
представить себе, как бы сам он спел эту статью в
одной из своих песен. Попробуйте сами мысленно
воспроизвести инструментальные партии. При
пении имейте в виду, что русская транскрипция
слабо воспроизводит имя певца, и в оригинале оно
произносится примерно так: “Юсу-соу Нду-дур”,
хотя и этот набор букв ни о чем толком не говорит.
ЮССУ НДУР
Песня
Я – Юссу Ндур,
Родился в тысяча девятьсот пятьдесят девятом
году
В городе Дакаре.
Ох, какое там большое и красное солнце!
Я – Юссу Ндур,
Родился в тысяча девятьсот почти
сорок лет назад году
В городе Дакаре.
Ах, какие там синие и мокрые волны океана!
С двенадцати лет я пою песни
О счастье и горе моей Африки,
А в двадцать лет я уже собрал свою группу.
Моя группа называлась сначала просто: “Звезда
Дакара”.
Потом еще проще: “Суперзвезда Дакара”.
А потом совсем просто: “Суперзвезда”.
Потому что, если звезды не будут светить, мы
потеряем дорогу.
А в двадцать пять лет я познакомился с одним
англичанином,
Мы с ним поговорили и поехали в Англию.
И там записывали песни в студии.
Его звали Питер Габриэль, я его знаю, и вы его
знаете.
Я спел на его пластинках “So” и “Shakin’ the Tree”,
Принимал участие в записи музыки к знаменитому
фильму
“Последнее искушение Христа” Мартина Скорсезе,
А потом еще пел с англичанином Полом Саймоном
И японцем Рунши Сакамото.
Мой видеоклип с песней про “Семь секунд”,
Которую я пел вместе с Нене Черри,
Попал даже на русские телеэкраны.
Ах, как я был удивлен!
Теперь мои пластинки выходят на крупных
европейских фирмах.
Я, сын дакарского плотника, стал знаменитым
певцом.
Я был бедным, а стал богатым.
Но я и раньше был счастливым, и дальше буду
счастливым.
И теперь, когда меня слушают и черные, и белые,
Я могу ко всем вам обратиться:
Какая разница, какого цвета у вас кожа,
Лишь бы вы человеком были хорошим.
Хор: Ай, Юссу, ой, Юссу,
Вот такой он, наш Юссу.
Ва-ва.
Повторение первого куплета.
Три вопроса о мбалахе
(с ответами и дополнительными мыслями)
Вопрос. Что такое мбалах?
Ответ. Сложный вопрос. Формально это
музыкальный стиль, в основе которого лежат
традиционные ритмы народа уолоф, проживающего на
территории современного Сенегала. Практически
это определенное состояние восприятия
пространственно-временного континуума, или,
проще выражаясь, образ жизни.
Вопрос. Как отличить мбалах от нембалаха?
Ответ. Интересный вопрос. Формально для
этого надо прослушать оба музыкальных фрагмента
и сравнить их между собой. Практически –
исследовать ритмический рисунок произведения.
Для облегчения задачи исследователь может
похлопать в ладоши, постучать ногами, совершить
несколько движений корпусом. Секрет африканских
ритмов кроется в их полиритмии. Проще говоря,
музыканты одновременно играют в разных ритмах.
Например, одной рукой вальс, а другой – мазурку. В
целях безопасности не стоит делать нечто
подобное без специальной тренировки. Мозгу,
привыкшему обдумывать свои действия, придется
совершать в единицу времени множество
арифметических действий, быстро делить четные
числа на нечетные, а те – опять на четные. Он
непременно запутается в дробях и бесконечных
величинах и может полностью парализовать
деятельность центральной нервной системы.
Потому что мбалах можно понять, выучить его
невозможно. Исследователю важно уловить, что
музыка с первых же звуков ураганом понеслась из
динамиков по кочковатому африканскому
бездорожью, а потом появился голос певца (или
певицы, но это реже), выводящего на хорошем уолофе
“Ву лоу дьямо-оно иента. Алимату Салиа-а”, что
означает “Вчера зашел я в гости к Алимату
Салия”, причем голос взлетает над музыкой и
будто парит над гладью океана и белыми улочками
прибрежных сенегальских городов. Если все эти
факторы налицо, исследователь может с
определенной долей уверенности сказать, что это
скорее мбалах, чем нембалах.
Вопрос. Когда, кто и что?
Ответ. Своевременный вопрос. Формально
история мбалаха уходит в седую древность.
Практически слово “мбалах” впервые раздалось в
Европе лет десять назад. Глашатаем и живой
легендой этого стиля, безусловно, является Усуф
Ндуор, который уже лет десять пользуется
всеафриканской известностью, а теперь активно
покоряет мир. Но сами сенегальцы утверждают, что
цех мастеров-мбалахистов с каждым днем ширится и
растет и вопрос с пальмой первенства еще отнюдь
не решен. Немалой известностью пользуется
представитель романтического крыла мбалаха
сердцеед Измаил Ло, который своим вибрирующим
тенором покоряет в последние годы томных
француженок. Из года в год выпускает мастерские
альбомы группа “Супер Диамоно” под
руководством блистательного Омара Пене. А самый
выдержанный мбалах в наиболее традиционном
первозданном виде можно услышать в исполнении
певца Тиона Сека, лидера группы “Раам Даан”. К
сожалению, в силу своей посконности он пока
практически неизвестен за пределами Африки, хотя
его дискография, а точнее “кассетография”, что
более типично для африканского шоу-бизнеса,
начинается с семьдесят пятого года. Говорят, что
поет он на таком древнем и сложном языке, что
современные сенегальцы с трудом его понимают
(как англичане своего Шекспира), тем более что
сегодня большинство сенегальской молодежи
гораздо лучше знают общепринятый французский,
чем свой родной.
Дополнительные мысли: Мбалах – музыка серьезная,
требует виртуозного владения инструментом и
особого чувства ритма. Сочетание ритмического
фейерверка и протяжных медитативных мелодий
сенегальцев приводит в трепет души европейских
меломанов, погружает их в грезы о бескрайних
просторах и вечных истинах. Еще через пару лет
этот стиль имеет шансы стать одним из самых
популярных в мире и, глядишь, доживет до своего
Вудстока, на котором в мбалахе попрактикуются не
только черные, но и белые. А в свете завершения
истории ритм-н-блюза, определившего музыку
последних десятилетий, встает вопрос о том, какие
ритмы придут ему на смену. Кажется, мбалах готов
предложить свои варианты.
Георгий АНАНОВ
|