Жан Кокто: заметки вокруг сцены
Об искусстве
- Произведение искусства должно удовлетворять
требованиям всех муз. Это я называю
«доказательство через девятку».
- Если кажется, что произведение опередило эпоху,
то дело в том, что эпоха запаздывает.
- Волнение, порождаемое художественным
произведением, подлинно лишь в том случае, если
оно не получено путем чувственного шантажа.
- Светлые умы открыли слово «стилизация» для
обозначения стилевой недостаточности.
- Оригинальный художник копировать не способен.
Получается, чтобы проявить оригинальность, ему
достаточно что-нибудь скопировать.
- Сати говорил: «Хочу поставить в театре пьесу для
собак, декорация у меня уже готова. Открывается
занавес, на сцене кость».
- Для птиц существует только два сорта винограда:
один хороший, съедобный, а другой плохой,
несъедобный.
- Есть же еще и гипнотизеры, работающие на
публику. Хороший сеанс гипнотизера с погружением
в сон обычно краток и прост, но к нему добавляют
двадцать подставных фокусов, чтобы поразить
толпу.
- Режиссер – это и птицелов, и пугало для птиц.
- Когда правда слишком обнажена – не возбуждает.
О публике
- От одной эпохи к другой традиция меняет обличье,
а публика малоспособна ее распознавать и под
масками никогда не обнаруживает.
- Тех, кто отстаивает сегодняшнее, служа
вчерашнему, и при этом предчувствует будущее, –
1%.
- Тех, кто не принимает ни вчерашнего, ни
сегодняшнего, ни позавчерашнего, – 99%.
- Тех, кто отвергает сегодняшнее, дабы отстоять
вчерашнее, – 10%.
- Тех, кто воображает, что все сегодняшнее
ошибочно, и назначает свидание на послезавтра, –
12%.
- Тех, кто еще не понял, что искусство
продолжается, думая, что оно взяло паузу вчера,
чтобы начаться вновь лишь завтра, – 60%.
- Утомленная излишествами публика не способна
оценить бесхитростное произведение.
- Прекрасное кажется легким, доступным. Именно
это презирает публика.
- Опасных глубин публика не любит, предпочитая
поверхности. Вот почему, имея дело с искусством,
пока не внушающим доверия, она так падка на
фальшь.
- Публика усваивает вчерашнее лишь в виде кулака
для удара по сегодняшнему.
- Всякую новую игру публика готова принять при
условии, что ее правила меняться не будут.
Ненависть к автору – это ненависть к изменяющему
правила игры.
- Крайнюю границу мудрости публика обзовет
глупостью.
- Публика не терпит завершенных работ: ведь она
больно ударяется о них и остро чувствует к ним
жалкую непричастность.
- В Париже все хотят быть актерами. Участь зрителя
никого не устраивает.
|
|
|