Как научиться слушать учителя
Вивюрский В.Я.
Учись приобретать и применять знания по химии:
Книга для учащихся М.: ВЛАДОС, 2000
В самом начале этой книги для
учащихся сказано, что она поможет “эффективно и
качественно усваивать знания” и в результате
побеждать на олимпиадах. Поэтому, увидев книгу на
учительском столе, мои школьники тут же
попросили ее почитать. Поскольку в ней почти нет
химических ошибок (только в задаче “пример 4”
дано неправильное решение со средней солью
вместо кислой), школьники 11 химического класса
Специализированного учебно-научного центра МГУ
книгу получили, а в качестве “платы” выдали свои
комментарии. Непосредственный автор приводимого
ниже текста – многократный призер химических
олимпиад Алексей Финский.
Основная идея книги: толк от изучения химии будет
только тогда, когда ученик научится работать
самостоятельно. Однако умение ученика работать
самостоятельно не связано с конкретным
предметом, химия это или история. Поэтому
внимание самостоятельной работе ученика нужно
уделить не в 8 классе, когда он начинает изучать
химию, а когда он впервые идет в школу.
Автор накрепко связывает то, что он называет
самостоятельной работой ученика, с уроком и
школьной программой, с домашним заданием,
которое дает учитель. При этом читатель-ученик
видит не творческий, а формальный подход к
решению задач, изложению законов и понятий химии
и т.д. Текст очень сух, и это серьезный недостаток,
если учитывать круг возможных читателей.
Единственный литературный изыск –
неподражаемые эпиграфы. Например, такие русские
народные пословицы, как “Мало аттестат взять,
надо его оправдать” или “Не хвались началом,
хвались концом”, компенсируют всю “сухость”
книги.
Попадись мне эта книга в 8 классе, особого
интереса к химии она бы у меня не вызвала. А ведь
заинтересованность ученика в предмете – залог
успеваемости. Ученик сам может дойти до
большинства советов, которые дает эта книжка,
если ему интересно изучать химию.
Половина книги занята сведениями, которые можно
почерпнуть в школьном учебнике. Разбираемые
задачи очень просты и решаются исключительно с
помощью пропорций – не показано, как решать
более сложные олимпиадные задачи.
Тем не менее советы автора правильны и могут в
некоторых случаях помочь ученику. Так, удачно
приведены примеры изомеров из разных классов
органических веществ (с. 77) – обычно “средний”
школьник не догадывается об этом.
Самые удачные главы – “Моделирование” и
“Границы применимости теорий, законов и
понятий”. Только про закон Авогадро напрасно
сказано, что он не имеет смысла, если два газа
взяты при разных температуре и давлении (с. 53), –
ведь в задачах обычно газы приводят к нормальным
условиям, пользуясь расчетными формулами.
Книгу можно рекомендовать ученикам 8 и 9 классов,
которые химией не интересуются, но не хотят
проблем с оценками по химии. По крайней мере они
могут научиться правильно слушать учителя.
Алексей Финский (11 класс СУНЦ МГУ)
Вячеслав Загорский (доцент СУНЦ МГУ)
|