Что сказал президент об образовании?
Остается только догадываться
Каждое утро начинается с отслеживания
новостей в Интернете.
Потому что новостей на тему образования в
центральных СМИ не так много, а понять, что
реально происходит в системе образования, по
этим сообщениям вообще невозможно.
Да и что реально может претендовать на новость из
области образования в центральных газетах или на
телевидении? Забастовка, а еще «лучше» –
голодовка учителей, отравление учеников или
авария со школьным автобусом.
То ли журналисты еще не созрели, то ли
общественное сознание не проявляет интереса к
образованию, но напряженное наблюдение общества
за тем, что происходит в образовании, еще впереди.
Я абсолютно убежден, что через пять–десять лет
общество будет следить за реальными новостями
образования так же, как сегодня за погодой,
футболом или политикой.
Но пока... новости из жизни образования скупы и
однообразны.
6 марта состоялась онлайновая конференция в
Интернете Президента Российской Федерации
Владимира Путина.
Среди прочих был и такой вопрос (его и ответ на
него опубликовало сетевое издание Strana.ru):
«Владимир Владимирович, мы сейчас будем
постоянно ссылаться на нашу аудиторию. И это не
лукавство, поскольку вопросы поступают и
поступают. Учитывая такой молодежный состав
аудитории, очень много вопросов касается
образования. Как вы относитесь к платному
образованию? Что вы думаете об объявленной
реформе образования в России? (Владислав
Бородулин Газета.Ru, Москва)»
Ну что, замерло сердце?
У меня тоже. Вот сейчас мы узнаем все как есть:
какова же все-таки политика партии и пра... то есть
какова позиция президента в области
образовательной политики.
Кто прав – модернизаторы или их противники?
И верной ли дорогой идет модернизация
образования?
И каковы ошибки и перегибы, и в чем
головокружение от успехов. Сейчас все станет
ясно.
Ошиблись.
Ничего не стало ясно. Приводим ответ президента
так, как он опубликован в Интернет-издании.
«Вообще, вы знаете, мне кажется, что некоторые
элементы нашей прошлой жизни, еще советской
жизни, заслуживают того, чтобы о них вспомнить
добрым словом. К одной из таких сфер относится и
сфера образования. Образование, медицина, наука
– это все то, что составляло гордость бывшего
Советского Союза, и по праву. Это можно объяснить.
И сегодня еще в тех странах, которые
придерживаются плановых принципов экономики,
можно наблюдать, что в этих сферах они добиваются
определенных успехов. И понятно почему.
Государство имеет возможность сконцентрировать
огромные ресурсы на тех направлениях, которые
оно считает приоритетными. Поэтому, что касается
образования, я должен отметить следующее. Мы
будем стараться, я во всяком случае буду
стараться, чтобы сохранить все то лучшее, что
было в прежней системе образования. И оно,
повторяю, было на высоком уровне. Но, разумеется,
жизнь развивается, возникают новые требования, и
образование должно быть современным, отвечающим
этим новым и новейшим требованиям, оно должно
быть обращено в будущее. Конечно, образование
сегодня, это признано практически везде, наряду с
наукой является, по сути, материализованным
инструментом развития. Вот так к этому и будем
относиться».
Если сказанное придумал лично г-н президент,
становится ясно, что это были первые мгновения в
его жизни, когда он подумал хоть что-то об
образовании. Если ответ подготовлен советниками
или помощниками после тщательного обдумывания и
сопоставления различных тенденций и данных –
караул!
Потому что из сказанного следует, что
определенные успехи образования напрямую
связаны с возвращением в плановую экономику, из
чего напрашивается и обратный вывод, что
неуспехи образования связаны... угадайте с чем?
Правильно – с отсутствием плановой экономики. А
какие такие новые и новейшие требования
возникают в развивающейся жизни – осталось
неясным. Потому что скорее всего они связаны с
инициативой человека, развитием его
индивидуальных потребностей и запросов, с гибкой
системой реагирования на эти запросы. Но ведь это
рынок, а не плановая экономика. Плановая
экономика, при всем моем уважении к
коммунистическому воспитанию, гармонически
развитой личности и крупным достижениям
советских школьников на математических
олимпиадах, не могла реагировать на
удовлетворение потребностей граждан, не могла
поддерживать частную инициативу и конкуренцию
товаров и услуг. И почему все-таки в странах, где
нет плановой экономики, можно заметить
достижения в области образования? Они что – не
знают об этой связи, обнаруженной нашим
президентом (или его помощниками) 6 марта первого
года XXI века?
И уж совсем непонятно, что имеет в виду президент,
когда говорит об образовании как о
«материализованном инструменте развития». Что
это? Красивая метафора или имеется в виду, что в
эпоху информационного общества система
образования становится системой производства
знаний и поэтому должна быть главной точкой
приложения национального ресурса (прежде всего
финансового) и превратиться в институт, дающий
реальную (материализованную?) прибыль? Об этом
речь?
Или о том, что в странах с современным качеством
образования (здесь уместно раскрыть понятие
«современное качество образования», что мы часто
пытаемся делать на наших страницах и попытаемся
еще раз к этому вернуться чуть ниже), например, в
Великобритании на правительственном уровне
признано, что образовательный климат прямо
влияет на уровень экономического развития.
Подробнее об этом – в речи премьер-министра
Великобритании на прошлогоднем Давосском
форуме.
Что же хотел сказать президент об
образовательной политике, о ее, так сказать,
текущем моменте?
Это осталось неясным.
Может быть, и к лучшему?
Пока официальная точка зрения неизвестна,
остается простор для дискуссий, для того, чтобы
высказывать разные точки зрения. В этой
неопределенности можно даже и предлагать
государству ограничить свое влияние на
образование материальной заботой о школе. То
есть максимально переключиться на заботу о
стенах и оборудовании, на зарплату учителя. А уж
про качество образования профессиональное
сообщество попробует договориться с гражданами
напрямую. Правительство ведь стремится к
введению системы поощрения саморегулируемых
организаций? Как хорошо! Задайте, господин
президент, правила игры, обеспечьте учителей
зарплатой – и все остальное время потратьте на
решение других, не менее важных государственных
задач.
И с этой точки зрения неответ президента на
прямой вопрос корреспондента – хороший знак. Не
готов президент ответить, а брать на себя чужие
функции не захотел. Внушает, как говорят в
передаче «Тушите свет» в таких случаях.
|