“Мы живем так, будто
в стране вообще нет деревень.
И даже в учебниках вы не найдете
примеров из сельской жизни”
Интервью с руководителем Центра
сельской школы Российской академии образования
доктором педагогических наук, профессором
Галиной Федоровной СУВОРОВОЙ
– Галина Федоровна, расскажите,
пожалуйста, о направлениях деятельности вашей
лаборатории.
– Лаборатория была создана в самом конце
семидесятого года, поскольку с шестьдесят
девятого начался переход сельских школ к новой
структуре и новому содержанию образования –
трехлетнему начальному обучению. Кстати, тогда в
Российской Федерации в наличии было шестьдесят
восемь тысяч начальных малокомплектных школ. Под
эту идею и была создана наша лаборатория. Под
государственный заказ с неправильной изначально
формулировкой – поднять сельскую школу до
уровня городской. Понимание специфики сельской
школы отсутствовало тогда и отсутствует до сих
пор. Мифическое представление о городской школе
как очень хорошей, а сельской – как второсортной
повлекло за собой массу ошибок.
Перед приходом в лабораторию я двенадцать лет
преподавала в селе и восемь лет занималась в
министерстве проблемами малокомплектной
начальной школы, так что представляю сельскую
жизнь в подробностях. В этом как раз и состоит
одно из направлений нашей работы: знать, что на
самом деле происходит в деревне.
Приезжая на места, сотрудники лаборатории всегда
исходят из принципа случайности. Понятно, что в
каждой области существуют хорошие,
показательные школы. Но нам интересна школа
любая, самая обычная. Потому что большинство
наших детей все-таки учатся в таких школах. И
всегда нас замечательно принимали, очень
открыто.
Окунаясь в эту совершенно иную, чем в городской
школе, среду, мы очаровывались учителями, детьми,
деревенской жизнью. Каждый год мы обязательно
выпускали тематические сборники с описанием
конкретного опыта конкретных школ. Сельские
учителя очень нуждаются в такой литературе –
психологически им гораздо легче перенимать опыт
друг друга, чем следовать академическим
разработкам. Они думают: “Ну, они там, в академии,
такое напридумывали, у нас не получится. А что
делается в соседнем районе – почему бы не
попробовать?”
Второе направление деятельности лаборатории –
отработка содержания. Во все времена мы говорили
и продолжаем говорить о том, что содержание
образования в сельской школе должно быть таким
же, как в городе, плюс то знание, которое
обеспечивает сегодня достойную жизнь в деревне.
Ученику нужны конкретные знания, позволяющие
связать школьную теорию с собственным
приусадебным, домашним хозяйством, в которое
деревенские дети по-прежнему включаются очень
рано.
– Действительно, был же опыт учебников
Ушинского, Толстого, опиравшихся на конкретный
детский опыт при подаче теоретических знаний. Вы
движетесь в этом же направлении?
– Все программы и учебники к ним, к сожалению,
ориентированы на городскую школу и городскую
жизнь. В конце семидесятых годов в Смоленске было
проведено очень интересное исследование
учебников: насколько они учитывают, что
значительная часть населения страны – сельские
жители. Конечно, обнаружились вопиющие факты: все
что угодно, кроме того, что необходимо
деревенскому ребенку. Как будто в стране вообще
нет деревень – все исчезли в девятнадцатом веке.
Потому что деревенские примеры встречались лишь
в контексте прошлого.
Поэтому мы взялись за создание программ для
сельских школ. Сначала разрабатывали программы
общеобразовательных предметов естественного
цикла с прямой привязкой к сельским реалиям.
Затем нашли, как нам кажется, варианты
органичного соединения процесса получения
теоретических знаний по отдельным предметам с
воспитанием чувства хозяина земли,
ответственности, бережного отношения к природе и
людям, которое всегда было свойственно нашим
крестьянам.
Под эти программы мы создаем специальные
вкладыши, а не отдельные учебники. Это связано с
некоторой боязнью сельских учителей иметь
специальные учебники для сельских школ: вдруг
они окажутся хуже городских? Опять срабатывает
уже укоренившееся, к сожалению, и у самих
учителей представление о второсортности
сельского образования. А вкладыши к основным
федеральным учебникам дают чувство уверенности,
что дети получают одинаковую информацию, но с
дополнительным “деревенским” компонентом. Уже
разработаны подобные вкладыши по ботанике,
зоологии, анатомии, сейчас они проходят стадию
экспериментального применения.
Мы руководствуемся модульным принципом: каждая
тема представляет собой модуль информации и
заданий разного уровня сложности, которые можно
варьировать в зависимости от заинтересованности
учителя и детей, от специфики местного образа
жизни. Вот, например, модуль “Рыбоводство” в
программе по зоологии. Понятно, что в тех
регионах России, где издавна развито рыбное
хозяйство, дети с огромным интересом будут
изучать тему в подробностях. Чтобы дома,
например, устроить садки или маленький прудик
вместе с папой или самому, чтобы увеличить улов. А
в степной зоне с таким же интересом ребятишки
будут изучать животноводство, в то время как в
других областях эту информацию достаточно будет
освоить в сокращенном ознакомительном варианте.
– Есть у вас какие-то похожие разработки не
для средней, а для малокомплектной начальной
школы?
– Для учеников младших классов мы разработали
серию заданий по русскому языку с использованием
диалектных слов и выражений. А то ведь что
получается: мы в школе требуем от детей, чтобы они
говорили только на правильном литературном
языке. И ребенок в недоумении: выходит, что мама,
папа, бабушка, дедушка, речь которых пестрит
красивейшими диалектными оборотами,
неграмотные? Ребенку трудно это принять. А
поскольку он сам за стенами школы активно
пользуется той же лексикой, постепенно у него
складывается представление о себе как о дремучем
деревенском неуче. Опять слово “деревня”
окрашивается в отрицательные, унизительные тона.
И при этом с восторгом говорим на уроках
литературы: у Пушкина была няня, которая
рассказывала народные сказки, и это обогатило
его творчество.
Поэтому мы специально поощряем детский интерес к
родному слову, нагружая детей
исследовательскими задачами. Они узнают не
только значение того или иного оборота, но и
смысл, и легенды названий местных урочищ,
родников, речек, мимо которых проходят каждый
день.
– А должна ли, по-вашему, отличаться каким-то
образом предметная среда сельской школы от
городской? С чем это может быть связано?
– Да, это очень важная проблема – среда сельской
школы. И дело здесь не только и не столько в том,
что большинство деревенских школ в жутком,
аварийном состоянии. Огромное значение имеет
дидактическое наполнение школьных классов и
коридоров. Сейчас я как раз готовлю к печати
книгу “Кабинет начальных классов”, посвященную
описанию минимально необходимого оборудования и
возможностей его использования. К среде также
относятся и технологии преподавания предметов в
школе, например, революционная, на мой взгляд,
технология обучения чтению, предложенная
Александром Кушниром (Об этой технологии см.
серию статей в “ПС” “Библиотека вместо
азбуки”. – Прим. ред.) Проблема внедрения новых
технологий в сельские школы – очень важная
проблема.
– Это означает, что современного сельского
учителя надо готовить особым образом, по
специальным программам, учитывающим деревенскую
специфику и достижения новых образовательных
технологий?
– Мы разработали такой спецкурс для учителей. Но
это, к сожалению, не основной наш профиль. Из-за
существующего жесткого разделения институтов и
лабораторий мы вынуждены заниматься только
содержанием и методиками школьного обучения, не
затрагивая целенаправленно проблемы обучения
учителей. Но во многих регионах есть крохотные
лаборатории по проблемам сельской школы – в
Туле, в Калуге, Арзамасе, Новгороде, Ярославле, в
Алтайском крае, которые движутся в этом
направлении.
– Занимается ли ваша лаборатория анализом
перспективных направлений развития сельских
школ? Каковы варианты жизнеспособных проектов
сельских образовательных учреждений?
– На наш взгляд, это модель сельской школы с
ранней профессиональной ориентацией, основанной
на исторической традиции раннего включения
крестьянских детей в трудовые процессы. Условное
название модели – “школа – филиал сельского
ПТУ”. Общеобразовательные предметы преподаются
на базе школы, а специальные производственные
дисциплины ведут приезжающие мастера из
профтехучилища. Еще одна приемлемая модель –
школы-комплексы, своеобразные сельские
социокультурные центры с кружками, студиями,
секциями. Но и у них свои сложности, прежде всего
поиск средств на оплату труда педагогов. Вечная
проблема: когда школе требуются хореограф и
географ, то понятно, что при мизерных финансовых
возможностях предпочтение будет отдано
учителю-предметнику, а не руководителю студии. И
здесь все зависит от глав местной администрации.
К счастью, многие из них действительно
заинтересованы в полноценном развитии детей
своей деревни.
– Получается, что при желании сохранить
школу для своих детей всегда находится выход.
Тогда как же быть с печальной идеей
“реструктуризации-компьютеризации”?
– К сожалению, в составе разработчиков нет людей,
которые хорошо знают реалии сегодняшней
сельской школы. В программе отсутствует анализ
современного положения вещей, который дал бы
ответ на законный вопрос: какая часть сельских
школ действительно нуждается в компьютерах и
сети Интернет? Ведь известно, что в большинстве
школ элементарно не хватает новых учебников,
красок, спортивных снарядов. Кроме того,
задумывались ли разработчики программы о том,
что значительная часть сел и деревень получает
электроэнергию с существенными перебоями? Проще
говоря, часто свет бывает к утренней и вечерней
дойке. О каких компьютерах тут может идти речь?
Стоит задуматься также и о противопожарной
безопасности, которая всегда так важна для
всевозможных проверяющих комиссий. Можно ли
ставить десяток новеньких компьютеров в дом, у
которого прогнили потолочные балки?
– Но, может быть, как раз из этих соображений
собираются уничтожать деревянные
малокомплектные школы и собирать детей в
кирпичных сельских школах и интернатах?
– Да нет этих хороших, благоустроенных
интернатов! Идея реструктуризации – просто
уничтожение школы и деревни вместе с ней. При
этом правительству нет никакой выгоды –
маленькие школы находятся на муниципальном
финансировании. Существует эта школа или не
существует – для экономического положения
государства в принципе все равно. А для
конкретных детей это сломанная судьба. Есть
разница – учиться рядом с домом или в окружении
чужих, даже очень умных людей?
Малокомплектная школа – это анахронизм или
будущее? Все-таки будущее. Потому что в ней
заложены огромные возможности воспитания
человека, когда в разновозрастном фактически
классе старшие учат чему-то младших. Кроме того, в
европейских странах и в США сейчас наблюдается
ярко выраженная тенденция воспитывать своих
детей в природе, школы устраивают в парках, чуть
ли не в лесу, избавляя детей от утомления
индустриальной цивилизацией.
Я искренне не понимаю, почему муниципальные
органы образования так вяло реагируют на
разворачивающийся процесс, ведь с закрытием школ
они потеряют предмет собственной деятельности.
Проще говоря, останутся без работы.
Хотя, конечно, не все такие. В одной алтайской
деревне глава местной администрации изо всех сил
оберегает школу, хотя детей школьного возраста в
ней практически нет. Но подрастают дошкольники,
которым учиться через год-два. Для них-то и
сохраняется школа.
А в государственном масштабе почему-то нет таких
забот...
Вопросы задавала Елена ЛИТВЯК
|