Витебск: Жизнь искусства. 1917–1922
М.: Языки русской культуры, 2001
Современный
человек привык к тому, что каждая книга имеет как
бы два измерения – интеллектуальное и денежное.
Две эти составляющие в различных пропорциях
содержатся в любой нынешней книге. Однако так
было далеко не всегда. На заре русской книжности,
в ХVII–ХVIII веках, литература еще не имела
товарного значения. В эпоху Петра Первого
книгопечатание было делом государственным,
пропагандистским. Правительство
царя-реформатора не рассчитывало на прибыль от
книжной торговли. Все типографии и книжные лавки
были казенными: идеологическое воспитание
считалось делом более важным, чем твердый доход.
(Этот петровский принцип унаследовали
большевики.) При Екатерине Второй книгоиздание и
торговлю постепенно начали передавать в частные
руки. К этому активно призывал и Ломоносов,
видевший, сколь плохо расходятся книги Академии
наук. Один из первых русских книжных
коммерсантов, Николай Новиков, понял, что книги
должны удовлетворять самым разным читательским
вкусам. Но все же Новиков печатал в своей
типографии книги в основном просветительские. С
простонародной, лубочной литературой он вел
отчаянную борьбу.
И тем не менее именно лубочная книга стала первым
шагом на пути к подлинному книжному рынку в
екатерининской России. Вторыми
профессионалами-литераторами были переводчики:
спрос на иностранные романы (в отсутствие
отечественных) не спадал почти до середины ХIХ
века. В пушкинскую эпоху русские писатели
впервые начали получать гонорары в журналах и
газетах (прежде поэт мог разве что удостоиться
табакерки в подарок от вельможи-мецената).
Наконец 19 февраля 1832 года произошло важнейшее
событие: в Петербурге, на Невском проспекте,
открылся большой книжный магазин А.Ф.Смирдина. С
этой даты начал отсчет «смирдинский» торговый
период русской словесности, как назвал его
Белинский. Событию этому уделили внимание все
ведущие газеты. А почти столетие спустя
«презентация» смирдинской лавки оказалась в
центре исследования трех молодых историков
литературы – Т.Грица, В.Тренина и М.Никитина.
Повинуясь моде 1920-х годов, авторы книги (ученики
филологов-формалистов) искали
материально-вещественный, технологический
«экстракт» литературы. Авторам был интересен
культурологический феномен литературного рынка,
а не проблемы, допустим, эксплуатации рабочих в
типографии Смирдина. Кстати, предпринимателем
Александр Филиппович оказался неважным: дело его
просуществовало чуть более десяти лет. В конце
1840-х издатель и книготорговец окончательно
разорился. Над могилой его, что на Волковском
кладбище, была произнесена эпитафия, ставшая
впоследствии знаменитой: «Мы славный памятник по
Смирдине имеем: хоть был он книжником, но не был
фарисеем».
Лавка Смирдина была настоящим литературным
клубом тех времен – в противовес
аристократическим салонам и университетским
кафедрам. Москвичи, не имевшие подобного места
встречи, завидовали Петербургу. У Смирдина можно
было встретить Жуковского и Пушкина, Крылова и
Белинского, Булгарина и Греча… Это был, как особо
подчеркивают авторы, первый клуб
профессиональных российских литераторов.
Русская словесность начинала жить по законам
рынка. Потому-то и любопытно прочесть эту старую
книгу сейчас, спустя десять лет после
возрождения в России частного книжного бизнеса.
Переиздание книги, давно ставшей
библиографической редкостью, подоспело вовремя.
|