Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Золотой список имен

У каждого он свой, но любой из нас понимает: талантливые женщины в школе – это счастье!

А ведь было время, когда в школе женщин не было.
Школа возникла как мужской клуб, как сообщество умных и грамотных мужчин, которым в какой-то момент все это надоело, и, как часто бывает в жизни, чтобы не погибло важное и многотрудное дело, его взяли в свои руки женщины. И школа стала женской.
А виноват во всем...

Как всегда, виноват во всем Коменский. Когда великий новатор, богослов и епископ, политик и ученый, общественный деятель и педагог Ян Амос Коменский изобрел свою, теперь уже ставшую и знаменитой, и одновременно устаревшей, классно-урочную систему, ее главным принципом был принцип: «Всех учить всему».
Но самым революционным его предложением была идея о том, чтобы в число «всех» входили женщины.
Каких только насмешек не претерпел этот достойный деятель просвещения из-за своей затеи приобщить женщин к обучению в школе!
Ему слали неприличного содержания памфлеты, рисунки, на которых были изображены женщины с грудным ребенком в одной руке и с книгой – в другой. А картинка, на которой юная леди читает «наставление», иначе говоря, ведет урок в школе, вызвала ужасное веселье и громкий хохот зрителей.
Но романтик и мечтатель, богослов и епископ, ученый и педагог оказался в итоге прав, а насмешники – посрамлены.
Не прошло и пяти веков, как редкостью стала другая картина – мужчина в классе.
Школа стала женской.

При этом как-то несправедливо, что почти тотально женская школа почитает как своих героев мужчин, а много ли мы знаем знаменитых женщин-педагогов?
В мировом масштабе – только Мария Монтессори.
Которая, кстати говоря, совсем не хотела стать педагогом, но прославилась именно как изобретатель оригинальной педагогической системы.
В пределах отечества – если не считать Надежды Константиновны Крупской – широко известны имена лишь Софьи Лысенковой и Лены Никитиной.
И на эти две фамилии приходится огромный список мужчин – героев школы. Вспомним лишь некоторых из них: Блонского и Макаренко, Сухомлинского и Соловейчика, Шаталова и Амонашвили, Газмана и Матвеева, Тубельского и Щетинина.
А ведь есть, есть у нас в школе много не просто замечательных женщин, а не менее замечательных деятелей, вернее, деятельниц образования, достойных занять заслуженное место в ареопаге образования.
Если их разделить по группам, то получится такая картина: герои воспитания, учителя, управительницы.
Самая известная и самая авторитетная деятельница воспитания – это, конечно, академик Людмила Ивановна Новикова. Великая женщина, огромной эрудиции, научной терпимости и удивительного гуманистического чутья. Даже если бы она только «открыла» Газмана и Караковского – этого уже было бы достаточно. Но она стала главной опорой «посткоммунистического» воспитания в России. И до сих пор ведет семинары, пишет книги и даже экспертизой инновационных проектов занимается.
Не менее славна Вера Петровна Бедерханова, которую тоже можно записать по ведомству воспитания, душа «Орленка», соратник Олега Газмана и изобретатель уникальной модели летнего дома для детей. Я не раз слышал лекции Веры (Веруши, как зовут ее товарищи) и могу с полной ответственностью сказать – это даже не лекции, а песни о воспитании и педагогической поддержке детей.
В составе отряда воспитателей можно назвать еще несколько имен, составляющих, с моей точки зрения, гордость отечественной педагогики, – Надежда Щуркова, Наталья Селиванова, наиболее преданная последовательница Януша Корчака в России – Ирина Демакова.
Среди учительниц, составляющих сегодня славную плеяду выдающихся педагогов, я бы назвал и поздравил с праздником блестящую Марину Аромштам, глубокую и виртуозную Ольгу Леонтьеву, обе они из Москвы: Марина работает у Ямбурга, а Ольга – у Тубельского.
Талантливая и могущая сочетать проектную культуру и вообще методологию с филигранным гуманизмом и абсолютным уважением к личности ребенка – Елена Ушакова из новосибирской «Умки».
Автор программ по музейной педагогике, изобретатель фантастических образовательных проектов – Марина Лапина из Красноярска.
Конечно, самое большое количество выдающихся женщин – на руководящей работе. Блестящая когорта директоров: Лариса Полунина с Сахалина, Ольга Гурина, Ирина Осетрова из Красноярска, Аня Тимченко из Новосибирска, Валентина Харитонова из Ижевска, Надежда Виноградова из Брянска, Мариэтта Очмиз из Краснодара.
На самом деле золотой женский список отечественного образования далеко не исчерпывается этими именами. Более того, у каждого этот список может быть свой. У меня – такой, у кого-то другого – другой.
И чем больше имен мы назовем, тем ярче и многообразнее будет выглядеть наша школа.
Потому что женщины в школе – это праздник, талантливые женщины в школе – это счастье.
Я просто хотел в сегодняшнем праздничном номере нашей газеты показать, что мы, мужчины, видим и знаем, ценим и любим наших талантливых коллег.
И признаем свое полное поражение, объявляем безоговорочную капитуляцию, окончательно объявляем нашу школу – женской. По красоте и таланту.
Ура!

Александр Адамский

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта AllFirm.com. Интернет проект AllFirm.com - это современный цифровой каталог организаций, включающий в себя информацию о компаниях, ведущих бизнес на территории России и стран СНГ. Благодаря услугам интернет проекта AllFirm.com, Вы сможете как найти информацию о нужных фирмах, так и зарегистрировать свою собственную компанию, что поможет привлечь новых деловых партнеров, дилеров и поставщиков.



Рейтинг@Mail.ru