Каждому нужна своя образовательная
программа!
И, может быть, даже не одна. Так считают
участники очередного эвриканского семинара,
прошедшего в Удмуртии
В последний день зимы в ижевской
гимназии № 56 открылся традиционный эвриканский
семинар.
Два раза в год экспериментальная площадка под
руководством Валентины Харитоновой собирает
учителей и администраторов, а теперь еще и
студентов для коллективной рефлексии своего
проекта. Пятьдесят шестая «подставляется» под
критику и проблематизацию не только эвриканских
экспертов, среди которых в этот раз академик
Феликс Михайлов, известные психологи Игорь Шиян
и Сергей Братченко, представитель Министерства
образования Владимир Бацын, директор Института
образовательной политики Алла Антонова.
Практически любой желающий может участвовать в
экспертном семинаре, который в то же время
является и учебным, только материалом здесь
будут не лекции и методические рекомендации, а
содержание экспериментальной деятельности
учителей и учеников 56-й гимназии.
В этот раз тема экспертно-обучающего семинара –
«Непрерывное образование».
Идет первый день – формирование проблематики.
Индивидуальная программа – как замена
школе
Основной спор и на группах, и на пленуме
разгорелся по поводу того, что детский сад вовсе
не должен готовить детей к школе, начальная школа
не обязана готовить ребенка к среднему звену, а
среднее звено – к старшему.
Когда же дело дошло до вуза, то возникла довольно
простая, но почти неразрешимая проблема:
гуманная идея общеобразовательной школы дать
человеку возможность ориентироваться в мире,
строить собственную связь с природой, культурой,
другими людьми, с самим собой – все эти замыслы
разбиваются о железобетонную стену
необходимости сдавать экзамены в вуз.
К этой теме мы еще вернемся – о том, что
предложили в качестве решения проблемы
участники ижевского семинара. А пока – о том, как
неожиданно повернулась проблема непрерывности в
самом начале дискуссии в Удмуртии.
…В самом начале министр образования Республики
Удмуртии Любовь Захарова сказала, что на этом
семинаре министерство собрало представителей
всех звеньев системы – от учеников подклассов,
студентов до профессоров и начальников районных
управлений.
– Если мы сможем найти между собой общий язык –
значит, сможем обсуждать проблему непрывности
образования. Не сможем – значит, проблема пока
нам не под силу. А на следующий семинар
обязательно позовем еще и попечителей – чтобы
учиться объяснять обществу то, о чем
договорились между собой.
Но пока объясняться с обществом очень сложно:
слишком много неопределенностей, много такого, о
чем на своем «птичьем» профессиональном языке
еще кое-как договориться можно, а рассказать об
этом обществу – практически невозможно.
Например, как мы понимаем эту самую
непрерывность.
Традиционная постановка вопроса
Традиционное понимание непрерывного
образования – это возможность движения по
вертикали образования все выше и выше. А
нетрадиционное понимание непрерывности
образования – это возможность одновременного
пребывания в разных образовательных программах,
причем независимо от возраста и… своих
достижений на предыдущем уровне. Да, да –
независимо от своих достижений на предыдущем
уровне.
И это не вопрос выбора: или – или. Это вопрос
сочетания вертикальной и горизонтальной
непрерывности.
Например, ученик 56-й ижевской гимназии может
учиться в 10 классе и одновременно он или она
могут быть, и многие действительно являются,
студентами музыкального училища, медицинского
колледжа или гуманитарно-юридического колледжа
при университете.
Главная особенность непрерывного образования:
человек имеет право на любую ступень
вне зависимости от возраста и успехов
на предыдущей ступени
При этом сделан только первый шаг –
непрерывность внутри образовательных программ,
основанных на одном типе деятельности – учебном.
И, конечно, 56-я ижевская гимназия не единственная,
в которой проводится этот эксперимент. Самый
известный проект такого рода – школа
М.П.Щетинина.
И сегодня можно говорить о становящейся
тенденции в развитии отечественного образования
– переходе от фронтальных образовательных
программ, единых для всех детей одного возраста,
к индивидуальным образовательным программам.
От экспериментальной апробации – насколько это
возможно – школы переходят к
институционализации индивидуальных
образовательных программ.
На пленуме первого дня экспертно-учебного
семинара в Удмуртии обсуждался тезис о том, что
школа как привычная образовательная институция
может уступить место индивидуальной
образовательной программе как новому
образовательному институту.
При этом, важная вещь, не надо поддаваться
банальному искушению, воспринимать эту
тенденцию тотально: так, будто все школы уступят
место индивидуальным образовательным
программам. В образовательной политике сегодня
вообще нет места тотальным тенденциям. Уже
никогда система образования не сможет меняться
по флотской команде «все вдруг». В этом, кстати
говоря, главная методологическая ошибка:
адресовать функцию реформирования школы
Министерству образования, для которого такой
способ – единственно возможный. Нет, современное
реформирование школы – дело слишком серьезное и
ответственное, чтобы поручить его ведомству.
Конечно, не все школы уступят место
индивидуальным образовательным программам, но
наряду со школой как организационно-правовой
формой, как учебным заведением, образовательной
организацией, учреждением, в конце концов,
появляются и другие организационно-правовые
формы образовательных институций. Пока в
экспериментальном, скорее даже теоретическом
виде. И это не только индивидуальная
образовательная программа.
Александр Попов, например, создает
образовательные сети как институты образования.
А Борис Эльконин и Ассоциация развивающего
обучения Эльконина–Давыдова создает свою сеть,
которая вполне может претендовать на
образовательную институцию.
Так что вполне возможно скоро на вопрос «Где
учится ваш сын или дочь?» можно будет ответить:
– Мой сын учится в своей собственной
образовательной программе.
Именно так: не по своей программе, а в своей
программе.
Или:
– Мои дети учатся в сети Александра Попова.
Или:
– В развивающем обучении Эльконина–Давыдова.
При этом имеется в виду не какая-то конкретная
школа, в которой есть классы Эльконина–Давыдова,
а почти виртуальное сообщество детей и взрослых,
которые собираются два раза в год на конференции,
общаются в Интернете, обмениваются материалами и
методиками и лишь физически пребывают в своих
«родных» школьных зданиях.
А проектная задача, например, для 56-й ижевской
гимназии, в частности для ее неутомимого
директора Валентины Харитоновой, – это
образовательные программы, основанные не на
учебной деятельности. Искусство, общение,
экология, масса программ так называемого
дополнительного образования... У В.Харитоновой
огромное количество программ, которые по своим
возможностям могут стать для одного ребенка
главной, целостной, базовой системой
образования. А для других – остаться
факультативами.
Отсюда и задача (пусть она не покажется вам
иллюзорной, это задача проектная и
экспериментальная одновременно): сделать так,
чтобы человек был сам для себя образовательным
институтом. Для этого образовательная программа
должна быть только индивидуальной и никакой
другой. Но при этом важно строить ее не на одной
для всех учебной деятельности, а на разных. На
той, которая этому ребенку, этому, а не другим
ближе и к которой он склонен.
…А относительно поступления в вуз… Никто так и
не может внятно объяснить, зачем нужны
вступительные экзамены. Почему нельзя в вуз
записываться, почему обязательно надо –
поступать. Ведь это главная особенность
непрерывного образования: человек имеет право на
любую ступень, вне зависимости от возраста и
успехов на предыдущей ступени.
Но дискуссию об этом решили отложить и провести
ее с участием профессоров Удмуртского
государственного университета. Подробнее об
этом в одном из ближайших номеров.
Александр АДАМСКИЙ
|