Поставить в угол – и сделать человеком?
Чему учатся дети, когда мы пользуемся
своей властью
Тема эта неожиданно возникла в классе из
коротенького разговора во время чтения рассказа
о ком-то непослушном. “Отшлепать как следует – и
будет слушаться как миленький”, – спокойно и
буднично заметила Таня. Я слегка опешила: герой
был вполне симпатичным и рукоприкладства никак
не заслуживал, на мой по крайней мере взгляд. Я
поинтересовалась мнением других ребят, и
оказалось, что они тоже недоумевают. Только по
поводу моей реакции. Отшлепать, наказать,
заставить – без колебаний повторяли ребята.
Похоже, они стали настоящими экспертами в этой
области, встречаясь с наказанием ежедневно.
У каждого было что сказать – это вам не части
речи обсуждать. Дискуссия грозила перейти в
птичий базар, и я предложила обычный в подобной
ситуации ход: каждый, кто хочет, напишет о
наказании – зачем оно нужно, если нужно;
наказывают ли тебя, за что, правильно ли это;
будешь ли ты наказывать своих детей.
Результатов ожидала с опаской: предчувствовала
волну обид и возмущенных воплей о
несправедливости взрослых, в том числе и в свой
адрес. Хотя честно стараюсь не унижать и не
обижать ребят. А если пожалуются на родителей,
вмешиваться в семейные дела я не вправе: родители
воспитывают своих детей так, как считают нужным,
пока не переходят границ закона. А я могу разве
что поговорить на родительском собрании.
Короче говоря, ожидала я чтения текстов с тяжелым
сердцем. И не зря...
“Детей нужно ругать и наказывать, чтобы они были
умными и послушными”, – услышала я для начала.
Написала это девочка-второклассница, знакомая с
наказанием не понаслышке. Хотя послушания ей это
точно не прибавило.
Конформизм? Стремление привлечь к себе внимание?
Или она в самом деле думает, что так правильно?
Без вопросов и комментариев, просто не зная что
сказать, я предложила ребятам читать дальше.
“Я буду наказывать своих детей, если они будут
плохо себя вести, хулиганить, не слушать своих
родителей”.
“Когда я буду папой, поставлю своего сынка в
угол. И чтобы он там стоял два часа. А гулять он не
будет четыре дня. А давать ему конфеты я даже не
собираюсь”.
Чем дальше, тем больше вырисовывался чугунный
стереотип взаимоотношений ребенка с миром
взрослых.
Я наконец собралась с духом и стала спрашивать:
– Когда тебя наказывают, тебе это идет на пользу?
Если к тебе применить систему наказаний,
разработанную для будущего ребенка, как ты
будешь себя чувствовать?
И услышала в ответ:
– Я б вообще из угла не вылезал и гулять не ходил.
– Неужели тебе будущего своего ребенка не жаль?
– А пусть не балуется!
И что, скажите на милость, со всем этим делать?
Если они считают правильным, нормальным, когда их
наказывают? Если к семи-восьми годам выросшие во
внешне благополучных, обеспеченных семьях, имея
образованную неработающую маму, дети даже не
пытаются объясниться со взрослыми: за что их
наказывают, что стоит за собственным
непослушанием и за требованиями родителей? Они
уже приняли как правило в этой жизни: я не
слушаюсь – меня наказывают, я опять не слушаюсь
– меня снова наказывают, так было и так будет. То
есть покорно выполняют роль громоотвода для
родительской (всегда ли оправданной?) агрессии,
накапливают собственную и уже готовы перенести
эту модель отношений на своих будущих детей.
Значит, печально размышляю я, учитель, который
говорит тихо и доброжелательно, не вызывает в
школу родителей, не третирует учеников, должен
быть готов к тому, что многие ребята просто не
воспримут его как авторитетного взрослого.
И немало времени проходит, прежде чем ребята
привыкнут, что взрослый спокойным голосом может
предъявить свои требования, объяснить их,
согласовать с учениками и тогда уж требовать
выполнения. Пересаживая кого-то, я всегда
объясняю, почему это делаю. Настойчиво прошу не
опаздывать из-за того, что утром мы планируем
весь школьный день; делать домашние задания
потому, что следующий урок строим на том, что
выполнено дома (иначе, по-моему, оно вообще не
имеет смысла).
А вчера поняла, что с домашними заданиями нужно
что-то менять. Поддаваясь на родительские
уговоры: “Вы с ним построже...” и “Задавайте на
дом обязательно” – мы не учитываем
родительского рвения “сделать из ребенка
человека” любой ценой.
“Меня ругали, ставили в угол, шлепали. Если я не
сделаю домашнее задание, мама начинает меня
ругать. Я на маму сержусь и на папу тоже, только я
их все равно люблю. Папа тоже меня ругает,
заставляет выучить стихотворение. И я сижу с ним
до одиннадцати часов. Однажды я сидела до трех
часов ночи и так устала, что папу умоляла
отпустить меня спать”.
Никогда больше не буду давать обязательных
домашних заданий.
Анастасия СКОРИЦКАЯ
|