Педагогика для нейронов
Один немецкий автор, пишущий на
академические, то есть учебные, темы, однажды
заметил, что педагогика некогда была искусством,
а теперь ей грозит опасность стать наукой. В
целом это справедливо: нельзя сводить живое
общение к сухой дидактике, к беспристрастной
передаче информации. Но этот автор и не
подозревал, насколько точно он описал ситуацию в
той области знания, о которой у нас сейчас пойдет
речь. Это нейропедагогика. Она тоже занимается
обучением, но не хомо сапиенс – от детей (начиная
с яслей) до взрослых (переквалификация). Ее поле
деятельности – искусственные сети, моделирующие
глубины мозга. Как утверждают пионеры этого
перспективного направления, главное сегодня не
компьютер вместо мозга, а компьютер вместо мира.
Именно он, компьютер, создает необычно
насыщенную информацией и скорее даже
виртуальную среду общения. Как и с любой другой
окружающей средой, с нею, однако, надо быть
осторожнее и не заиграться до невозвращения в
реальность.
Остается добавить полезные сведения: техника и
процесс разработки и наращивания нейронных
сетей, отображающих хитросплетения нейронов в
нашем головном мозгу, носят современное название
(другого не нашлось) – коннекционизм, в крайнем
случае с заменой на нейрокомпьютеринг. К ним надо
привыкнуть, ведь и слово “нейрохирургия” не
сразу утвердилось в нашем лексиконе.
Первые киборги
Американским специалистам-медикам Рою
Бэйки и Филиппу Кеннеди из Университета Эмори
удалось создать электрод, который
непосредственно воспринимает импульсы
головного мозга человека.
Система пока всего лишь облегчает
парализованным больным контакт с внешним миром,
но в перспективе может привести к появлению
технологий, которые существовали до сих пор лишь
в воображении писателей-фантастов.
Электрод, который представляет собой два
небольших полых конуса из пористого стекла,
имплантируется в кору головного мозга. На
поверхность электрода нанесены выделенные из
клеток периферической нервной системы вещества,
вызывающие рост окружающих электрод клеток и их
проникновение внутрь конусов. Этот процесс
занимает несколько недель. Электрический сигнал
воспринимается находящимися внутри конусов
металлическими проводниками, усиливается и
передается на компьютер, который отвечает на
него перемещениями курсора. Электрод вживляется
в участок коры головного мозга, управляющий
движениями тела, и больной учится управлять
курсором, пытаясь отдавать привычные команды
своему неподвижному теперь телу.
Клеткой управляет компьютер
Американским ученым впервые удалось
создать устройство, объединяющее в единое целое
клетку организма человека и электронную
микросхему, или “бионический чип”.
Теперь, управляя работой микросхемы с помощью
компьютера, ученые могут контролировать
деятельность клетки. Компьютер посылает
электрические импульсы клетке-чипу и заставляет
открываться поры клеточной мембраны, делая ее
проницаемой и активируя работу клетки. Как
отметил возглавлявший работы Борис Рубински,
профессор Калифорнийского университета,
клетка-чип также обеспечивает больший контроль
над сложным процессом генной терапии, поскольку
позволяет делать мембрану проницаемой точно в
нужный момент. Инженерное искусство удалось
существенно продвинуть в сферу биологии, и
теперь можно “внедрять ДНК, экстрагировать
белки, вводить лекарства, не тревожа другие,
расположенные рядом клетки”. Исследователи
надеются, что смогут производить такие
устройства в больших количествах и внедрять их в
человеческий организм для замены или коррекции
больных тканей.
|