Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2001

Третья тетрадь. Детный мир

ДОСРОЧНАЯ СМЕНА ВЕКОВ?

Мы начинаем нашу газету с сообщения, которое еще не облетело весь мир и потому не дошло до вас, читатель. Но со временем оно станет общеизвестным и в сильной степени изменит нашу жизнь.

Этот век скоро прикажет долго жить. Как мы будем его вспоминать? Его называли и атомным, и космическим, и какие только имена ему не давали. Но особенно прочно приклеилось к нему слово информация – век информации.
Можно точно назвать год, когда впервые вся планета мгновенно получила одно и то же сообщение: это было сообщение о смерти на станции Остапово – о смерти Льва Толстого.
Телеграф был началом, за ним пошли телевизоры, спутники, компьютеры… В глубоких работах социологов была показана совершенно небывалая роль масс-медиа, позволяющих манипулировать сознанием общества. Мир приобрел новые черты, новое качество, вступил в новую стадию развития – информационную.
Мы так привыкли к существованию в информационной среде, что и не замечаем ее, как не замечаем радиоволн, пронизывающих пространство.
С течением лет информация все больше захватывала человека. Стало казаться, будто люди больше не живут, не едят, не пьют, а только потребляют информацию.
Но исподволь шел и противоположный процесс.
Средства массовой информации передают нам информацию, которая чаще всего не имеет к нам непосредственного отношения. Сообщения бывают ужасными, мы должны переживать и волноваться – но мы не в состоянии этого делать, и души наши грубеют и умирают.
В этом масс-медиа похожи на школу. Школа ведь тоже постоянно отвечает детям на чуждые им вопросы.
И вот что получается в результате: не только внешний мир человека, но и внутренний его личный мир стал отделяться от него. Чужое, ненужное, случайное врастает в самую плоть человеческой души.
Массовая информация стала формировать личность. А так как это информация одна на всех, то процесс образования личности превратился в процесс штамповки. Да, в этом принципиальная особенность массовой информации – она одна на всех. В этом ее польза, в этом и ее вред. Одежды у нас разные, а сведения одинаковые. По отношению к информации мы все солдаты в одной униформе. И никаких знаков различия.
И вот – век массовой информации подходит к концу!
На смену веку массовой информации идет новый век – век живого общения.
Первые симптомы, как обычно бывает в таких случаях, остались незамеченными или интерпретировались в параметрах все той же информационной концепции.
Сейчас же заговорили об информационном барьере, о пресыщенности информацией, стали искать причины непонятного равнодушия.
Сначала казалось, что если средства массовой информации станут лучше, то они сумеют привлечь внимание всех, дойти до каждого. Но несмотря на все ухищрения, на профессиональную ловкость, на потрясающую изобретательность творцов масс-медиа, число будто бы равнодушных людей не уменьшается, а увеличивается. И теперь это явление больше невозможно объяснять словами “надоело”, “одно и то же”, “ничего нового”, “устали”.
Ведь информацию можно назвать искусственным, синтетическим общением. Это что-то вроде тех кримпленовых костюмов, о которых еще недавно думали, что они заменят все, потому что не мнутся и всегда выглядят как новые, то есть практичны. Но мода на кримплен прошла, вечно гладкое никому не нужно.
И точно так же кончается время синтетического общения.
Факты показывают, что чем более развита страна, чем дальше прошла она по пути развития масс-медиа, тем чаще люди выключают телевизоры и поворачивают их экраном к стене, перестают выписывать газеты (и не только потому, что они дороги), не включают радио…
И что же? И погружаются в информационный вакуум?
Нет. Они начинают искать любые доступные им формы живого общения, экологически чистые относительно массовой информации.
Вот довольно новое явление, малоизвестное в нашей стране: рассказчики историй. Они буквально заполонили Америку. Понятно, когда люди тысячами собираются на проповеди; но непривычно видеть, что взрослые люди в такой развитой и деловой стране, как США, часами сидят, подперев голову рукой, и слушают бесхитростные рассказы непрофессионального рассказчика, – как пушкинский царь Салтан слушал корабельщиков, объехавших весь свет. Непрофессионализм здесь очень важен. Он уравнивает рассказчика и слушателя, они в любую минуту могут поменяться местами. В этом-то и состоит секрет живого общения: оно возможно только между равными и дает людям желанное чувство равенства и достоинства: “поговорили на равных”.
В наше время все профессионализировалось. В театрах, в кино, на экранах телевизора – всюду мы встречаемся с людьми, которые играют роли. Они всегда по другую сторону рампы или экрана.
Но ведь не случайно уже в шестидесятые годы тысячи молодых людей собирались у нас слушать исполнителей авторских песен. Дело не только в том, что песни эти были неофициальными. Нет, именно непрофессионализм исполнителей давал возможность живого общения. И не случайно появилось странное, если подумать, слово – “авторский”. Все стало авторским: песня, проект, телевидение, программа, школа – во всем люди хотят видеть живое, единственное, личностное, а не безлично-массовое.
И на весь мир прославились тесные московские кухни с их разговорами до утра.
Что же из этого следует?
Роль учителя становится другой. В прежнем мире учитель был деталью информационной системы, причем заранее предполагалось, что он знает меньше, чем вся система. Его пытались подменить то компьютером, то телепрофессором.
В новом идущем веке с прекращением информационного бума учителю возвращается мандат на право говорить и производить впечатление. Теперь учитель не тот человек, который сообщает о теореме Пифагора, а тот, кто смог произвести впечатление своим рассказом о необыкновенной теореме великого грека Пифагора.
Содержательное общение и сотрудничество как форма живого общения становятся непременными свойствами хорошей школы. Педагогика общения и сотрудничества выходит на первый план.
И то же самое можно сказать о газете. Газет становится все больше не только потому, что это стало возможным, что теперь не нужно решения политбюро для основания газеты, но и потому, что и газеты стремятся найти свой собственный круг читателей, пусть даже самый узкий, чтобы стать по возможности проводником живого общения. Это раньше можно было обойтись одной “Учительской” на всех, теперь, мы думаем, газет для учителей и для школы будет много, чтобы каждый, кто с детьми, мог найти свой круг общения.
Какой будет наша газета “Первое сентября”?
Вместо пространных деклараций скажем одно. Мы мечтаем, чтобы она не была ни коллективным пропагандистом, ни коллективным агитатором, ни даже коллективным организатором; мы хотели бы, чтобы наш читатель увидел за газетными страницами людей, с которыми можно поговорить и которых можно слушать, подперев голову рукой.
Мы мечтаем о газете нового века – о газете живого общения.



Рейтинг@Mail.ru