Региональная модель защиты детства и семьи
15–19 января в Подмосковье состоялась
Общероссийская конференция «Сироты России:
право ребенка на семью», организованная
Министерством образования РФ, Ассоциацией
детских психиатров и психологов и Главным
управлением образования Московской области. В
выступлениях участников, приехавших из сорока
регионов России, был достаточно широко
представлен опыт решения (наверное, точнее
сказать – смягчения остроты) проблемы
социального сиротства. И один из главных выводов
конференции состоит в том, что именно от
региональной политики в этом вопросе сейчас в
первую очередь зависит судьба наименее
защищенной части российских детей. Сегодня мы
предлагаем читателям размышления на эту тему
нашего постоянного эксперта, президента
Ассоциации детских психиатров и психологов
Анатолия СЕВЕРНОГО.
Анализ ситуации детства в России с
очевидностью показывает, что положение детей в
последнее десятилетие, их правовая защищенность
продолжают ухудшаться. Приведу лишь несколько
цифр. Каждый пятый ребенок рождается больным или
заболевает сразу после рождения; более 1 млн
детей являются практически инвалидами; за время
школьного обучения число физически здоровых
детей сокращается в пять раз. Около 2,5 млн детей
школьного возраста нигде не обучаются; от 2 до 4
млн – бродяжничают; число детей-сирот превысило
650 тыс. (причем 95% из них – это так называемые
социальные сироты, т.е. имеющие живых родителей).
По экспертным оценкам, за последние 10 лет
смертность от детских самоубийств выросла на 100%,
уже отмечаются самоубийства среди детей 5–9 лет.
Детская преступность выросла за пять лет в
полтора раза. Количество подростков, ежегодно
признаваемых больными наркоманией, за 10 лет
возросло в 13 раз.
При этом меры, принимаемые государством, явно не
решают проблему по существу. Так, налицо
противоестественный разрыв между учреждениями,
работающими с нормальными детьми, и различными
структурами, осуществляющими коррекцию их
отклоняющегося развития (специальные школы,
интернаты, ПТУ, лечебные и инвалидные заведения,
приюты, колонии и т.п.). Если первые поставляют
контингенты дизадаптированных детей и
подростков, не делая ничего, чтобы уменьшить этот
все нарастающий поток, то вторые все более и
более расширяются, чтобы поглотить детей,
выпавших из естественного бытия, не будучи в
состоянии обеспечить их полноценную
реабилитацию. Попытки создать какую-то
профилактическую систему, к примеру, школьную
психологическую, а теперь еще и школьную
социально-педагогическую службы, оказываются
малорезультативными.
Все сказанное приводит к мысли, что необходимо
принципиальное реформирование системы помощи
детям и защиты их прав. На сегодняшний день у нас
отсутствуют действенные механизмы защиты прав
детей. Причем речь идет не только о защите прав в
утилитарном, преимущественно
социально-юридическом аспекте. Имеется в виду
также и защита права ребенка на адекватное его
природным задаткам развитие и реализацию
природных способностей в естественных условиях
существования, на своевременное получение всех
необходимых видов помощи и поддержки на
современном профессиональном уровне. То есть в
принципиальном плане под защитой прав ребенка мы
понимаем создание ему условий для позитивной
социализации, в которых он сможет в полной мере
играть свою позитивную социальную роль.
Закон «О гарантиях прав ребенка»
Таким образом, предлагаемая система включает три
основных звена: оказание целостной
междисциплинарной профилактической поддержки и
коррекционно-реабилитационной помощи, контроль
за соблюдением прав детей и собственно защита
прав детей.
Такую систему мы попытались представить в
разработанном Ассоциацией детских психиатров и
психологов совместно с правозащитной программой
«Право ребенка» типовом региональном законе «О
гарантиях прав ребенка». Наши разработки в
значительной мере основаны на предложениях
конференции “Сироты России: проблемы, надежды,
будущее” (1993 г.), на рассматриваемом Госдумой
проекте Закона “Об общественном контроле за
обеспечением прав лиц, находящихся в местах
изоляции...”, на мировом опыте общественного
контроля за соблюдением прав детей и учреждения
постов уполномоченных по правам детей
(реализуемом в нескольких российских регионах в
рамках эксперимента, проводимого под эгидой
Минтруда РФ и ЮНИСЕФ), на опыте ряда детских домов
по семейному устройству воспитанников и на
разработанных в Министерстве образования РФ
законодательных предложениях по реформе
принципов деятельности органов опеки и
попечительства, суть которой в смене приоритетов
– в переориентации работы уже существующих на
каждой территории детских учреждений на работу с
семьей и семейное устройство детей. Ряд
положений проекта закона внесен по предложению
неправительственной организации “Школа мира”
(г. Новороссийск, Краснодарский край), Центра
лечебной педагогики (Москва).
Помощь и поддержка
Прежде всего речь идет о вневедомственных
региональных центрах социально-психологической
помощи ребенку и семье, создающих в своей
структуре ряд специализированных учреждений или
объединяющих деятельность уже существующих.
Необходимо включение
психолого-медико-педагогической комиссии
(консультации) в структуру этих центров, что
позволит наконец лишить этот орган статуса
фактической профессиональной бесконтрольности
и социальной безответственности за определяемую
им судьбу детей. Вневедомственный характер
центров также позволит обеспечить комплексную
помощь, оказываемую детям и их семьям.
Важным аспектом деятельности центра является
его роль основной исполнительной и
организационно-технической структуры Совета по
проблемам детства и семьи. Эта структура,
обладающая основными распорядительными
функциями и управляющая финансированием помимо
ведомственных каналов, должна создать условия
для реализации в регионе единой политики и
преодоления ведомственной разобщенности в
работе с детьми и семьями.
Контроль
Отсутствие эффективной системы контроля
затрудняет выполнение любых программ, в
результате чего дети, оказавшиеся в
экстремальной жизненной ситуации, остаются без
достаточной помощи. Имеющее место совмещение
попечительских и контрольных функций,
отсутствие системы независимого контроля за
соблюдением прав детей приводит к множеству
трагедий – как в семьях, так и в детских
учреждениях.
Мы считаем необходимым создание в регионах
России служб уполномоченного по правам ребенка.
Данное предложение опирается на мировой опыт,
поскольку подобные службы в том или ином виде
созданы уже более чем в 30 цивилизованных
демократических государствах, хотя права
тамошних детей защищаются законодательно и на
практике гораздо тщательней, чем у нас.
Деятельность уполномоченного дополняет
существующие средства защиты прав, свобод и
законных интересов ребенка, не отменяет и не
влечет ни в какой мере пересмотра компетенции
органов государственной власти, должностных лиц
и общественных объединений субъекта Федерации,
участвующих в обеспечении защиты и
восстановления нарушенных прав, свобод и
законных интересов ребенка. Предлагаемая служба
не обладает никакими распорядительными или
санкционирующими полномочиями, а лишь правом
наблюдения и информирования. Возможность
вневедомственного контроля неизбежно будет
стимулировать детские учреждения
реорганизовываться в сторону демократизации
внутренней жизни, индивидуально-личностного
подхода к детям, в сторону постепенной
самоликвидации интернатной системы содержания
детей-сирот и детей, лишившихся родительского
попечения. Наконец, предлагаемая система
общественного наблюдения позволит реально
включить гражданское общество во взаимодействие
с государством в деле защиты прав детей.
В настоящее время в пяти субъектах России в том
или ином виде созданы службы уполномоченных по
правам ребенка. И хотя данный эксперимент слабо
обеспечен организационно и методически, он
чрезвычайно важен, поскольку позволяет
наработать необходимый опыт и отражает реальную
потребность общества в реализации высказанных
выше принципов.
Защита прав
Непосредственная функция защиты прав детей с
организационно-распорядительными полномочиями
возлагается на комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав. Основной
принцип их деятельности – контроль за любым
понижением социального статуса ребенка. Без их
санкции нельзя исключить из школы, поместить в
интернат, спецшколу, перевести из обычной школы
во вспомогательную и т.п. Основная цель
деятельности комиссий состоит в защите прав и
законных интересов детей, а также в координации
мероприятий всех соответствующих ведомств и
организаций.
В настоящее время в Госдуме проходит процедура
доработки и принятия нового Федерального закона
о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите
их прав. До принятия этого закона
нецелесообразно вводить регламентацию
деятельности этих комиссий на региональном
уровне. Возможно, это потребуется в дальнейшем,
если новый закон не будет в достаточной мере
отвечать задаче защиты прав детей.
К сожалению, гораздо более грустная история
происходит с ювенальной юстицией – необходимым
звеном реабилитационного пространства с его
основной задачей профилактики социальной
дизадаптации детей и подростков. Еще в 1993 г.
российское правительство взяло на себя
обязательство перед Комитетом ООН по правам
ребенка способствовать введению ювенальной
юстиции в России; это же обязательство было
повторено правительственной делегацией России в
Комитете ООН по правам ребенка в 1999 г. Однако до
сих пор не сделано никаких реальных шагов по
институированию в России ювенальной юстиции.
Профилактика сиротства
Наконец, в предлагаемой концепции закона
делается попытка создать условия для
профилактики социального сиротства и семейного
устройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. В настоящее время можно,
очевидно, говорить о двух принципиально
различных подходах к решению этой проблемы.
Один из них реализуется в Самарском регионе, и
его главный организационный принцип заключается
в создании нового ведомства (параллельно с уже
существующими образованием, здравоохранением,
соцзащитой и другими) – Комитета по вопросам
семьи, материнства и детства. Об эффективности
такой модели свидетельствуют растущее
количество замещающих семей, устроенных в них
детей, постоянная социально-психологическая
поддержка, получаемая ими. В то же время можно
отметить и ряд недостатков такого подхода. Как
отмечается самими сотрудниками службы, ее
деятельность не имеет достаточного
научно-методического обеспечения, что не
позволяет решить ряд важных вопросов. В
частности, не исследована проблема формирования
мотивации потенциальных приемных семей, а это
препятствует, в свою очередь, ведению
пропагандистской кампании, опирающейся на
научно обоснованные социально-психологические
критерии. Не изучены экономические преимущества
устройства детей в приемные семьи (приводимые в
методических материалах комитета данные носят
скорее эмоционально-пропагандистский характер).
Затруднено по недостаточно ясным причинам
привлечение мощного научного потенциала
Самарской области к решению проблем службы.
Вообще создается впечатление ее определенной
обособленности от других институтов социальной
сферы, в первую очередь от системы образования.
Все обучение специалистов других регионов,
проводимое на регулярных семинарах комитета по
вопросам семьи, материнства и детства,
осуществляется полностью по инициативе комитета
на привлеченные средства без участия органов
образования и самарской высшей школы. При этом
заявленное в распространяемых комитетом
материалах специальное обучение потенциальных
приемных семей намечается лишь в перспективе;
соответствующий учебный план пока чисто
гипотетичен, методические принципы его
формирования неясны. По сути, эти семьи никак не
готовятся в социально-психологическом плане к
выполнению новой роли. Но они оказываются
достаточно устойчивыми и эффективными в
качестве приемных семей благодаря обеспеченной
материальной и профессиональной поддержке,
осуществляемой через центры «Семья», которые
представляют собой самостоятельные учреждения в
рамках системы комитета.
В то же время столь отчетливое разделение
функций создания приемных семей и их
сопровождения (патронирования) в определенной
мере может снижать ответственность устроителей
за эффективность своей деятельности.
Одновременно социально-реабилитационные центры
для несовершеннолетних, занимаясь устройством в
приемные семьи социальных сирот, никак не
заинтересованы в снижении их количества,
которое, как и во всей России, прогрессивно
растет в Самарском регионе из года в год (что, в
частности, свидетельствует о недостаточной
эффективности работы центров «Семья», задачей
которых является в том числе профилактика
социального сиротства). Очевидной и признаваемой
сотрудниками комитета представляется
невозможность распространения самарского опыта
на «дотационные» регионы (каковых в России
подавляющее большинство), не имеющие
экономических возможностей для создания нового
ведомства с его разветвленной системой
учреждений, требующей значительного
финансирования.
Основной смысл заложенной в предлагаемом нами
законопроекте концепции состоит в
реформировании учреждений интернатного типа,
придании им новых функций Центров
деинституционализации и профилактики
социального сиротства, в которые в конечном
итоге и должны преобразоваться данные
учреждения. Но преобразоваться не директивным,
«революционным» путем, не за счет разрушения
существующей системы и не за счет вытеснения ее
параллельной, новой ведомственной системой (как
сделано в Самарской области), что требует
значительных инвестиций, а путем постепенного
видоизменения самой сути деятельности
учреждений и служб различных ведомств, так или
иначе занятых адаптацией детей, нуждающихся в
государственной защите.
Данный подход потребовал разработки не
применявшихся ранее нашим законодательством
понятий («ребенок, нуждающийся в государственной
защите», «семья «социального риска»), а также
введения новой для нашего семейного
законодательства формы альтернативного
семейного устройства детей – патронатной семьи.
Последняя, предполагающая альтернативное
семейное воспитание ребенка, временно изъятого в
его интересах из кровной семьи, является
непременным условием всей работы по
профилактике социального сиротства.
Организационным ядром в предлагаемой концепции
является местный орган власти в лице органа
опеки и попечительства. Его основная функция в
данной системе – вовлечение всех учреждений и
организаций, способных в конкретных условиях
региона или муниципалитета эффективно выполнять
те или иные задачи по государственной защите
ребенка. При этом, что естественно, орган опеки и
попечительства сохраняет лишь за собой свои
неотъемлемые права и функции, которые не могут
быть делегированы во избежание размывания
ответственности за судьбу ребенка
(санкционирование изъятия ребенка из семьи,
определение формы замещающей семьи, судебная
защита подопечных детей, контроль и т.п.).
Как показывает опыт многих приемных семей,
молодые люди, выходящие из них по достижении
совершеннолетия, оказываются недостаточно
способными к самостоятельной социальной
адаптации, поскольку не имеют семейной
социальной опоры и психологической защиты и
помощи. Поэтому важно сохранить для них
возможность получения на первых порах (до 21 года)
социально-психологической поддержки в
учреждениях, специализирующихся на адаптации
детей, нуждающихся в государственной защите.
Важно отметить, что реализация законопроекта в
данной части также не требует сколько-нибудь
существенных инвестиций, поскольку речь идет
преимущественно об использовании с новыми
задачами и функциями уже существующих
учреждений и организаций с их кадровыми,
финансовыми, материально-техническими
ресурсами. Тем не менее в бюджете должны быть
учтены затраты на создание Службы
уполномоченного по правам ребенка, переобучение
и повышение квалификации персонала учреждений,
которым делегируются полномочия по семейной
адаптации детей, нуждающихся в государственной
защите, на подготовку замещающих семей, особенно
патронатных родителей как профессиональных
семейных воспитателей, и оплату их труда, на
систематическую развернутую социальную рекламу.
При этом необходимо подчеркнуть, что ребенок,
помещаемый в замещающую семью из учреждения
интернатного типа, и замещающие (приемные,
патронатные) родители обеспечиваются из средств
самого учреждения, предназначенных на
содержание данного ребенка (что по крайней мере в
два раза дешевле бюджетных затрат на содержание
ребенка в учреждении).
|