И в этот миг жизнь обращается в
искусство
Наш корреспондент Василий Кольченко
дарит сегодня читательницам “Первого сентября”
экскурсию по Метрополитен-музею
Раз в году нью-йоркская учительница
истории Тоби Джонсон везет своих
старшеклассников в музей изобразительного
искусства Метрополитен. В ее школе учатся ребята,
которые не прижились в обычных школах.
Представление об искусстве у них довольно
примитивное, но по программе они как раз изучают
Древний Египет, Грецию, Рим. В музее потрясающая
коллекция. Вывод ясен – надо ехать.
По опыту Тоби знает, что вести неподготовленных
детей в залы, где изображены обнаженные модели,
не стоит. Для начала она ведет их в
монументальную египетскую галерею. Здесь
ученики открывают рот при виде мумий. «Мисс, там
действительно человек внутри?» –
«Действительно». – «А почему он такой
маленький?» – «Потому что высох».
Дети косятся на внушительные статуи из
полированного камня, оглядываются на сфинксов. В
огромном зале со стеклянной стеной и потолком
размещен целый египетский храм. Узкий проход
ведет в каменный мешок гробницы. Для учеников эти
впечатления слишком сильные. Они возбуждаются,
словно щенята на собачьей площадке.
У подножия храма журчит струя фонтана,
наполняющего просторный бассейн. На дне
поблескивают монетки, которые бросают
посетители со всего мира, надеясь сюда вернуться.
Монеты привлекают внимание детей. «Мисс, можно я
достану денежку?» – «Не смей лезть в воду!» Тоби
вынимает кошелек: «Я тебе дам свою денежку,
только не лезь в бассейн». Ученик огорченно
отводит ее руку: «Так неинтересно!»
По залу катятся неторопливые волны посетителей.
Негромко звучит мирное смешение языков, от
русского до японского, сливаясь с журчанием
фонтана и словно подчеркивая оглушительную
тишину столетий. Даже буйные старшеклассники
чувствуют невольное уважение к давно
исчезнувшим поколениям, переговариваясь между
собой взволнованным шепотом. Такое это место –
торжественное словно храм, просторное словно
океанский берег, родное словно двор детства.
В этот музей я прихожу три-четыре раза в год и
всегда чувствую себя тут как дома, на перекрестке
эпох и культур, в окружении живописных полотен,
скульптуры, графики, красок и форм, мыслей и
страстей прошлого. Промелькнет несколько недель
– и снова тянет сюда, и тут же появляется повод –
выставка, концерт, свидание с другом. С кем я
здесь только не встречался, кому только не
показывал музейные сокровища. Вот на этой
скамейке мы беседовали с Симоном Львовичем
Соловейчиком. Потом я повел его смотреть картины
Эль Греко.
Не раз я ждал у входа опоздавшего друга, бывало, и
сам опаздывал. Но место встречи изменить нельзя.
От мощной колоннады на Пятую авеню спускаются
широкие ступени, а на них без особых церемоний
расселась публика. Кто жует бутерброды, кто
фотографируется, кто делится впечатлениями.
Пройти непросто, но люди не обижаются. По
пятницам и субботам музей открыт до девяти
вечера. С балюстрады вестибюля доносятся звуки
камерного ансамбля.
Цена билета – десять долларов, однако можно
платить сколько хочешь. Однажды старушка,
стоявшая передо мной в очереди, протянула
кассиру монетку в пять центов. Он и виду не
подаст, что денег мало, не унизит человека ни
словом, ни взглядом. Платишь сполна – значит,
можешь. Платишь меньше – дело твое.
Народу – толпы, но в огромном здании всем хватит
места. В нем столько укромных уголков, где так и
хочется присесть для задушевного разговора со
своим спутником. Все залы обойти невозможно, и я
сначала навещаю своих любимцев –
импрессионистов, постимпрессионистов, старых
мастеров. Для многих картин не хватает места,
экспозицию постоянно меняют, поэтому каждое
посещение обещает новые открытия. В последний
раз рядом с полотнами Писсарро и Моне я увидел
пейзаж Куинджи и портрет работы Репина.
Сюрпризы ожидают на каждом шагу. Средневековые
дворики, фонтаны, витражи, скульптурный сад на
крыше, органные концерты в оружейном зале,
рождественская елка со старинными украшениями.
Не могу забыть и нью-йоркские выставки –
живопись Боннара, Сутина, Шиле, Мунка, Джотто.
Вокруг громады музея раскинулось зеленое море
Центрального парка с его озерами, полянами,
детским зоопарком, обсерваторией, театром,
катком и каруселью. Метрополитен – самый большой
музей США. За ним следуют галереи Бостона,
Вашингтона, Филадельфии. В некоторых я уже
побывал, но нигде не чувствовал себя так уютно и
непринужденно. Обилие посетителей меня не
стесняет, а радует. Поток людей, стремящихся
приобщиться к искусству, – добрый знак.
Я всматриваюсь в картины, стараясь представить
себя внутри полотна, увидеть его глазами
художника, почувствовать то, что его волновало и
восхищало. Потом перевожу взгляд на посетителей.
Обостренное чувство красоты преображает всех
вокруг. Люди в залах кажутся мне ожившими
портретами и скульптурами, они живописны и
выразительны, в каждом видится своя история,
эмоция, мысль.
В их лицах и фигурах, в наклоне головы, улыбке,
прядях волос и одежде поражает грация и
значительность, достойная руки мастера. Даже
подростки, приведенные учительницей посмотреть
на мумии и вылавливающие монетки из бассейна,
просятся на полотно, выглядят библейскими
героями или греческими олимпийцами. В этот миг
жизнь обращается в искусство, искусство – в
жизнь, а школьный культпоход – в событие
духовной биографии.
|