Без соревнования уже не обойтись...
Но как ввести в школьные состязания
мотив сотрудничества?
У иных педагогов бывают универсальные
рецепты на все случаи жизни. Предположим, в школе
грядет праздник, взрослые решили, что детям
хорошо бы выучить к торжеству по десять пословиц
и поговорок, а ребята особого интереса к этому не
испытывают. Учителя задумываются: как быть? А у
завуча или директора решение уже наготове:
“Какие проблемы? Вы им устройте соревнование
между классами (группами), они вам не то что по
десять – по сорок пословиц выучат!”
И правда выучат. Вот только какой ценой? Над этим
действительно стоит задуматься.
Начнем с того, что за человеческими
поступками всегда стоит конкретная мотивация.
Присутствует она и в соревновательных
отношениях. А называется эта мотивация
конкурентной.
Конкуренция – это такие отношения, когда мой
успех означает проигрыш соперника, а моя неудача
– его победу. В соревновании кроется опасность
свести все происходящее к альтернативе: кто
выиграет – я или мой соперник?
Если меня победят, это ударит по моему положению
среди сверстников и по моей самооценке.
И тогда для ребенка становится главным уже не
стремление проявить себя с лучшей стороны, а
любыми путями помешать врагу стать победителем:
“Уж тогда-то я точно выиграю”.
И мы нередко наблюдаем в школах, что дети во время
соревнования не радуются своим успехам, а идут на
разные уловки, чтобы лишить соперников шансов на
победу. Если это происходит в одном классе,
ученик может мешать своему однокласснику при
ответе, жаловаться на него, уличать в каких-то
мелочах...
Так что же выходит: соревнование – негодное
средство для решения педагогических задач?
Вовсе нет: соревнование способствует
творческому развитию детей, вызывает у них
всплеск положительных эмоций, оживляет школьную
жизнь. Но только грамотно организованное
соревнование.
В нашей школе, например, недавно прошел
интеллектуальный марафон, который понравился и
учителям, и детям.
Предварительно во всех классах с 5-го по 11-й
прошел конкурс. Ученики, показавшие лучшие
результаты в своей параллели, распределились по
группам, и получилось шесть равных по
возможностям команд.
Целый день накануне главного соревнования мы
посвятили подготовительной работе с этими
командами. Нам хотелось, чтобы главным для каждой
команды стал мотив сотрудничества, основанный на
чувстве собственной оригинальности и
уникальности. Ребята придумали название своей
команде, девиз, нарисовали эмблему, сочинили
презентацию в форме театрального представления.
Причем представление команд не оценивалось: это
была не ситуация конкуренции, а возможность себя
показать и на других посмотреть.
А потом начался настоящий марафон: команды
переходили со станции на станцию, выполняли
задания и завоевывали очки.
А что же в это время делали остальные ученики,
которые не вошли в команды.
Для них параллельно шли различные конкурсы
болельщиков. У каждого была возможность
заработать очки в личный зачет или подарить их
понравившейся команде.
И еще одно соревнование шло в этот день между
классами: учителя тоже ставили баллы за работу на
уроке.
Детям было интересно участвовать в этой веселой
чехарде, где все постоянно меняется, как на
карусели: то ты член команды, то класса, то
наблюдаешь за конкурсом болельщиков. В
результате получился большой интеллектуальный
праздник. Участники, полностью поглощенные
процессом, уже перестали считать свои очки и
просто веселились.
По завершении игры каждой команде был подарен
торт, ребята расселись за большим столом и еще
долго с удовольствием обсуждали самые яркие ее
моменты.
Это пример, как можно провести соревнование,
которое становится праздником для каждого, так
как в нем есть и конкуренция, и сотрудничество.
Есть еще один прием, помогающий этого достичь:
создание ситуации, когда конкурирующие команды в
процессе должны пересечься и сделать что-то
вместе. Вот они соревнуются друг с другом, бегут
от этапа к этапу, и вдруг оказывается, что в
результате в какой-то момент их маршрутные листы
сходятся, им дается общее задание и говорится,
что очки будут общими. То есть конкуренты на
время вступают в кооперативные отношения, и в
этот чудесный момент расширяется видение
происходящего: я настроился, что этот человек мне
соперник, а оказывается, что это временное
состояние: пять минут назад мы конкурировали, а
теперь – сотрудничаем.
В соревновании большой потенциал для педагогики:
эмоциональный, культурный, адаптационный.
Конкуренция – это же часть нашей культуры, той
социальной среды, в которой уже несколько
тысячелетий живет цивилизация.
Даже если запретить детям вступать в
соревнования, они все равно останутся в детском
мире. Обязательно возникнет ситуация, когда один
мальчик скажет другому: а давай наперегонки до
того дерева – кто быстрее?!
А чей-то папа непременно предложит это своему
сыну. И когда ребенок бежит наперегонки, у него
нет желания, чтобы папа споткнулся и упал. Это
нормальная конкуренция.
Хотим мы того или нет, а выйдя из школы, дети
попадут в конкурентный мир. И в этом мире они
должны быть конкурентоспособными.
Поэтому надо учить детей умению конкурировать,
при этом настраивая на то, чтобы конкуренция
помогала им стать лучше.
Марина БИТЯНОВА, психолог
|