ИЗ УТОПИИ В УТОПИЮ
Прокрустово ложе: конкурс
продолжается?
Сейчас прошлое искушает нас так же, как еще
недавно искушало будущее. Отчаянная попытка
обрести утраченные идеалы может оказаться новым
духовным пленом.
Многие до сих пор смешивают фундаментализм с
традиционализмом. Однако фундаментализм рвет с
традицией почти так же резко, как левый
радикализм. Это своего рода революция – с
утопией светлого гармонического прошлого вместо
светлого гармонического будущего. Немного
подумав, можно поменять местами термины
сравнения и рассматривать фундаментализм как
норму, предоставив роль парадокса западному
утопизму. Получится взгляд на революционный
марксизм как на фундаментализм наизнанку. При
этом сразу теряют свою парадоксальность
некоторые хорошо известные черты революционного
марксизма: догматика, ортодоксия, юридические
санкции за неверие и т.п. Между ортодоксальным
марксизмом и фундаментализмом ислама есть
структурное сходство, и вполне возможен их союз.
Источник обоих движений – потрясенное сознание
интеллигента. Причины, вызвавшие потрясение,
совершенно реальны: нарушение пропорций
культуры, превращение разума из слуги целостного
человеческого духа в господина, затерянность в
частностях, упадок качества жизни. Это не новая
проблема. Но современность ее очень обострила.
Дифференциация, связанная с развитием, – не
безусловно положительный процесс. Сплошь и рядом
развитие приводит к такому разрушению
целостности, что общество может погибнуть – если
не будут найдены новые социальные интеграторы.
Когда культура проста, “неразвита”, то в ней
как-то выражено, может быть, наивно, то, что дает
жизни смысл. Главное еще не вынесено из плоти
культуры, но разлито по ней в целом. Потом главное
приходится записывать, и его можно потерять.
Современный кризис в чем-то подобен кризису
Осевого времени, и выход невозможен без каких-то
великих религиозных и нравственных сдвигов – от
буквы к духу. Одна из составляющих этих сдвигов –
повышение требовательности к отдельному
человеку. В рамках христианской культуры –
превращение крещеных в подлинных христиан,
свободных от ненависти, готовых
довольствоваться скромным набором вещей и
неутомимых в накоплении духовных богатств;
во-вторых, это углубление диалога между
религиями, поиски понимания единого духа в
многообразии форм, поиски взаимного понимания.
Людей, способных к подлинному диалогу, немного.
Подавляющее большинство не чувствует общей души,
возникающей в диалоге, и торопится высказать не
эту душу, а свои собственные, иногда очень не
новые мнения. Поэтому единство в диалоге кажется
невозможным и подлинный диалог вызывает страх:
как бы не затеряться в нем. Вместо единства в
диалоге предлагается единство в догмате, а всему
недогматическому объявляется война.
Острое чувство затерянности в огромном чужом
мире вызвало ряд попыток внести чужое за
этнические рамки, за конфессиональные рамки. В
этом есть что-то напоминающее варварство. В
варварстве ведь была своя духовность и “своя
идея”. По сути дела, все варварские походы против
цивилизации имели одну главную цель: остановить
процесс развития, разрушительный для племенной
нравственности, истребить седалища порока. Для
своего народа Чингисхан был пророк. Коммунисты,
нацисты, фундаменталисты – его прямые
наследники. Они лишены варварской наивности, но
наивность (или простота пролетария) становится
их идеалом. Интеллигенция раскалывается между
рациональным решением задач, требующих
глобальной солидарности (Сахаров), и
романтическими проектами (Солженицын). Когда
такие проекты становятся грубо простыми и
захватывают массы, происходят взрывные движения
(в Германии, в России, в Китае, в Иране).
В России, на пепелище коммунистической утопии,
возникает иллюзия, что все несчастья – от
разрыва с церковью, и на семь бед есть один ответ
– воцерковление. Я был бы счастлив, если бы такое
простое решение оказалось реальным. Но вот перед
нами Ливан, где религиозные общины сохранили
влияние. Они стали своего рода племенами и ведут
между собой бесконечные войны. Вот перед нами
Индостан с кровавыми конфликтами между
индуистами и мусульманами, индуистами и сикхами.
И, наконец, – Югославия...
Недавние торжества, посвященные Кириллу и
Мефодию, создателям славянской письменности,
вызвали щемящее чувство грусти. Идея
панславизма, достаточно устаревшая для Европы,
вращалась на холостом ходу. А в это время
православные сербы и католики-хорваты, говорящие
на одном и том же языке, убивали и калечили друг
друга. На Украине православная церковь
раскололась на три общины (и есть еще четвертая –
католиков греческого обряда). В России есть
иерархия, подобранная по советским канонам, и две
другие православные церкви, вышедшие из
подполья. Отношения между ними очень далеки от
христианской любви. Еще острее ненависть к
инославным, особенно к масонам, которых иерархи,
священники и старцы изображают воинством сатаны.
Идея воцерковления содержит в себе скрытое
допущение, что есть одна истинная церковь, а
остальные не в счет. Это средневековое понимание
дела. Средневековый человек просто не имел
выбора. Если он родился в православной стране, то
быть ему православным, а если в католической, то
католиком. Это практически возрождало племенной
образ жизни: один народ – один бог.
Есть горячие современные сторонники возвращения
к племенному строю: самые последовательные из
них сползают в язычество. Но мы живем в открытом
мире, нас вербуют исповедники разных вер.
Большинство русских, затронутых религией, –
православные Московской патриархии, но
монолитности нет, и без грубого насилия ее нельзя
создать.
Кажется огромным успехом выход церкви на
телеэкран. Однако глубины православия при этом
сразу блекнут, и люди, помахивающие кадилом,
вызвали новую волну атеизма.
Современный опыт заново поставил под вопрос одну
из важнейших мыслей Достоевского, подхваченную
Серебряным веком: “Если Бога нет, то все
позволено”. Вернее, не саму эту мысль, а ее
продолжение: если Бог есть – есть препятствие на
пути преступника… Достоевский имел в виду Бога в
сердце. Бог в уме никак не помешал религиозным
войнам, религиозному терроризму – и сейчас не
мешает. Идеология сплошь и рядом только давала
оправдание и выход накопленной ненависти. Таким
же оправданием на сегодня может стать борьба с
безбожием. Что здесь может дать воцерковление?
Какая церковь может быть действительно
вселенской? И действительно полной любви?
Я думаю, что многие современные религиозные
движения религиозны только по форме, а по сути –
это религиозно окрашенные массовые идеологии,
идеологии тоталитарного типа, движения,
направленные в прокрустово ложе. И есть
опасность вырваться из одного прокрустова ложа
только для того, чтобы попасть в другое.
|