“Будь собой – и этого достаточно!”
Девять жизней Леопольда Сенгора
На фоне ушедшего столетия
Можно сколько угодно бранить ХХ век, его
идеи и повадки. Люди, населившие отошедшее
столетие, испытали на себе прелесть мировых войн,
тоталитарных режимов, разрушения привычных
укладов, нестабильности и головокружительных
скоростей. Со счетов такого не спишешь. Но ведь и
удались эти десять десятков лет на славу. Мир
съежился, столкнулись противоположные культуры,
Европа остановила свою экспансию и была
вынуждена перейти от нравоучения к диалогу.
Наконец, миллионы людей научились читать и
писать, были избавлены от голода и нищеты,
перестали быть объектами и сами стали субъектами
истории. Все это породило новые проблемы: Фуко
провозгласил смерть субъекта, Кожев – смерть
человека. Но ведь и какая жизнь бушевала вокруг
философских конструкций, какие расцветали имена
– Вивекананда, Ганди, Судзуки, Неру, Родс, Тагор,
Лао Шэ, Перон, Сталин, Леннон, Че Гевара, Мао,
Борхес. Леопольд Сенгор – из этого списка. Первый
идеолог негритюда, в некоторых интерпретациях
превратившегося к концу столетия в «черный
расизм», первый президент независимого Сенегала,
единственный в своем роде христианин во главе
африканского мусульманского государства на заре
эры исламского фундаментализма, первый
чернокожий профессор европейского университета,
занимавшийся проблемами романских языков в пору
триумфального шествия фашизма по трясущейся в
лихоманке Европе, солдат французской армии,
несколько лет томившийся в немецком плену,
академик из числа «бессмертных», восхитительный
поэт, певец традиции и сторонник культурного
синтеза, теоретик и пропагандист джаза,
танцующий высоколобый, простой смертный,
которому в 2001 году исполнилось уже 94 года,
социалист, масон, воспитанник ордена иезуитов.
Сын своего времени, своей культуры и своей расы,
он мечтал спасти соотечественников от
разделения, вражды, страхов и тоски, вернуть им
силу и человеческое достоинство. Заложник
обычной человеческой участи, он сам сказал на
своем девяностолетии, что прожил множество
жизней, хотя был бы благодарен и за одну, пусть
самую заурядную.
Путь поэта
Сенгор родился 9 октября 1906 года в
небольшой деревушке в 120 километрах от Дакара.
Первые его годы прошли в царстве традиционной
культуры – берег моря, любящие женщины,
сверстники, товарищи по играм. В какой-то степени
все это было вполне хрестоматийно – ему
рассказывали сказки, ему пели песни, он учился
танцевать танцы. Герои сказок и песен потом
войдут и вольготно расположатся в его
сочинениях, вдохновляя европейцев своей
экзотической повадкой, ритмы барабанов станут
ритмами его французских стихов, пленяя читателей
своими неожиданными переходами, своим глухим
ропотом, а свою самую хрестоматийную вещь он
посветит африканской женщине, лаской которой был
вскормлен и вдохновлен.
Детство, сколь бы ярким оно ни было, быстро
проходит. Вскоре пришла пора учиться. Французы,
кстати, в отличие от англичан всегда уделяли
особое внимание становлению интеллектуальной
элиты в колониях. Они не боялись давать
образование туземцам, напротив, пытались
заразить самых способных обаянием европейской
культуры. Первыми учителями Сенгора стали
отцы-иезуиты. Маленький Леопольд проявил
блестящие способности. Ему дали стипендию и
отправили во Францию.
В 1927 году Сенгор защитил работу на степень
бакалавра и поступил в Сорбонну. К 1935 году он стал
доктором по специальности французский язык и
литература, вступил в масонскую ложу, начал
преподавать во французских лицеях и колледжах.
Воистину это потрясало. Человек из Сенегала учил
французских школьников и студентов спряжению
неправильных глаголов!
Тогда же, в 30-е годы, Сенгор опубликовал и свои
ранние стихи. Они взволновали и встревожили
современников – еще бы, в европейскую поэзию
входили совершенно непривычные символы, новые
воспоминания, иное мировосприятие...
Танцуй же танцуй
глаз тигра человек отчаяния
на берегу мира под резкие хлопки
бессмертия
но здесь в городе автомобили рвут время
расчерчивая квадраты жизнь на квадраты
квадраты занимают полки ружья
наизготовку
под улюлюканье девушек
с распущенными волосами.
Негритюд
Академическая работа и творчество,
сколь бы привлекательны они ни были, не могли
целиком занять воображение сенегальского поэта.
Он слишком чувствовал себя посланцем,
представителем, пророком, его устами должна была
говорить вся черная Африка.
Уже в университете Сенгор начал сотрудничать в
нескольких журналах африканской диаспоры, среди
которых выделялось «Негритянское образование».
Именно на страницах этого издания Сенгор развил
и обосновал идеи негритюда – стройной
историко-философской концепции, призванной дать
новый стимул культурному и политическому
развитию «черного континента». Сенгор придумал
удивительное определение африканскому мышлению
– он назвал его танцующим. Там, где европеец
погружен в логические конструкции, человек с
темным цветом кожи чувствует ритм, постоянную
нервную пульсацию Вселенной. Он двигается в такт
этому ритму, он живет в такт этому ритму, на него
можно оказывать давление, его можно поработить,
но музыка будет звучать вопреки любому
произволу. И человек останется частью этой
музыки.
Негритюд – своего рода джазовая философия.
Открыв для себя мир джаза, бронзовые голоса Луи
Армстронга и Эллы Фицджеральд, Леопольд всю
жизнь находился под их чарующим обаянием. Вместе
с джазом пришла к нему и устойчивая идея общности
всех африканцев, где бы те ни жили – на родине ли,
в Америке или Европе. «Мои соотечественники не
станут корпеть гроша ради, но всегда поднимутся,
заслышав стон саксофона, стон любви». Поэт
полагал, что настало время африканского единства
– единства не столько политического, сколько
культурного и экзистенциального. «Цвет кожи –
это не сон расы, а солнце души. У нас нет времени
на обиды и ожидания, необходимо действовать,
прорываясь к лучезарному будущему». Но
африканскую цивилизацию он никогда не мыслил
изолированно от остального мира, выступал
сторонником диалога – не конфронтации. Однако,
чтоб диалог состоялся, необходима была борьба.
Борьба за право быть услышанным, борьба за
свободу.
В 1966 году, уже будучи президентом своей
независимой родины, Сенгор представил внятный
образ африканского культурного единства. Он
организовал в Дакаре уникальный по масштабам
Всемирный фестиваль негритянского искусства и,
выступая перед его участниками, сформулировал
свой modus vivendi: «У нас нет выбора. Мы должны
остаться сами собой».
Война
Вторая мировая не обошла Сенгора
стороной. Он был призван солдатом во французскую
армию, воевал и провел два года в немецком плену.
Вернувшись в 1943 году, вновь занялся
преподаванием. В 1945 году был опубликован его
первый большой поэтический сборник «Сумеречные
тени».
Политика
Послевоенная ситуация поощряла
политическую деятельность. На смену вишистской
администрации, душившей любые свободы, пришло
левое правительство. Всюду бушевали споры о
будущем Франции и колоний. Сенгор вернулся в
Сенегал, где последние 17 лет бывал только
наездами, основал с друзьями новую политическую
партию Сенегальский демократический союз и был
избран депутатом французского парламента. В
коалиции с другими депутатами-африканцами он
боролся за независимость колоний до тех пор, пока
в конце 50-х годов на фоне поражений Франции в
алжирской войне Сенегал не получил сперва
автономию, затем независимость. Своим первым
президентом сенегальцы избрали Леопольда
Сенгора.
Президент
Независимость принесла не только
удовлетворение, но и многочисленные
разочарования. Проблемы были почти те же, что и в
других африканских странах. Национальная элита
оказалась не готова к ответственной работе,
институты власти разъедала коррупция, многие
друзья уходили в оппозицию, правительству
пришлось столкнуться с племенными разборками и
мощным сепаратистским движением. Сенгор работал
президентом 20 лет – до 1980 года. Ему удалось
создать достаточно гибкую политическую систему
и, несмотря на искушения авторитаризмом в 60-е
годы, развернуть страну в сторону демократии. За
время его правления миновала целая эпоха.
Эйфория сменилась рутинной работой, во главу
угла была поставлена экономика, не всегда
ладились отношения с соседями. Однако
десятилетия не прошли даром – Сенегал был
признан как одно из немногих государств в Африке,
где сохранены основные политические свободы,
удалось достичь и некоторой стабильности. В 1976
году Сенгор объявил о всеобщей политической
амнистии. Старые соратники, не избежавшие
искушения поставить страну на грань гражданской
войны, выходили из тюрем и говорили, что «прощают
президенту».
Сенгору было уже за 70 – возраст, когда следует
подводить итоги. Да, он помнил, что политика –
грязное дело, но множество раз впадал в отчаяние,
сталкиваясь с преступлением и предательством.
Впрочем, он не переставал писать стихи, у него
всегда было утешение. Одна за другой во Франции
выходили его книги – от «Ноктюрнов» в 1961-м до
«Больших элегий» в 1979-м. Искусство и власть плохо
сочетались – необходимо было сделать выбор. И в
канун 1981 года Леопольд Сенгор подал в отставку,
назначив своим преемником Абду Диуфа. Так он стал
единственным (!) из отцов-основателей независимых
африканских государств, кто сумел добровольно
отпустить бразды правления и не умер в
президентском кресле. Потерял свой пост, но
сохранил доброе имя и славу.
Старость
С 1974 года Сенгор живет на севере, в
Нормандии. Он вернулся во Францию, которая дала
ему образование, веру и язык. Вернулся на свою
вторую родину. И Франция отблагодарила его,
увенчав лаврами как одного из лучших своих
поэтов: в 1978 году Сенгор председательствовал на
Всемирном поэтическом фестивале в Париже.
Как и всякого человека, прожившего полную жизнь,
беды не обошли Леопольда Сенгора стороной.
Погибли двое из троих его детей, умирали женщины,
предавали друзья. В Париже его манил африканский
юг, с юга звал изысканный галльский север. У них
всегда оставалась некая двойственность – у этих
страстных пасынков поздних колониальных времен,
у этих борцов за свободу с университетских
кафедр корыстной, щедрой и ревнивой Европы.
Ныне он живет на аппарате, стимулирующем
сердечную деятельность, он не выходит из дому и
говорит друзьям, что постоянно видит в снах
душные портовые улочки Дакара.
Бессмертие
Сенгор писал: «Негритюд – это простое
признание факта, что ты – негр. Чистое принятие
своей участи, своей истории и культуры. Будь
собой – и этого достаточно».
В конце 60-х американский писатель Норман Мейлер
назвал белыми неграми молодых бунтовщиков,
рок-н-ролльщиков и хиппи, тех, кого он считал
последней надеждой Запада.
Сенгор был доволен.
В 80-е годы французский журналист и проповедник
Оливье Патэн заметил: все мы негры перед лицом
Господа и Его ангелов. И черные негры куда белей
белых.
– Ну и что же, – возразил ему Сенгор. – Надо
принять реальность и жить. Жить со всем этим. И
если понадобится, заставить небеса потесниться.
В 2001 году я прихожу на концерт рэгги в Москве и
вижу русских юношей и девушек, плетущих расты,
рядящихся под своих темнокожих сестер и братьев.
Они поют проклятия Вавилону, они хотят вернуться
под жаркое африканское солнце. Думаю, Леопольд
Сенгор обнял бы их и сказал: «Не стоит делить мир.
Все мы под одним небом».
Андрей ПОЛОНСКИЙ
|