Лариса Соколова: «Издательство
«Просвещение» не из тех, что гонятся за
конъюнктурой»
Одно из старейших издательств России,
издательство «Просвещение», в прошлом году
отметило свое семидесятилетие. Что сегодня
представляет из себя книжный ассортимент
«Просвещения»? Как издательство определяет свое
место на рынке и в чем заключается
оригинальность новых учебников по такому
актуальному в наше время предмету, как история?
На все эти вопросы дает ответ заведующая отделом
истории издательства, заслуженный работник
культуры Лариса Соколова.
– Лариса Алексеевна, расскажите,
пожалуйста, каковы основные стратегические
положения, из которых исходит ваше издательство
при создании учебников по истории?
– Это непростой вопрос. В прежние времена мы были
единственным издательством, выпускающим учебную
литературу. Сейчас литература для школ гораздо
более разнообразна.
Правда, это не означает, что мы стремимся вовсе
порвать с традицией. Напротив, одно из наших
стратегических направлений – переиздание
проверенных временем учебников. Разумеется, они
выходят в переработанном виде: с новыми картами,
иллюстрациями и т.д. Я имею в виду учебники
Г.И.Годера, Б.А.Рыбакова по истории России,
А.А.Вигасина по истории Средних веков и др. Они
информативны, методически грамотно составлены и,
что немаловажно, привычны для учителей. Однако
среди педагогов немало и таких, которые
настроены на работу с литературой нового
поколения.
Поэтому вторая стратегическая линия
издательства – подготовка принципиально новых
учебников. Наиболее перспективно здесь
сотрудничество с Академией наук. Известно: одна
из основных проблем учебного книгоиздания
заключается в том, что книгу пишет или ученый,
далекий от школьной методики, или, напротив,
учитель-практик, не всегда достаточно глубоко
знающий последние тенденции развития
академической науки. Мы пытаемся преодолеть эту
преграду, объединяя усилия «кабинетного»
ученого и опытного педагога-методиста. Надо
сказать, что директор Института всеобщей истории
АН А.О.Чубарьян с пониманием отнесся к этой
инициативе и помог нам подобрать авторов будущих
учебников по всеобщей истории. Среди них –
В.И.Уколова, Л.П.Маринович, В.А.Ведюшкин,
А.А.Улунян. Новый учебник по отечественной
истории написан директором Института российской
истории А.Н.Сахаровым. Думаю, что появление таких
книг поможет школе значительно поднять уровень
исторического образования.
– А каков он, по вашему мнению, этот «современный
уровень»? Какие учебники вы назвали бы
соответствующими требованиям времени?
– Отечественная школа долго не знала ничего,
кроме формационного подхода к историческому
процессу. Сейчас же на повестке дня – множество
подходов: цивилизационный, антропологический,
культурологический. История России не должна
изучаться в отрыве от мировой. Необходимо
проводить аналогии между историческими
явлениями различных эпох и национальных культур.
Например, принятие христианства на Руси
традиционно рассматривалось само по себе, в
отрыве от христианизации Европы. В этом смысле
старые учебники дают учителю недостаточно
материала, поэтому и актуально издание новых
книг.
Но вопрос, конечно, не только в содержании, но и в
форме учебника. Время требует, чтобы мы
отказались от монотонного авторского монолога.
Учебная книга должна быть более адресной,
личностно ориентированной. А поскольку
школьники – это люди с разным кругом интересов и
разным уровнем подготовки, то и учебник должен
быть «многоголосым». Важно, чтобы в нем
различалась обязательная и дополнительная
информация, а методический аппарат содержал
разноуровневые вопросы и задания. В идеале книгу
следует строить так, чтобы каждый потенциальный
читатель нашел в ней что-то свое.
Наконец, современная эпоха не признает
учебников-«одиночек». Школе нужен
учебно-методический комплекс (учебники,
методическое пособие, хрестоматия, рабочая
тетрадь). Особенно важна преемственность учебных
материалов. Мы не имеем права обрекать учителя,
который начал работать по определенной
программе и методике, на безнадежный поиск более
или менее подходящего продолжения. Книги должны
продолжать друг друга – вплоть до выпускного
класса.
– Хотелось бы вернуться к содержанию учебников.
История, особенно отечественная, – это предмет,
тесно связанный с сегодняшним днем. За последние
годы у нас в стране изменились оценки и трактовки
многих исторических фактов. Как это отражается в
учебной литературе? Появились ли новые темы,
которые прежде не затрагивались авторами книг
для школы?
– Издательство «Просвещение» – не из тех, что
гонятся за сиюминутной конъюнктурой. Конечно,
наши авторы следят за процессами, которые
происходят и в науке, и в общественном сознании.
Но учебник не журнальная статья, и главное в нем
– фундаментальная информация, которая не
меняется каждые несколько лет. Кроме того, надо
помнить, что история – предмет не только
просвещающий, но и воспитывающий, формирующий у
школьников гражданские качества. Поэтому мы
против создания мрачного, пессимистического
представления о прошлом. Безусловно, нельзя
замалчивать его темные страницы, но необходимо
подчеркивать и то лучшее, что так важно сохранить
в нестабильном сегодняшнем мире. Так что мы за
учебники, дающие юным читателям определенную
долю оптимизма.
Что касается «новых тем», то я бы уточнила
формулировку. Правильнее говорить о новых
подходах к историческому материалу. Так, сейчас
больше внимания, чем прежде, уделяется
дискуссионным моментам истории (например, в
учебниках достаточно подробно излагаются
различные точки зрения на процесс образования
Русского государства). В современных книгах
особое внимание уделяется личности в истории.
Персонажи, в которых мы привыкли видеть лишь
политических деятелей, рисуются живыми людьми;
рассказывается об их семьях, отношениях с
друзьями и так далее. Важно показать ученику, как
личные качества отдельного человека влияют на
его общественную деятельность, а следовательно,
и на исторический процесс в целом.
Гуманизации истории как учебной дисциплины
способствует публикация фрагментов из
исторических источников. Они буквально
наполнены дыханием времени. Велика конечно же и
роль иллюстраций.
– Как вы думаете, смогут ли существующие ныне
учебники вписаться в новую систему 12-летнего
образования, о которой сейчас так много
говорится?
– Я, признаться, против всяческих резких ломок и
перестроек в области образования. Идея
двенадцатилетней школы имеет много плюсов и,
вероятно, со временем принесет достойные плоды.
Но важно, чтобы процесс реформирования
образования шел постепенно и был продуман до
мелочей. Скорее начинать надо не с новых книг, а с
переподготовки учителей. В конце концов
квалифицированный учитель приспособит любой
учебный материал к той программе, по которой
работает. Так что сейчас актуально расширение
сети курсов переподготовки для учителей.
В далекой перспективе хотелось бы более
основательно дифференцировать учебную
литературу. Например, Москве и регионам
требуются разные книги. Московский учитель
находится в выгодном положении: к его услугам
множество библиотек, прилавки магазинов ломятся
от новейшей литературы. В глубокой провинции
такого разнообразия нет и пока не предвидится.
Значит, возрастает роль всякого рода
хрестоматий, справочников, методических
разработок.
Да и школы разного типа должны учиться по книгам,
подготовленным специально для них. Но сейчас
экономическая ситуация не располагает к изданию
относительно малотиражных пособий для
специализированных школ.
– Какую позицию занимает Министерство
образования? Влияет ли оно на ваши планы, выбор
тем и авторов?
– Не могу сказать, что мы очень тесно
взаимодействуем. Министерство предоставляет нам
полную свободу. Само по себе это хорошо: нет
никакого диктата. Но иногда мы сталкиваемся с
парадоксальной ситуацией: в министерстве
проходят какие-то совещания, «круглые столы»,
связанные с перспективами развития образования,
а мы получаем информацию об этом только из
прессы. Хотелось бы, чтобы в этой области наше
взаимодействие было более активным.
– Что в ближайшее время ожидает читателя? Какие
новые проекты вы готовите?
– Я бы не стала подробно отвечать на этот вопрос.
В рыночную эпоху информация стоит дорого. Любая
идея, которой автор не успел воспользоваться,
становится достоянием энергичных
предпринимателей. Так что мы тоже учимся хранить
коммерческую тайну. У нас есть очень интересные
проекты. Пусть они станут сюрпризом для
аудитории наших читателей.
Беседовал
Сергей Гришачев
|