Экзамен для приемных комиссий
Что изменилось для абитуриентов за последние
годы и что должно измениться?
На днях прошло Всероссийское совещание-семинар
ответственных секретарей приемных комиссий
вузов. Пожалуй, впервые за последние годы
предметом обсуждения стали не только правила
приема, но и моральная ответственность
работников высшей школы, наделенных
полномочиями регулировать конкурентную борьбу
за место под вузовским солнцем.
По свидетельству заместителя министра
образования Владимира Шадрикова, политика
министерства будет заключаться в серьезном
ужесточении контроля за процедурами и правилами
приема в вузы вплоть до освобождения нарушителей
от занимаемой должности.
Контроль за чистотой приема вместе с
Министерством образования осуществляют
Генпрокуратура РФ и Министерство по
антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства.
В прошлом году в Министерстве образования с
марта по август работала так называемая горячая
линия по вопросам приема в вузы. Как
свидетельствует руководитель Департамента
образовательных программ и стандартов Леонид
Гребнев, линия оказалась действительно горячей:
на нее поступало от 5 до 8 тысяч звонков каждый
месяц.
Из вопросов, жалоб, тревожных сигналов
складывается целая картина нарушений и
злоупотреблений. Это включение в список приемных
экзаменов экологии, экономики, основ государства
и права и других предметов, которые не входят в
список обязательных для изучения в школе. Сплошь
и рядом с поступающих требовали предъявления
медицинских справок о состоянии здоровья, хотя с
1996 года это требование отменено. К числу наиболее
распространенных нарушений действующих правил
стали отказы принимать копии аттестатов, из-за
чего абитуриенты лишались возможности
участвовать в конкурсах в несколько вузов
одновременно. В то же время отмечались случаи,
когда в самый ответственный момент учащимся не
выдавали подлинники аттестатов.
Ситуация усугублялась тем, что жертвы приемной
кампании-2000 не знали, к кому им обращаться за
помощью. Некоторые конфликтные ситуации
приходилось в пожарном порядке разрешать
сотрудникам Министерства образования. Понятно,
что охватить всех таким образом невозможно: в
стране более 1000 государственных и
негосударственных вузов, в которые поступает до
1,5 млн человек ежегодно. Так что существует
только один реальный выход: соблюдать в каждом
вузе все действующие законы, а также правила
приема.
Аттракцион с завязанными глазами
И начать, по убеждению представителей
Министерства по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства, следует с
обеспечения гласности и открытости. Очень часто
поступающим не предоставляют сведений о наличии
лицензии и аккредитации у данного вуза, о формах
получения образования и спектре специальностей,
не знакомят с уставом учебного заведения.
Масса претензий к вузам накопилась и у
работников Генпрокуратуры. Значительная их
часть связана с фактами противозаконного
взимания платы за те или иные образовательные
услуги, что делается в прямой или
завуалированной форме. Например, во многих
государственных вузах для абитуриентов
устанавливают плату за оформление документов,
несмотря на то что, по утверждению В. Шадрикова,
деньги на эти цели выделяются из бюджета. Не
меньше нареканий по-прежнему вызывают
вступительные экзамены для выпускников
подготовительных курсов. По статистике около 80%
этой категории успешно преодолевают конкурсный
барьер, что дает повод для сомнений и подозрений.
За последние годы число “платных” студентов
возросло в 5–7 раз. В прошлом году из 586 тысяч
студентов, зачисленных в вузы, 67% поступили на
бюджетные, остальные – на коммерческие места.
При этом по сравнению с прошлым годом число
студентов, принятых на бюджетную форму обучения,
возросло на 4,1%, на платную – на 49,8%.
Не случайно на вышеупомянутую горячую линию
поступали звонки от растерянных граждан,
обеспокоенных одним и тем же вопросом: а осталось
ли у нас в стране бесплатное высшее образование?
Несмотря на такие настроения в обществе,
Министерство образования не планирует
увеличения количества бюджетных мест, как это
делалось в два предшествующих года (на 2,5% в 1999-м и
на 5% в 2000-м).
Льготники: дискриминация или поддержка?
В то же время благодаря усилиям главного
образовательного ведомства категория
льготников расширяется год от года. Право на
внеконкурсное зачисление в вуз согласно недавно
принятым поправкам в Закон “Об образовании”
имеют дети-сироты, участники боевых действий в
“горячих точках”, дети-инвалиды, а также
инвалиды I и II групп, для которых нет медицинских
противопоказаний для обучения в вузе...
Целевой прием для абитуриентов из села также
относится к числу социально значимых задач.
Поправка о целевом приеме вскоре будет внесена в
Закон “Об образовании” (пока эта форма обучения
утверждена приказом министра образования). Но
правовой аспект – лишь одна сторона этой
проблемы. Другая, не менее важная, состоит в том,
что сегодня механизм целевого приема работает
вхолостую: в село возвращаются лишь 18% всех
зачисленных на эту форму обучения.
Цена ошибки
Известно, что сегодня юноши и девушки часто
выбирают профессию не по призванию, а по воле
стихийного стечения обстоятельств. По данным
Министерства труда и социального развития, менее
половины выпускников вузов устраиваются по
специальности. Более 70% недовольны своей
профессией.
Тема случайных людей и стихийного выбора
профессии, затронутая на совещании
ответственных секретарей приемных комиссий
вузов, имеет непосредственное отношение и к ним
самим. От того, насколько честные и непредвзятые
решения будет принимать каждый из них на своем
месте, зависят и человеческие судьбы, и авторитет
высшей школы.
|