Адекватность соблюдена, прослеживается
дальнейшая актуализация
Короткова М.В., Студеникин М.Т.
Практикум по методике преподавания истории в
школе. –
М.: ВЛАДОС, 2000
Когда я был студентом, методики
преподавания (истории, обществоведения и пр.)
занимали почетное второе место после
политэкономии социализма. Это были самые трудные
предметы. Намного легче разобраться по
источникам в структуре вавилонского общества,
чем в структуре урока “Вавилон при Хаммурапи”
для пятиклассников.
И еще один вопрос мучил советское студенчество:
почему собственно историю, включая самые сложные
и дискуссионные проблемы, специалисты могли
излагать ясным и живым русским языком, но как
только речь заходила о методике преподавания, со
страниц учебников и с кафедры сорняками
прорастало:
“Методическая грамотность в подборе учителем
приемов заключалась в разумном сочетании
образно-эмоциональных приемов (аналитическое
описание с элементами картинного) и логических
(аналитическая беседа и заполнение таблицы), что
позволяет говорить об эффективности решения
учителем проблемы соотношения эмпирического и
теоретического уровней в обучении истории...”
“Как связаны между собой общедеятельностный,
логический, специфический аспекты понятия
“прием” и как они учитываются в познавательной
деятельности? В чем состоит общее и различие в
дидактическом и методическом подходах к
определению понятия “прием”? Согласны ли вы с
выводом: ценность данной категории состоит в
синтезе чувственно-практической и мыслительной
деятельности?”
“Способствовать нравственному воспитанию
учащихся, продолжив организацию их
самостоятельной познавательной деятельности по
оценке моральных качеств феодалов на примере
воссоздания их образов и их взаимоотношений...”
“Прослеживалась актуализация умений учащихся.
На этапе урока, где осуществлялась
пространственная локализация такого
исторического явления, как появление
мануфактур...”
“Соблюдена ли адекватность приемов
преподавания и учения структурным компонентам
учебного материала и познавательным
возможностям учащихся?”
И т.д.
Впрочем, виноват: приведенные цитаты – не из
старых, а из самого что ни на есть нового пособия
по преподаванию истории: Короткова М.В.,
Студеникин М.Т. Практикум по методике
преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000,
рекомендовано Министерством образования РФ для
педагогических вузов (см. стр. 39, 87, 115, 149, 150).
Тираж 20 000 экз. (Для сравнения – книга
французского египтолога Кристиана Жака
“Солнечная чета. Нефертити и Эхнатон” в серии
ЖЗЛ издана тиражом 5000 экз.).
Неужели ничего в педагогических вузах не
изменилось?
Изменилось.
Теперь “вам известно, что в марксистской
философии феодализм рассматривается как
социально-экономическая формация,
предшествующая капитализму. Но как современная
историческая наука определяет феодализм?..” (с.
72). Как? Естественно, не по-марксистски. И
капитализм эта ловкая “современная наука”
выводит уже не из какого-нибудь там
материального производства, а из того, что “в
Европе появляется новый, активный человек:
банкир, купец, предприимчивый дворянин. Меняется
и само отношение к предпринимательской
деятельности: поощряются накопительство,
хозяйственная активность...” (с. 148).
Механически соединяя обрывки прежнего,
коммунистического катехизиса (“государство –
политическая организация экономически
господствующего класса, имеющая своей целью
охранять существующий строй и подавлять
сопротивление других классов” (с. 249) и реверансы
перед новой идеологией “активного человека:
банкира и предприимчивого дворянина”, авторы
книги получают нечто совсем уж неудобоваримое.
Наверное, в ответ прозвучит слово “плюрализм”.
Мол, в книге предлагаются планы практических и
семинарских занятий, на которых студенты как раз
и должны показать знакомство с разными точками
зрения.
И дальше что? Хаос в собственной голове передать
школьникам?
Тех, кого обидит слово “хаос”, я прошу вместо
возмущения ответить на простые вопросы. Если в
книге присутствует какая-то логика, то в чем она
заключается? Почему для подготовки урока
“Древняя Русь в IХ–ХI веках” студенту
предлагают книгу Л.Н.Гумилева и целых три
Б.А.Рыбакова, но не И.П.Фроянова и В.Я.Петрухина? По
какому принципу применяемые в школе учебники
истории разделены на “новое” и не-новое
“поколения”? Почему “История России” Л.А.Кацвы
и А.Л.Юрганова относится к “новому поколению”, а
вышедший значительно позже и посвященный куда
более актуальным сюжетам учебник
А.А.Левандовского и Ю.А.Щетинова – нет, не
относится?
Объяснение в тексте “Практикума...”: “...основные
черты учебников нового поколения: отказ от
единой концепции; в основе книг –
персонифицированная история; преобладание
образной системы над понятийной; усиление роли
фактов и представлений...” (с. 24).
“Усиление роли фактов и представлений” – вы
понимаете, что сие означает? Я – нет. Наверное, у
меня плохо с “синтезом чувственно-практических
аспектов”. И почему это, скажите на милость, в
двухтомнике Кацвы и Юрганова “образная система
преобладает над понятийной”? Они что – сборник
стихов опубликовали?
Может ли вообще преподавать (тем более учить
преподаванию) человек, для которого нормальным
средством общения стал заумно-канцелярский
жаргон?
Если открываешь “Вестник кинофестиваля” и
читаешь: “Современная экранная культура находит
возможности наиболее быстрой и актуальной
рефлексии на смену или изменение зрительского
менталитета, что определяет этот опыт как
авангардный и прогрессивный” (№ 4, с. 20), то
волей-неволей зарождается подозрение, что
тратить на билет 150 (и даже 5) рублей, наверное, не
стоит. Было бы нормальное кино – нашлись бы для
него и нормальные слова.
Как там у Задорнова? Воспроизвожу по памяти.
Чиновник пишет: “Производится интенсификация
отгрузки бахчевых культур”, потому что если
написать по-человечески: “Отправлено столько-то
арбузов”, сразу же возникает нездоровое
любопытство: “А где арбузы-то?!”
Существует ли вообще “методика преподавания”
чего бы то ни было как самостоятельная
дисциплина? Или есть несколько самых общих
правил, которые легко выводятся из внутренней
логики самого предмета, возрастной психологии и
социального заказа, предъявляемого к
образованию? Про Московскую Русь естественно
рассказывать после Киевской, а не наоборот;
10-летний ребенок вряд ли разберется в
теологических спорах по поводу Троицы или в
структуре белка; крепостного крестьянина не
стоит обучать фехтованию.
А нагромождаемая вокруг “ученость” вроде пяти
определений понятия “метод” (с. 27–28) и трех
аспектов понятия “прием” (с. 37) представляет
собой чистую схоластику а-ля “политэкономия
развитого социализма” или современная
“культурология”.
Глубокие изыскания на мелком месте.
Может быть, на поставленные вопросы у уважаемых
авторов “Практикума” есть свой
аргументированный ответ. Проблема в том, что он
отсутствует в самой книжке. Вот принципиально
важная тема “Концепции современного
исторического образования”: “целью занятия
является рассмотрение проблемы современного
исторического образования и поиски путей его
совершенствования”. И “рассматривается” все
это на... полутора страницах, включая список
литературы для самостоятельного изучения
студентами. В нем несчастные обнаружат
педагогическую продукцию секты антропософов, о
которой мы уже рассказывали в фельетоне “Рыхло
сплетенный ковер” (“ПС” от 16 апреля 1998 г.)
Ценнейшие источники исторической мысли, не
правда ли?
Впрочем, бог с ней, с историей. Главное –
“адекватность соблюдена”.
Авесхан МАКЕДОНСКИЙ,
народный эксперт
|