Шахтерские университеты
Образование Кемеровской области:
достижения и проблемы
Забота о педагогических кадрах
по-кузбасски
Известно, что в сложное постперестроечное
время российская система образования не только
продолжала функционировать, но и за счет
наиболее прогрессивной части управленцев и
педагогов развивалась. Однако при этом мы
вынуждены признать, что такое важное звено
системы, как институты повышения квалификации
учителей, из-за безденежья впали в стагнацию, а
кое-где фактически утратили свою ведущую роль по
переподготовке кадров и как следствие этого
перестали быть центрами методической
деятельности. Авторитет многих областных ИУУ,
ИПК упал, оттуда стали уходить специалисты,
учителя перестали нуждаться в услугах этих
институтов. Те из них, которые были преобразованы
в так называемые институты развития образования,
из-за нехватки квалифицированных научных кадров
таковыми остались только на бумаге, стали
объектами справедливой иронии педагогов.
Муниципальные органы образования как могли
поддерживали работу с кадрами на своем уровне.
Угроза распада системы повышения квалификации
учителей России была вполне реальной.
Я был в Кемерове десять лет назад и ответственно
могу утверждать, что и тогда, и сейчас – в начале
XXI столетия – Кемеровский областной институт
усовершенствования учителей не только не
утратил ни одной своей позиции, но и успешно
развивается как авторитетное
научно-методическое и, как это ни покажется
странным, лечебно-оздоровительное учреждение.
Директор Кемеровского областного ИУУ Ирина
Трубина, как и ее заместители, многие сотрудники
– кандидаты педагогических наук,
ученые-менеджеры нового поколения, всей своей
деятельностью устремлены в будущее.
Во-первых, следует отметить, что с городскими и
районными органами управления образованием
институт сотрудничает на договорной основе и в
значительной степени по заказам с мест. В числе
образовательных услуг активно осваиваются новые
формы: дистанционное обучение, экстернат,
очно-заочные курсы, стажировки и пр. Учитывая
надвигающуюся неблагоприятную ситуацию с
кадрами из-за демографического спада
рождаемости в стране, с целью предотвращения
безработицы среди педагогов институт дает
второе образование по таким остродефицитным
специальностям (в дополнение к педагогической
профессии), как: педагог-психолог,
педагог-валеолог, социальный педагог,
преподаватель мировой художественной культуры и
др.
Медиацентр Кемеровского облИУУ – это
многопрофильная развивающаяся система.
Благодаря ему городские и районные фильмотеки не
исчезли, а преобразовались в местные видеотеки,
которые институт снабжает видеопродукцией
самого современного уровня, вплоть до таких
системных, как “Видеосопровождение курса
“Физика-10” и т.п., включающих около шестидесяти
полноценных учебных видеофильмов, аудиокассет и
т.п. Медиацентр ИУУ осуществляет также перевод
видеоаудиоматериалов на лазерные компакт-диски
CD-ROM, создание мультимедийных CD-ROM.
Медиацентр имеет оборудованный не просто
компьютерами, а мощными серверами зал, в котором
в настоящее время где за счет оптоволоконной, где
за счет спутниковой, где за счет проводной связи
создаются технические возможности прямого
выхода на методические центры муниципальных
образовательных систем. Становится возможным
проведение электронных конференций педагогов и
управленцев, лекционно-семинарское обучение на
месте без выезда в областной центр, что особенно
ценно, когда в Кемерово приглашают специалиста
редкого профиля или высокого уровня из столицы и
других научных центров России.
В 2000 году при поддержке группы “Сибирский
алюминий” введен в эксплуатацию Интернет-класс
на 16 рабочих мест. По оснащенности и его
возможностям это, пожалуй, единственный за
Уралом Интернет-класс ИУУ такого высокого
уровня. Быстрый доступ к информационным ресурсам
Интернета обеспечивается высокоскоростным
радиорелейным каналом с выходом на
оптоволоконную линию связи.
Наличие такой техники позволяет проводить
дистанционное обучение учителей по различным
предметам. В рамках проводимых курсов слушатели
проходят обучение по работе на компьютере,
приобретают навыки доступа к информационным
ресурсам в глобальной сети Интернет.
В рамках дистанционного обучения сотрудники
института уже обучаются на курсах
Новосибирского технического университета.
В компьютерных классах преподавателями
института проводятся специальные курсы для
детей из малоимущих семей г.Кемерово, то есть
институт работает и как учреждение
дополнительного образования для детей.
Организацию и координацию этих работ
осуществляет созданный в институте Центр
информационных и Интернет-технологий.
Среди многих научных тем, разрабатываемых в
Кемеровском ИУУ, хочется выделить одну, поистине
уникальную. Разработками о повышении
эффективности управленческой деятельности
руководителей в системе образования сейчас
никого не удивишь. Но я нигде не встречал, чтобы
кто-то из ученых или исследователей-практиков
изучал и то, какой ценой, какими издержками
здоровья достигаются хорошие управленческие
результаты. Речь идет об исследовании очень
важной для всей системы образования России
проблемы оптимизации управления, а проще говоря
– о способах достижения управленческих
результатов посредством минимально необходимых
затрат времени и сил подчиненных. Речь идет о
разработке валеологически целесообразных,
сберегающих здоровье учителей управленческих
технологий. Но не только...
В структуру областного ИУУ входит
лечебно-оздоровительный,
медико-реабилитационный центр, где проходящие
обучение в ИУУ педагоги области во второй
половине дня имеют возможность провести
необходимое для себя медицинское обследование и
лечение у врачей более чем по двадцати профилям,
получают диетическое питание санаторного уровня
и пр. Цена курсовок варьируется и не превышает
двух тысяч рублей, из которых педагоги сами
оплачивают только десять процентов, а остальные
девяносто процентов стоимости оплачивают
областные фонды социального страхования. При
нынешней невысокой зарплате санаторно-курортное
лечение в профилактории облИУУ стало едва ли не
единственной возможностью для учителей
поправить свое здоровье. Профилакторий ежегодно
принимает свыше тысячи педагогов области, причем
одна смена полностью предоставляется
педагогам-пенсионерам, для которых такая помощь
просто бесценна. Этот заезд (сто человек)
финансируется по специальному проекту “Ветеран
педагогического труда” областной
администрацией под личным патронажем
губернатора Кемеровской области Амана Тулеева.
Региональный центр науки
С кем бы я ни встречался в Кемерове: с
руководителями администрации области,
работниками регионального департамента
образования или ИУУ, руководителями
образовательных учреждений, учителями и
воспитателями, с кем бы ни обсуждал факты,
подтверждающие развитие образования и через
него пути восхождения области к будущему, – так
или иначе разговор касался Кемеровского
государственного университета как лидера не
только среди вузов области, но и как
регионального центра наук об образовании. Я
побывал в этом вузе.
Мне рассказали, как в КемГУ готовят специалистов
высшей квалификации для области, показали
интереснейшие солидные работы преподавателей,
удостоенные престижных премий Правительства
Российской Федерации. Все это несомненно
дорогого стоит. Но в аспекте интересовавшего
меня материала именно для этой статьи хочу
рассказать о Центре непрерывного образования
при КемГУ, учрежденном постановлением
Правительства Российской Федерации еще в 1989 г.
Задача центра – организационное и
научно-методическое обеспечение современного
непрерывного образования личности человека,
начиная с детского сада и кончая выпуском из
вуза. В состав центра входят двадцать пять
образовательных учреждений области, среди
которых – детские дошкольные учреждения, лучшие
гимназии и лицеи городов Кемерово,
Анжеро-Судженск, Белово, Березовский,
Ленинск-Кузнецкий, Мариинск, Междуреченск,
детско-юношеский Центр
гуманитарно-экологического развития (учреждение
дополнительного образования). В этих учреждениях
под руководством и при участии профессоров и
преподавателей КемГУ создаются и апробируются
новые образцы инновационных процессов в системе
образования области, осуществляется вся
исследовательская деятельность учащихся лицеев
и гимназий, создаются теоретические основы и
практика профессионального самоопределения
молодежи (ориентированной на получение высшего
образования) в условиях непрерывного развития и
саморазвития личности. Центр имеет своего
проректора (доцент Татьяна Чурекова) и научного
руководителя в лице заведующей кафедрой
педагогики, доктора педагогических наук,
профессора Натальи Касаткиной.
Визитная карточка образования Кузбасса
В системе образования Кемеровской области 1061
дошкольное образовательное учреждение, 1165
общеобразовательных учреждений, в том числе 64
коррекционные школы, 39 детских домов, 7 детских
домов семейного типа, 172 учреждения
дополнительного образования, 5 областных
учреждений дополнительного образования, 2
института переподготовки и повышения
квалификации учителей.
Ежедневно в школы области приходят 403 тысячи
учащихся, в дошкольные учреждения – 79 тысяч
дошкольников, а работу с ними ведут 94 тысячи
работников образования. В сфере образования
Кузбасса учатся и работают почти шестая часть
жителей региона. Это своего рода государство в
государстве.
В Кемеровской области сложилось многоукладное
образовательное пространство, включающее в себя
разные модели развития содержания образования,
организационные формы образовательных
учреждений. Среди них – 32 гимназии, 7 лицеев, 118
школ с углубленным изучением предметов, 2
негосударственных общеобразовательных
учреждения, кадетский корпус, областной сельский
лицей, 40 центров научных основ здоровья и
областной психолого-валеологический центр.
Образовательная инфраструктура Кемеровской
области неоднородна. Есть маленькие
однокомплектные школы в сельских территориях,
есть школы-гиганты с численностью учащихся до
полутора тысяч в городах. Все это требует
различных подходов и решений в управлении
системой образования. С этой работой справляются
36 муниципальных органов управления
образованием. Во многих городах и районах
работают муниципальные программы развития
образования.
В области впервые в России введен
образовательный кредит для обучающихся в вузах,
займы для студенческих семей, жилищные займы для
учителей с рассрочкой на 10 лет всего под 6
процентов годовых независимо от уровня инфляции,
с 1 января 2001 года введены губернаторские
стипендии размером в тысячу рублей всем
работающим в области профессорам.
Образовательный округ: кемеровский вариант
Начальник департамента образования
администрации Кемеровской области, кандидат
педагогических наук Тамара Фральцова была
назначена на эту высокую должность совсем
недавно – не прошло еще и двух месяцев. Прежде
она занимала пост начальника управления
образования Центрального района г.Кемерово, где
под ее руководством были созданы
субмуниципальные образовательные округа.
Речь идет о том, что в силу объективных и
субъективных обстоятельств различные
инновационные образовательные учреждения
создавались в городах и районах стихийно и по
инициативе активных директоров: кто хотел –
открывал гимназию, лицей или колледж, школу с
классами углубленного изучения предметов или
школу, классы в которой спрофилированы на
определенную профессию, и потому они отбирали
детей; а кто не успел – им оставалось открывать
классы коррекционно-развивающего обучения. О
реальной потребности в создании тех или иных
образовательных процессов никто не думал.
(Кстати сказать: поэтому-то в России гимназий и
лицеев открыто примерно на порядок больше
реальной потребности в этих учреждениях.)
Работая начальником районного управления
образования, а позднее и в диссертации
Т.А.Фральцова показала, что единственной
объективной основой создания гармоничной
муниципальной образовательной системы является
знание потребностей в тех или иных
образовательных услугах и диагностика учебных и
воспитательных возможностей детей. Исходя из
названных объективных оснований, она открыла в
районе сеть учреждений, образовательных и
инновационных процессов в них в строгом
соответствии с потребностями детей и с учетом
пешей доступности образовательных услуг, что
немаловажно, если вспомнить, что г.Кемерово – это
хоть и юго-восток, но Западной Сибири, где зимой
морозы нередко доходят до минус сорока градусов.
Компактно расположенный комплекс необходимых
учреждений всех видов и типов представляет собой
образовательный округ, которых в районе
несколько. Даже детские сады вошли в эту систему
как группа детсадов присмотра и оздоровления,
группа садов как центров развития детей и группа
садов коррекционной направленности.
Кстати сказать, в образовательных округах
Центрального района есть очень хорошие школы,
которые изначально не претендовали на
выращивание интеллектуальной элиты, а
специализировались на воспитании и развитии
таких ценностей в детях, как исполнительность в
сочетании с профессионализмом и
ответственностью на основе высоких гуманных
идей. Так, в школе № 35 г.Кемерово (директор –
Любовь Каленская) открыты классы для учащихся,
желающих стать... спасателями (будущие работники
системы МЧС). В этих классах ребята изучают
технику аварийно-спасательных работ в условиях
чрезвычайных ситуаций, проходят подготовку на
скалодромах, изучают средства защиты человека от
поражающих факторов, способы выживания в
экстремальных ситуациях, меры безопасности при
ведении аварийно-спасательных работ и т.п. На все
это есть и специальные программы, учебный план и
прочие необходимые организационные и
нормативно-правовые документы. Согласитесь,
уважаемый читатель, свежий и необычный опыт
воспитания детей, которыми может гордиться любая
школа. Этот опыт одновременно и доказательство
того, что знания и умения, сколь бы отличными они
ни были, – только средство для достижения тех или
иных целей и ценностей, а потому только они сами
по себе вне других показателей не могут
свидетельствовать о высоком качестве
образования. (Это, заметим, необходимо понять
всем тем руководителям, которые по инерции
прежних лет, устаревших традиций, выходя на
трибуны любых конференций, хвастают или наивно
искренне гордятся высокими процентами детей,
успевающих на “4” и “5”, числом победителей
олимпиад, медалистов и поступивших в вузы.)
Не тестом единым…
Разумеется, в управлении региональной системой
образования Кемеровской области есть проблемы,
и, видимо, их немало. Об одной из них мы здесь
расскажем, и отнюдь не потому, что проблема
является специфической для Кузбасса, а именно
потому, что она носит общероссийский характер, и
рано или поздно, но о ней нужно начать говорить
вслух, иначе проблему не решить. Речь пойдет о
практике аттестации образовательных учреждений,
о которой мы узнали от руководителей школ и из
достаточно объемного документа “О некоторых
итогах лицензирования и аттестации
образовательных учреждений Кемеровской области
в 1999/2000 учебном году”, подготовленного
Государственной лицензионно-аттестационной
службой администрации Кемеровской области.
Документ обстоятельный, выполненный
добросовестно. Но контент-анализ текста
недвусмысленно убеждает в том, что
добросовестность эта ущербна.
Непонятно, почему для определения качества
образования используется только метод
тестирования, хотя общеизвестна ограниченность
любого одного отдельно взятого метода.
Рассмотрим весьма расхожий случай.
Тестирование установило высокий уровень знаний
и умений выпускников. Но разве можно только на
этом основании делать вывод о хорошей работе
школы, конкретных учителей, если, например,
большинство детей выпускного класса еженедельно
индивидуально или в группе занимаются с
репетиторами (теми самыми, что теперь на законных
основаниях осуществляют платные
образовательные услуги вне школьного
образовательного процесса)?
Непонятно, почему качество подготовки
выпускников оценивается только по показателям
их обученности, хотя вышло немало книг ученых,
где показано, что качество образования
предполагает обязательную оценку и уровня
развитости детей, и оценку отрицательных
эффектов и последствий образования (ответ на
вопрос: “Какой ценой достигнуто то или иное
качество пусть даже только и обученности?”). А
педагогическая пресса уже несколько лет просто
переполнена публикациями, где обоснованно
критикуется практика аттестации
образовательных учреждений только по
результатам обученности. Разве можно
пренебрегать мнением грамотной педагогической
общественности, среди которых отнюдь не самая
глупая часть практиков, управленцев, ученых,
журналистов?
Непонятно, почему положения так называемых
государственных образовательных стандартов
названы требованиями, хотя общеизвестно: эти
стандарты – всего лишь ориентиры и как
обязательные требования их никто не утверждал
(опубликованное – только проект этих стандартов,
по поводу которых высказано больше справедливой
критики, чем одобрений прогрессивной части и
практиков, и ученых).
Наконец, непонятно, почему результаты
тестирования сравниваются только со стандартами
и ни слова не говорится о сопоставлении этих
результатов с прогнозом возможностей ученика в
зоне его ближайшего развития? И это в то время,
как наиболее прогрессивные школы Кузбасса, да и
везде в России, мучаясь с диагностикой
обучаемости, учебных и воспитательных
возможностей ребенка, последовательно
отказываются от отжившей свой век внеличностной
модели образования и переходят к
личностно-ориентированной парадигме!
Мы и дальше можем ставить вопросы по каждой
строчке вышеназванного документа, но в этом нет
необходимости, ибо, мягко скажем,
небезупречность технологии аттестации очевидна,
и она не так безвредна, как это считают.
Дело в том, что школы, как известно, вынуждены
ориентироваться на требования
лицензионно-аттестационных служб. Но если эти
требования ошибочны, то аттестованы будут не
действительно лучшие образовательные
учреждения, а те, что подстраиваются и выполняют
нынешние сомнительные требования проверяющих.
Вот почему сотрудникам аттестационных служб в
регионах необходимо не жалеть сил на разработку
не только более объективных технологий проверки
школ, но и механизмов, процедур, опережающих
массовую практику, чтобы школы могли
ориентироваться в своем развитии только на
прогрессивный, а не, как сейчас это происходит, на
устаревший, тянущий школу в прошлое
критериальный аппарат оценивания качества
образования.
Разумеется, это сложное дело, требующее участия
ученых, как при разработке любой новой
технологии, но без этой технологии деятельность
органов аттестации не только бесполезна, но и
вредна для развития образования на любой
территории России.
И все-таки школа...
Рассказ о системе регионального образования в
Кемеровской области был бы неполным, если бы я не
побывал в первичной ячейке этой системы – в
образовательном учреждении.
Один день я провел в школе-гимназии № 1
г.Кемерово. С ее директором Александром
Аглушевичем я познакомился на курсах повышения
квалификации, организованных фирмой “Алта”
для... начальников и специалистов управлений,
комитетов и отделов образования муниципального
уровня полгода назад. Увидев в списке
регистрации слушателей директора гимназии, я
спросил, зачем ему нужны эти курсы. Ответ
А.Аглушевича и привлек еще тогда мое внимание к
этому руководителю: “Понимаете, с позиции
руководителя учреждения хорошо видны проблемы
учителей, детей и родителей – субъектов
образовательного взаимодействия. Но понять
место своего учреждения в муниципальной системе
образования трудно – необходимо подняться над
школой, видеть всю территориальную
образовательную систему в целом. Тогда поймешь,
на каком уровне развитости находится твоя
школа”.
В гимназии № 1 создана и функционирует грамотная
служба психологического сопровождения
образования каждого ученика, основанная на
всесторонней диагностике ребенка. Такие службы
развиты в обычных школах и в основном для детей с
проблемами в обучении, воспитании и развитии.
Поскольку гимназия – учреждение городское, то от
тех, кто не выполняет требования преподавателей,
обычно просто избавляются. Здесь же, именно
учитывая повышенную интеллектуальную нагрузку в
образовании, психологи, социальный педагог и
другие специалисты делают все, чтобы прежде
всего гимназист учился на максимуме возможного
для себя, при этом с минимальными издержками для
своего здоровья. Кто не слышал новомодных фраз об
учете индивидуальной траектории развития
ученика, когда не объясняют толком, что это за
траектория, как она определяется и что с ней
делать! Здесь, в гимназии № 1, мне показали и
комплекс методик изучения личности гимназиста, и
результаты мониторинга его развития, что
фактически превращает традиционное
преподавание в исследовательскую, научно
обоснованную педагогическую деятельность и
самое главное – облегчает и учителям, и
гимназистам организацию грамотного
здоровьесберегающего процесса образования и
саморазвития личности.
Вторая особенность гимназии № 1 г.Кемерово в
четком определении своей миссии в
территориальной образовательной системе –
воспитание человека-лидера, годного для
государственной службы в XXI веке. Достигается это
через все каналы образования, одним из которых
является экономико-математический профиль в
гимназических классах, преподавание ряда
дисциплин собственно гимназического ядра
содержания образования, таких как “иностранный
язык” (с первого класса), “математическая
логика”, “основы предпринимательства”,
“маркетинг”, “экономико-математические
методы”, “экономика в лицах”, “финансы и
кредит”, “управление предприятием” и др.
Третья прогрессивная особенность
образовательного процесса в гимназии № 1
г.Кемерово состоит в продуманной (не стихийной,
случайной), спроектированной работе педагогов,
психологов, воспитателей и учащихся по
укреплению и развитию специфического
гуманистического духа этого образовательного
учреждения. Здесь в повседневном педагогическом
обиходе такие ценности, как “школьное
братство”, “комфортность самочувствия ребенка
и педагога в коллективе”, “традиции гимназии”,
“достоинство человека”, “детство как часть
жизни ребенка, а не некоего преддверия к ней”,
“самосозидание человека”, “радость”,
“дружба”, “великодушие”. Причем тон во всем
этом задает прежде всего директор А.Аглушевич –
современный менеджер высокого класса, человек,
понимающий рыночные отношения и при этом в
высшей степени добрый, гуманный, уравновешенный,
уважительный и, как мне сказали областные
руководители, надежный и очень порядочный
человек.
Марк ПОТАШНИК,
академик РАО, доктор
педагогических наук, профессор
|