Заменит ли учителя человек в погонах?
Четыре субъекта Российской Федерации из 89
примут участие в широкомасштабном эксперименте
по введению единого государственного экзамена.
Свердловская область в их число не вошла, хотя
официальное предложение принять участие в
эксперименте было.
«Мы готовы рассмотреть предложение, если нам
предоставят возможность ознакомиться с
программой, порядком его проведения, этапами и
научно-педагогическим обоснованием процесса, –
рассказал на пресс-конференции министр общего и
профессионального образования Свердловской
области Валерий Нестеров. – До 2000 года изменения
в образовании нигде не обсуждались. Они возникли
как часть экономической программы, с тем чтобы
появилась возможность уйти от бюджетного
обеспечения системы образования.
Предполагается, что государство будет оказывать
молодому человеку поддержку при обучении в вузе
в зависимости от того, сколько баллов он
ухитрился получить при тестировании. Это не
бесплатное удовольствие, за сдачу каждого теста
выпускник будет платить около 100 рублей. А если
учесть, что только в Свердловской области,
например, в этом году школу закончат около 40
тысяч учащихся, то сумма, собранная с выпускников
всей страны, получается немалая».
Предполагается, что тестирование будет
проходить в присутствии специально
подготовленных представителей ФСБ и МВД.
Возникает вопрос: необходимо ли удаление из
школы учителей, ведь открытое выражение
недоверия учительству, на котором сейчас
держится система образования, таит в себе
опасность? «Присутствие двух прапорщиков
внутренних войск на экзамене никого не смутит, –
считает Ярослав Кузьминов, руководитель
инициативной группы по разработке программы
модернизации образования, – они уж точно ничего
подсказать не смогут». Экстраординарные меры по
обеспечению секретности будут таковыми до поры
до времени: находчивые дети и их заботливые
родители со временем найдут способы или обмануть
компьютер, или обойти прапорщиков. Есть и другие
«но». Вызывает сомнение объективность оценки
знаний. В конце концов, правильный ответ можно
просто угадать, а есть ли у выпускника
способности к осмыслению и рассуждению – этого
никто и никогда не узнает.
Сторонники грядущих изменений говорят, что
сейчас выпускник испытывает стресс дважды – при
сдаче экзаменов в школе и в вузе, а при
тестировании этого можно будет избежать. Но
волнение абитуриента, осознающего, что от
правильности его ответа зависит материальное
положение семьи на ближайшие пять лет – доплата
в вузе будет напрямую зависеть от набранных
баллов, – будет еще большим, и стресса в любом
случае избежать не удастся.
Поскольку массовое внедрение единого экзамена
предполагается с 2003 года, нынешние учащиеся 9
классов, вероятно, будут проходить тестирование,
хотя начинали образование по другим правилам и
готовились к другим условиям аттестации. Кроме
того, Центр тестирования Министерства
образования РФ определяет сроки проведения
экзаменов с 26 мая по 1 июня, что противоречит
санитарным правилам и нормам организации
образовательного процесса, ведь сдавать
экзамены придется каждый день.
«Мы внесли свои предложения по проведению
единого госэкзамена, в частности, предложили
Свердловскую область как экспериментальную
территорию, где процесс подготовки к
тестированию начинался бы с 5 класса и постепенно
в соответствии с требованиями
психолого-педагогической науки, – продолжает
министр образования Свердловской области. – Что
касается перехода на 12-летний срок обучения,
позиция регионального министерства такова: это
надо делать по мере создания условий. К примеру,
надо принять общероссийскую программу
строительства и возрождения зданий школ,
заменить двадцати-тридцатилетней давности
мебель, оснастить образовательные учреждения
хоть каким-то уровнем электронной техники, надо
принципиально решить проблему достойной оплаты
труда педагогов. Наконец, надо реально
«вычистить» содержание общего образования,
убрать явно устаревшее, ненужное. Вот тогда можно
будет поговорить о том, как и в какие сроки это
все реализовать и помещать. Поэтому первичная
задача заключается вовсе не в том, чтобы нынешнюю
кучу нагромождений в содержании общего
образования разместить в большем периоде, а в
том, чтобы сначала разобраться, что есть
общеобразовательная программа хотя бы первой
четверти ХХI века».
|