НИЛ СОРСКИЙ – КОЛОКОЛ БЕЗМОЛВИЯ
Духовное ополчение XV века
Читаю и разглядываю вышедшую недавно книгу
“Жизнеописания достопамятных людей земли
русской” и, проснувшись утром, словно колокол
слышу из давних-давних веков, из дальней земной
дали: Нил Сорский, Нил Сорский, Нил Сорский.
Так бывает при чтении биографий: то одна жизнь
захватит тебя, то другая. В нашей памяти о прошлом
все искорежено, все оценки извращены:
ничтожнейших знали, называли их именами улицы и
города, о достойнейших слыхом не слыхали. И целый
класс подвигов и подвижников проходил мимо
сознания человека – почти ничего не говорили о
подвигах духа. Теперь эти слова понимаются с
большим усилием. Наше дурно воспитанное сознание
признает лишь военные или трудовые подвиги,
которым, конечно же, есть место в жизни, всегда
есть место, но которыми величие человеческого
духа не исчерпывается.
Нил Майков родился в Москве в 1443 году в семье
знатного служилого человека (так полагают), и ему
не было еще двадцати лет, когда он постригся в
монахи в Кирилло-Белозерском монастыре.
Путешествовал по Балканам, был в Цареграде у
греческих монахов-созерцателей, а когда
вернулся, то и монастырская жизнь показалась ему
слишком суетной, и он построил келью в глухом
болотистом лесу на берегу реки Соры – потому его
и называют Сорским. Нил Сорский, Нил Сорский…
Историк прошлого столетия так описывал лес, где
жил Нил Сорский: “Дико, пустынно и мрачно то
место, где Нилом был основан скит. Почва ровная,
но болотистая… Трудно отыскать место более
уединенное, чем эта пустыня”. Вместе с ним жили
около пятнадцати человек – каждый в своей келье,
расположенной так, чтобы из любой кельи было
видно соседа, но не более одного. И встречаться
они имели право лишь дважды в неделю на
всенощной, не чаще.
Нил Сорский не любил общежитие во всех его видах,
сердце его отвращалось от того, что мы на
современном нашем языке называем коммуналкой. Но
в крайности не впадал и выбирал средний путь
между общежитием и отшельничеством. Ни слуг, ни
даже скота; никакой прибыли; питаться лишь “от
трудов своих”.
Идеал нестяжания. Ну кто-то же должен во всем
огромном мире не предаваться “бессловесным
попечениям” – стремлению к богатству!
И еще один идеал был у Нила Сорского –
грамотность. Неграмотных в скит не брали.
К богатству не стремились, работали лишь для
скудного пропитания – что же делали?
Занимались мысленным трудом. Мысленным деланием.
Деланием сердечным. Наблюдением за мыслями.
Охранением ума. Умственной молитвой – видимо,
той самой нескончаемой, постоянно творимой
молитвой, которую описывает Дж. Сэлинджер в
повести “Фрэнни”: девушка-студентка прочитала
где-то книжечку о русском крестьянине, который
творит бесконечную молитву, и тоже стала, не
прерываясь, шептать про себя божественные слова.
Это исихасты, от греческого слова “исихия”
(ударение на конце) – тишина, молчание…
Способность к “умному” деланию достигалась
особой дисциплиной дыхания.
Но зачем, зачем это все?
В древние времена шел спор – и бесконечно будет
он продолжаться – о двух путях честной
человеческой жизни: “Завоевание мира на путях
внешней работы в нем или преодоление мира через
преображение и воспитание нового человека, чрез
становление новой личности” – так пишет в главе
о Ниле Сорском Г.Флоровский, историк русского
богословия.
Тот спор, который и сегодня идет и в котором
сторонники того или иного пути лишь с презрением
отзываются обо всех, кто думает иначе, – спор
этот вечный, и потому не стоит так уж непримиримо
держаться своего.
Нил Сорский и его сподвижники составляли то, что
позже было названо “духовным ополчением”, – их
занимала внутренняя жизнь человека, его борьба
со страстями. Страстных помыслов, считал
преподобный Нил Сорский, восемь. Будет полезным
перечислить их: чревоугодие, блуд, сребролюбие,
гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордыня. Сначала
человеку приходит в голову дурная мысль, потом он
принимает ее, потом происходит “сложение” –
склонение души к дурному помыслу, ум оказывается
в плену, и вот уже человека охватывает страсть –
он “постоянно обуреваем влекущими его
помыслами”.
Все добрые и честные люди так или иначе борются
со своими страстями; подвижники-созерцатели
отдавали этой борьбе всю жизнь, являя пример
истинно нравственной жизни, – в этом их подвиг.
Подражать им трудно, учиться у них можно.
Страсти оставили Нила Сорского на пороге смерти
в 1508 году. Он ждал конца: “Ум и тело мое изнемогли,
время жизни моей оканчивается, и конец смертный
приближается”. Человека не стало, а молчаливый
колокол звенит и звенит: Нил Сорский, Нил Сорский,
Нил Сорский…
А.ПАНКРАТОВ
|