Государство вновь признает ПТУ зоной
своих интересов
Но расходы на их содержание ему,
кажется, интереснее поделить между центром и
регионами
В последние годы система ПТУ приняла на
себя функцию социального выравнивания, доводя до
получения среднего образования в том числе и тех
детей, которые не закончили даже и девяти
классов.
На заседании Комитета по образованию и
науке Госдумы состоялось обсуждение результатов
эксперимента по передаче ПТУ на региональный
уровень.
Фактически никакого эксперимента никогда не
было, как и положения о нем. ПТУ сначала по
инициативе регионов, а потом и без нее
государство охотно сбывало с рук в течение
десяти лет: сегодня 40% ПТУ (1591 учреждение)
находятся в ведении регионов. Число этих
учреждений неумолимо сокращается, а их
ориентированность на профильное обучение по
рабочим специальностям все больше размывается.
Финансируются (региональные) ПТУ из рук вон
плохо: в 2001 году их бюджет увеличился только на
20–25% (а федеральных ПТУ – на 63%). Регионы,
нагруженные собственными ПТУ, обиженно сетуют на
то, что государство попросту обмануло их,
пообещав льготные условия финансирования, а
потом после перехода к межбюджетным отношениям
«забыв» о своих обещаниях.
Нельзя сказать, что законодатели обходили вопрос
о ПТУ стороной: в 1996 году на голосование Госдумы
выносился закон «О господдержке начального
профессионального образования». Однако правыми
фракциями он поддержан не был. Сейчас, считает
заместитель председателя Комитета по
образованию Олег Смолин, в пору принимать закон
под названием «Об экстренных мерах по поддержке
ПТУ», поскольку острая необходимость
государственной защиты этих учреждений уже не
вызывает никаких сомнений.
Пожелания самих регионов о переводе ПТУ в руки
федеральных властей сами федеральные власти
активно не поддерживают – государству уже не
потянуть нормальное финансирование ПТУ. Выход,
считают в Министерстве финансов России, может
быть найден только в многоканальном
финансировании из бюджетов разных уровней и
коммерческих средств работодателей, а также
частичной поддержки (преимущественно в
отношении стратегически важных для страны
специальностей) со стороны государства. Тратить
федеральные средства на обучение многочисленных
бухгалтеров, менеджеров, продавцов, то есть
будущих работников коммерческого сектора,
государство не намерено. Что же касается
отраслевых министерств, которые могли бы
организованно формировать заказ на подготовку
рабочих в ПТУ, то многие из них уже либо
прекратили существование (Минцветмет,
Минчермет), либо не занимаются подготовкой
кадров вообще.
На местах система заказа на подготовку
специалистов по отдельным профессиям все-таки
получила развитие – часто ПТУ, направляя своих
учащихся на практику в коммерческие организации,
требуют в качестве условий финансировать
доплаты мастерам, доплаты к стипендиям, а также
на питание учащихся. Тем не менее, подчеркнули
представители регионов, присутствовавшие на
заседании комитета, необходимо проработать
нормативно-правовую базу взаимодействия
коммерческих и государственных работодателей с
системой начального профтехобразования и,
разумеется, продолжать финансирование по
крайней мере общего образования из федерального
бюджета.
Что будет происходить в системе ПТУ в ближайшие
годы? Прежде всего в течение 2001 года ПТУ будут
финансироваться из федерального бюджета, а в
дальнейшем, судя по всему, будет осуществлен
переход к многоканальному финансированию с
привлечением коммерческого сектора (которое
мало кто из участников дискуссии сегодня ясно
представляет себе).
Единая позиция Комитета по образованию,
выраженная в официальном решении по вопросу,
заключается в следующем: ПТУ не могут быть в
настоящее время переданы целиком в ведение
субъектов Федерации, поскольку начальное
профессиональное образование, являясь не
столько частью социальной сферы, сколько
производственной, имеет особое значение для
страны, и его развал в самом недалеком будущем
повлияет на работоспособность основного числа
граждан России.
Наталия ИШТРИКОВА
|