Т. Гриц, В. Тренин, М. Никитин
Словесность и коммерция
М.: Аграф, 2001
Революционный 1917 год разбросал
российских людей искусства по приграничным
губерниям. В Тифлисе и Витебске, Владивостоке и
Одессе в ту пору выходили книги стихов,
открывались выставки, создавались литературные
кружки. По составу участников и по напряженности
творческих поисков эти короткие периоды
«полуэмиграции» были весьма замечательны. Книга
искусствоведа Александры Шатских – о «витебском
ренессансе» 1921–1922 годов, о замечательной плеяде
художников, писателей, музыкантов и артистов,
которых собрал в этом городе революционный
хронотоп.
Марк Шагал – подлинный «гений места» для этого
города с почти тысячелетней историей, его
летописец, мифограф и посол во всех других
городах. В созданном им Витебском народном
художественном училище преподавали столичные
знаменитости – Иван Пуни и Мстислав Добужинский.
А в ноябре 1918-го Шагал с мандатом Наркомпроса
руководил украшением Витебска к годовщине
Октября. То было время, когда царская цензура уже
закончилась, а советская еще не началась. Впервые
российское левое искусство вышло на улицы, в
народ. На несколько дней Витебск превратился в
большой холст, по которому писали лучшие мастера
авангарда. С плакатов и панно на горожан глядели
зеленолицые евреи-скрипачи, летящие женщины,
перевернутые вверх копытами лошади. Все эти
фирменные шагаловские символы и аллегории,
естественно, были восприняты трудовыми массами и
большевистскими вожаками как издевательство. Но
романтика в ту пору еще брала верх над косностью
комиссаров, и в мае 1920-го город вновь стал
тотальным художественным объектом: по стенам
Витебска прошлась кисть Казимира Малевича.
«Здесь улицы покрыты белой краской по красным
кирпичам, а по белому фону разбежались зеленые
круги», – вспоминал Сергей Эйзенштейн, очевидец
этого праздника освобожденных искусств и сам
неисправимый экспериментатор.
Главным детищем Малевича в Витебске стал Уновис
– общество «Утвердители нового искусства».
Молодые художники, последователи супрематизма,
образовали братство со своей особой символикой
(нарукавный черный квадрат) и ритуалами, чем-то
напоминающими масонские. Уновис ныне признан
вершиной педагогических исканий Малевича. Это
была школа самого смелого искусства тех лет,
своего рода «режущая кромка русского авангарда»,
по выражению автора книги. Был еще и музыкальный,
и театральный, и литературный Витебск...
Философский же ритм этого карнавала отсчитывал
Михаил Бахтин, создавший близ Витебска, в уездном
Невеле, небольшое научное общество.
|