Педагогическая польза
медицинского взгляда на мир
Черносвитов Е.В.
Социальная медицина. –
М.: ВЛАДОС, 2000
Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина книг издательства «Феникс» PhoenixBooks. Посетив интернет магазин PhoenixBooks, Вы сможете по выгодной цене приобрести учебные пособия, учебники и другую литературу по медицине, ветеринарии, фармакологии и здоровью. Возможность безналичного расчета платежа и доставка товаров по всей России позволят совершить покупку, не покидая кресла за Вашим компьютером. Интернет магазин PhoenixBooks располагается по адресу http://www.phoenixbooks.ru
На глазах изумленных
университетских преподавателей старой закалки,
а потом и учителей в течение десяти последних лет
возникло немало экзотических предметов и
всяческих «логий». К большинству из них
мало-помалу привыкли, а некоторые из них до сих
пор веселят своей нелепостью как отечественных,
так и зарубежных ученых.
Предмет же «социальная медицина», тоже совсем
недавно появившийся в российских вузах, избавлен
от необходимости оправдывать свое
существование. Потому что институты социальной
медицины давно и успешно действуют на Западе –
как в Америке, так и по всей Европе. Они возникли в
40-х гг. вместе с инфраструктурой социальной
защиты населения. Кстати сказать, институтов
социальной медицины до сих пор нет только в
Голландии, Швейцарии, Дании, Швеции.
И давно уже, кажется, настала пора и России.
Социальных работников, социальных педагогов в
российских университетах готовят уже несколько
лет и читают им курс социальной медицины. Но
только сейчас вышел первый учебник по социальной
медицине для российских вузов. Его автор,
заведующий кафедрой социальной медицины,
профессор медицины и философии, Евгений
Черносвитов, объясняет появление этой
дисциплины в университетских курсах и института
социальной медицины в нашем обществе, цитируя
Сэлинджера: «Все вдруг поняли, что общество
больно, и эта боль не от ран» (с. 19).
И весь учебник по сути – это своеобразный, очень
тяжелый экскурс, путь по нервам современного
общества, по его болевым точкам. В центре
внимания будущих социальных работников,
педагогов и социальных медиков – социопатии –
болезни, обусловленные особенностями и
катаклизмами социума. И обычные врачи-клиницисты
зачастую оказываются безоружными перед такими
болезнями. Социопатия, давно и успешно
сформулированное за рубежом понятие, впервые
развивается на страницах этого учебника. Автор
учебника, принимавший активное участие в лечении
ликвидаторов чернобыльской аварии, первых
больных СПИДом, иллюстрирует примерами из
собственной практики те надломы, которые
общество может вызвать в человеке. Вообще
учебник полон историями болезней, шокирующими
примерами различных аномалий, которые могут
ужаснуть неподготовленного читателя. Но дело,
конечно, не в них.
Впервые в одной книге, в учебнике, научному
анализу (медицинскому и социологическому)
подвергается то, что доселе было лишь «жареным»
материалом прессы. Раскрываются, пускай пока
только примерно, а где-то описательно, основные
социомедицинские проблемы нашей современности.
А этот подход предполагает и обращение к
правовой стороне вопроса – в учебнике
цитируются все относящиеся к поднимаемым
вопросам документы, автор также осуществляет и
глубокие экскурсы в историю, мифологию. Кто,
например, знает, что первое свидетельство о
психических эпидемиях (которые то и дело
напоминают о себе) относится к древнегреческой
мифологии? Три дочери тиринфского царя Прэта
покинули родительский дом и бродили по лесистым
предгорьям, утверждая, что они превратились в
коров. К ним присоединились женщины из Тиринфа и
Арагоса. Все они чувствовали себя коровами (с. 61).
А белый халат (халат халифа) был впервые одет на
Авиценну (с. 11). В книге много таких, не просто
любопытных, но придающих синтетический характер
этому новому предмету, подробностей.
Здесь в одной книге собрано множество проблем –
и ни одна не может оставить равнодушным
современного взрослого человека. Некоторые мы
стремимся по возможности не видеть (как,
например, положение наркоманов, бомжей или
переселенцев, проблемы стариков, инвалидов),
какие-то в ажиотаже обсуждаем (нетрадиционная
медицина, клонирование, эвтаназия), какие-то
просто наскучили от постоянного пережевывания
их в СМИ (как факты сексуальных перверсий,
инплантанции органов), а какие-то, как проблема
смертной казни, вообще делят наше и мировое
общество на два лагеря. И клубком Ариадны в этом
безумном лабиринте, в который может попасть
сегодня каждый (!) человек, может стать социальная
медицина.
Учебник «Социальная медицина» ориентирован не
на студентов-медиков, а прежде всего на будущих
социальных работников и социальных педагогов. И
минимальные, общие медицинские понятия они
смогут почерпнуть из учебника: перечислены все
основные типологии конституции человека,
характера, темперамента и т.п. Однако здесь автор
уже не пугает читателя, а старается
проиллюстрировать свои наблюдения анатомиста,
психолога примерами из мировой культуры,
отправляя его то к произведениям Боттичелли, то к
трудам Дюрера, призывая прочесть Золя и Бальзака,
Эдгара По и Достоевского и т.п. Здесь у автора
есть свой «иконостас» художников, писателей,
вообще деятелей искусства, которые сделали
прорывы в познании человека, намного опередив
свое и в чем-то наше время.
Надо сказать, социальная медицина делает только
первые шаги в нашем государстве. И это только
первый учебник из серии задуманных автором
пособий, в которых он намерен рассказать более
подробно собственно о методах лечения
социопатий, о методах, которыми должны
пользоваться социальные медики в своей практике,
вообще о назначении социальных медиков. Много
здесь еще остается неясным – можно ли вырастить
новых специалистов, социальных медиков, не на
базе медицинского образования, а просто открыв
для социальных работников и педагогов
специализацию, как это предлагает делать автор.
Правомерно ли сводить методы социальной
медицины к психотерапевтическим, как это
делается в учебнике. Как это обычно бывает,
неизбежен шквал альтернативных учебных изданий
по новой для нас специальности, который может
просто потопить эту первую, но совсем не похожую
на «первый блин» книжку.
…Помнится, у Стругацких в романе «Отягощенные
злом» будущие педагоги по своей программе, вне
зависимости от специальности, должны были
ухаживать за тяжелобольными. По замыслу
писателей, только увидев и получив опыт
целительства настоящих человеческих язв, можно
чему-то научить других.
|