Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Светлана ПОПОВА

Лавр-Балавр, который жил под кроватью

Детские фантазии… Об этом принято говорить умиляясь. Это нежно и трогательно, талантливо и удивительно. Только почему-то, сталкиваясь с выдумками ежедневно, взрослый человек впадает в панику. И стремится, как правило, запретить. Разоблачить! Обернуть лицом к реальной жизни!

Выдумывать ребенок начинает, когда еще не говорит, но уже играет всеми попадающимися предметами: крышками от кастрюль, папиными часами, собственными пальчиками.
Все задействованное в игре – от Барби до овощного ящика – преображается согласно нуждам играющего. Причем не «как будто», а действительно трансформируется сознанием в ананасовую пальму, шкатулку Пандоры, рыбу, которую переехал товарный поезд, и так далее.
Выдумать можно не только игру, путешествие, но и партнера по развлечениям.
Один ребенок с младенчества дружил с неким существом наподобие гнома. Не с игрушкой, а с живым, невидимым. Кормил его, укладывал спать. Встревоженная бабушка несколько раз таскала дитя к психиатру.
А у нас дома под кроватью жил Лавр-Балавр. Совершенно бесценное существо! Все, что маленькой Алиске давалось с трудом, у Лавра выходило легко и просто. А Элис на него равнялась. Так, стойко терпя гигиенические процедуры, ребенок утверждал: «А Лавр-Балавр не плачет, когда моют голову!» Буква «р» у нас тогда еще не выговаривалась, и я долгое время считала, что существо зовут Лаба-Балаба. Со временем пришло истинное имя!

Да что вы, взрослые, хотите? Какие книжки читаются первыми? Сказки! А там можно все!
Не нужно пугаться чрезмерного фантазирования. Но не стоит и провоцировать. Пусть все развивается плавно, а мера сама себя отмерит.
Иногда фантазия выходит за рамки всякого здравого смысла. И уже родитель жалуется, что от дитяти не услышишь ни словечка правды.
Элис рассказывает о раскопках кладов на даче. И какие были найдены скелеты, и какие ларцы с драгоценностями. Ребенок разгорячился, глаза блуждают, речь становится бессвязной от попыток добавить еще красот. А я слушаю, восторгаюсь и завидую, какие были пережиты приключения. Вдруг Элис умолкает. Потом тихо-тихо говорит: «А ты одна, кто мне поверил и не стал перебивать». У меня даже сердце сжалось! Как можно было такому не поверить!
Как-то мой ребенок прочел в советах нашей газеты: «Не уличайте детей во вранье». Выражение понравилось. И как только начинались совсем уж несусветные враки, терпение матери кончалось, уже открывался рот… А в воздухе звучало жалобное: «Ну не уличай меня!»

И еще долго-долго могут дети верить, что существовали Ассоль и Ихтиандр. Дед Мороз есть во веки веков, а Дюма-пэру можно позвонить по телефону и попросить его оставить Констанцию в живых.
Кстати, реальность и фантазии перемешаны в некоторых головах настолько, что малышне кажется, будто актеры в фильмах умирают по-настоящему. «Роль красивая, хорошая, но я не согласилась бы умереть даже ради такого кино», – сказала как-то Элис про фильм, где погибла героиня. И не верила мне, что это понарошку, что после режиссерского «стоп» все полегшие в кадре актеры идут пить чай.

Не стоит думать, что, если у ребенка богатое воображение, он обязательно шизофреник. К сожалению, живость ума и способность к превращениям почти у всех с возрастом проходят. Станут они такими же, как мы, станут, не переживайте.
На самом деле вопрос о реальности мира, в котором живем, вообще довольно спорный. Нет единой для всех картинки. Мир не хорош, не плох – он никакой. Истинная жизнь – та, которую мы себе сами выбрали как реальность.



Рейтинг@Mail.ru