45 минут на вдохновение
Школа не может жить без четкого
распорядка. Но что делать, когда ребенку
внутренне необходимо сосредоточиться совсем не
на том предмете, который стоит в расписании?
До
назначенного срока осталась неделя, а она вдруг
прибегает – руками машет, глаза шальные,
светятся:
– Я буду олимпиадную работу писать по
литературе! Я такую тему придумала –
потрясающую! То в голову ничего не шло, а тут
озарило!!
– Но времени уже мало...
– Ничего, я успею!
Вот всегда она так: замрет, затаится, что-то в себе
накапливает, а потом начинается термоядерная
реакция... На уроках ни о чем уже, кроме стихов
Пастернака и Бродского, думать не может. Причем
не только на моих уроках литературы, но и на всех
остальных. Прогуливает математику, заваливает
зачет по физике. Шелестят страницы, губы
шевелятся, рука непроизвольно ерошит волосы...
Ага, попалась мысль, кажется, пришли и нужные
слова, и застрочила скорее по бумаге без всяких
правил и знаков препинания – не до них сейчас...
Творческий процесс налицо, и на лице все написано
– считывать можно: вот порыв вдохновения, а вот
спад, микрокризис, когда слова, будто вязкая
глина, расползаются меж пальцев, никак не
складываясь в нужный образ. Не выразить
невыразимое! Но вот нахмуренные брови
расходятся, ручка снова без передышки скользит
по бумаге. Тише, человек творит! Не мешайте!..
А мешает многое: звонки на уроки и перемены,
переходы из одного кабинета в другой,
необходимость хоть немного обращать внимание на
другие учебные предметы (она ведь в общем-то
девочка добросовестная) – ведь и спросить могут
про какие-нибудь функции, индукции, реакции... И
рада бы подготовиться и ответить как следует, но
не тем сейчас полна душа. Надо выплеснуть
заветное, только что постигнутое – и в пору
ответить уважаемому математику строками
любимого поэта:
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль,
Но сейчас идет иная драма,
И на этот раз меня уволь...
Ведь он даже поймет в душе. Но и у него
свои проблемы, свое дело – программа, усвоение,
контроль. И все справедливо, но так не вовремя. Ну
подождите недельку – потом я снова влюблюсь в
ваши заковыристые задачки!
Поистине в таких случаях надо предоставлять
творческий отпуск.
Все равно то, что не относится к теме, ставшей на
какой-то срок жизненно важной, воспринимается
только как помеха, сбивающая мысли и настроение.
Так и тянет посоветовать: «Да плюнь на все, посиди
дня три дома, поработай спокойно!» Но ведь я
классный руководитель, с меня тоже за
посещаемость спросят...
Жесткая школьная система расписания уроков
предполагает железный регламент: 45 минут на
постижение тайн вещества на уроке химии, 45 минут
на прекрасную бесконечность чисел и переменных,
45 минут на вдохновенное проникновение в мир
поэзии...
Нонсенс!
Ну не хотят подчиняться внутренние ритмы
человека такому расписанию. И сложнее всего тому,
кому больше дано, кто одареннее. А если еще
вспомнить, что кто-то по натуре своей сова и
раннее начало уроков – просто нож острый?
Хотя перемена занятий, безусловно, отдых, но
никто не станет утверждать, будто 45 минут урока
для каждого из сидящих в классе – время и
необходимое, и достаточное.
...Ну вот, на следующий день она приходит в слезах:
ничего не получается. Все слова – не те. Думается
об одном, получается другое. Мысль не поймать, а
если ловится, то, как у бабочки, уже вся радужная
пыльца на крыльях стерта, края обломаны – жалкое
зрелище.
Успокаиваю как могу. Говорю, что творческий
кризис перед завершением работы – это нормально.
Ну бывает, ну успокойся, отдохни чуть-чуть, потом
перечитаешь – и выход из тупика найдется
непременно. Не бывает в нашем деле тупиков,
только барьеры, а они преодолимы...
Про себя думаю (и чувствую, что она думает о том
же): все, не успеваем. Работу сдавать надо завтра,
а это нереально.
Что же, все насмарку?
И тут находятся слова:
– Ну что ты расстраиваешься? От такой работы
удовольствие получать надо. Суть именно в этом.
Что такое «сдать вовремя»? Пойдет твой труд на
конвейер, прочитают, оценят... Ну и что? Всерьез к
этому относиться – только нервы портить. Смешно
даже. Ты стихи замечательные полистала, пережила
многое, внутри себя что-то построила важное,
прикоснулась к чему-то огромному, след остался...
И в этом – главный результат. При чем тут оценки и
формальные победы или поражения?
Начинает улыбаться:
– Но участвовать все же хотелось...
Возможно, я не совсем права, подменяя
удовлетворение результатом доведенного до
победного конца дела радостью, получаемой от
самого процесса работы. Но такие ситуации бывают
в жизни. Спеша к цели, топчем цветы, растущие под
ногами. Становимся ли от этого богаче? Идеально,
когда радуют процесс и результат, но не всегда
так совпадает. Кстати, в нашей истории, наверное,
результат состоит как раз в самом переживании
творческого порыва. Стоит ли с этим спорить?
Мария АМФИЛОХИЕВА
|