ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНА
Александр МЕДВЕДЕВ:
«Наша информационная система должна охватить
практически всю территорию России»
Уже третий год продолжается Инновационный
проект развития образования, одной из программ
которого является «Информационная система
учебного книгоиздания». Ровно год назад в рамках
этой программы был создан Головной
информационный центр (ГИЦ) учебного
книгоиздания, на который, в свою очередь, была
возложена обязанность не только по созданию базы
данных учебной литературы, но и по координации
работ по созданию региональных информационных
центров (РИЦ). О том, на какой стадии находится
сегодня построение сети региональных
информационных центров, рассказывает
заместитель директора ГИЦа Александр МЕДВЕДЕВ.
– В чем заключается суть создания системы
региональных информационных центров?
– Данная система является своего рода
организационным скелетом создаваемой
информационной системы учебного книгоиздания.
Сами же центры выполняют функции не только
информационные, но и телекоммуникационные, и
аналитические. Первоначально планировалось
создать такие центры почти в каждой республике и
области России, сейчас же круг субъектов
Федерации, уже принявших решение о своем участии
в программе, сузился до 25–30. А реально на
настоящий момент созданы РИЦы в шести пилотных
регионах – Новгородской, Воронежской, Пермской,
Ростовской, Томской областях и в Чувашской
Республике.
В конце прошлого года по рекомендации
Национального фонда подготовки кадров и ГИЦа,
данной на основе анализа возможностей и
потребностей регионов, а также с учетом
географических аспектов их расположения,
министр образования издал список из 24 субъектов
Федерации для участия в нашем проекте. Мы также
очень рассчитываем на то, что и уже созданные, и
вновь создаваемые информационные центры будут
выполнять роль не только региональных, но и
межрегиональных центров, обслуживая не только
свой, но и близлежащие регионы. В результате
создаваемая информационная система покроет если
не фактически, то практически всю территорию
Российской Федерации.
– Какие организационные задачи решают
создаваемые РИЦы?
– Во-первых, это установление и обеспечение
вертикальных связей по линии «роно – РИЦ –
региональный орган управления образованием –
ГИЦ». Во-вторых, это установление и обеспечение
горизонтальных связей, которые на одном уровне
идут от роно в глубь районов к конкретным школам,
а на другом – создаются между самими РИЦами.
Для чего это нужно? Помимо того что такие связи
дают чисто организационные преимущества,
позволяя более эффективно принимать решения или
упрощать ведение дел, в дальнейшем оперативный
свободный обмен информацией между региональными
центрами может способствовать оптимизации тех
же закупок учебной литературы в соседних
регионах. Примером этому может послужить случай,
когда на складах книгораспространяющих
организаций в Чувашии оказался запас
неизрасходованных учебников, в которых, как
оказалось, нуждались школы Воронежской области.
Раньше воронежцы искали бы их в самих московских
издательствах либо в книготорговых фирмах, и не
факт, что именно в этот момент они были бы там в
наличии.
– Можно сказать, что подобные связи способствуют
оптимизации учебного книгоиздания и
книгораспространения в регионах…
– А это в свою очередь способствует повышению
качества образования в целом, что и является
конечной целью создания информационной сети и
информационных центров. Кроме того, перед
последними в настоящее время стоит задача стать
устойчивыми как в организационном, так и в
финансовом отношениях. Со своей стороны мы
должны сделать опыт построения таких
региональных центров доступным другим
участникам проекта, которые только начинают
подключаться к нему.
Наконец, еще одной задачей, стоящей перед
региональными информационными центрами,
является поддержание региональной составляющей
единой базы данных учебных материалов, ее анализ,
предоставление имеющейся в регионе информации к
нам в центр, где она будет суммироваться и
анализироваться с целью последующего ее
предоставления всем заинтересованным в ней
лицам и организациям – от органов управления
образованием до издательств и книготорговых
фирм и, конечно, широких кругов
преподавательской общественности.
– В связи с этим сегодня часто задается вопрос о
том, какого рода информация будет
предоставляться бесплатно, а за что нужно будет
платить?
– Информация об учебной литературе будет
бесплатна, и это никто не собирается отменять. А
вот подготовка аналитических материалов о
ситуации с учебной литературой в конкретном
регионе, о спросе и предложении на конкретные
издания, прогностических материалов – одним
словом, всего того, что должно представлять
интерес для издательских и книготорговых фирм,
может стать основой коммерческой деятельности
как для региональных центров, так и для ГИЦа. Это
станет для них более актуальным в связи с тем, что
финансирование проектов заканчивается в 2003 году
и им придется переходить на режим
самоокупаемости.
– Итак, получение информации об учебниках будет
бесплатным, но как это будет выглядеть на
практике?
– Во-первых, уже сейчас на сайте ГИЦ помещен
регулярно пополняемый и совершенствуемый
Электронный каталог учебных изданий. В нем
содержится максимально полная информация почти
обо всех новинках 1999–2000 годов, учебниках,
входящих в Федеральный перечень. Каталог
поддерживается и информацией, полученной нами из
пилотных региональных центров. Помимо данных об
изданиях, входящих в региональный компонент, это
и информация о ситуации на региональных рынках
учебной литературы, о деятельности РИЦ и т.д.
Во-вторых, замечу, что помимо уже вышеназванных
функций РИЦы выполняют еще и функции
консультационно-методических центров по
вопросам учебного книгоиздания в том или ином
регионе. А это означает, что любой учитель,
методист, родитель или ученик не только сможет
иметь свободный доступ к тем материалам и
информации, которыми владеет сам РИЦ, но и через
него выходить к федеральной базе данных.
Практически это будет организовано следующим
образом: в каждом РИЦе по условиям нашего задания
будет создан класс открытого доступа к базе
данных как региональной, так и федеральной.
Естественно, что такой класс должен быть
оборудован компьютерной техникой и иметь доступ
в Интернет. Кроме того, методисты и консультанты,
работающие в таком региональном центре, должны
будут давать квалифицированную консультацию
любому посетителю этого компьютерного класса по
вопросам, касающимся поиска необходимой ему
информации, и вопросам учебного книгоиздания в
целом.
– Но ведь РИЦы создаются в областных или
республиканских центрах, куда не каждый учитель
из глубинки найдет время и возможность приехать.
– Именно для этого и создаются в каждом районе
терминалы телекоммуникационной информационной
системы. Пока проект предусматривает дойти
только до отделов народного образования, куда в
настоящее время начинают поставляться рабочие
станции, с помощью которых можно будет связаться
с региональным информационным центром, а уже
через него можно будет беспрепятственно и быстро
войти и в нашу общую информационную систему.
Осуществляться такая связь будет с помощью
модемов.
Помимо этого РИЦ обязан будет поддерживать
регулярную «горячую линию», по которой учитель
или методист, придя в свое роно, сможет связаться
с консультантом уже в самом РИЦе и получить
ответы на интересующие его вопросы. В случае если
вопрос будет выходить за рамки компетенции
регионального консультанта, то он будет
переадресован к нам в Центр. Так что
квалифицированная и оперативная помощь будет
получена в любом случае.
– Какова ситуация с поставкой компьютерной
техники в роно пилотных регионов?
– В связи с возникшими техническими сложностями
дело с поставкой оборудования несколько
затормозилось. Тем не менее в ближайшие два
месяца оно будет поставлено. Кстати, его
установка входит в обязанности специалистов
РИЦа, так же как и обеспечение и поддержание
нормальной устойчивой связи с районами. Кроме
того, каждый РИЦ имеет возможность взять на себя
расходы по оплате районных методистов, которые
будут собирать оперативную информацию о
ситуации с учебниками на местах, проводить
мониторинг фондов школьных библиотек. А то, каким
образом будет организована эта работа,
определяется самими РИЦами.
Для нас в этом плане в настоящий момент
наибольший интерес представляет информация о
состоянии школьных библиотечных фондов, без
знания которой невозможно составить реальную
картину обеспеченности школ учебной
литературой. В иных регионах по некоторым
позициям формально библиотечные фонды заполнены
чуть ли не полностью. Но когда начинаешь
смотреть, а чем же конкретно они заполнены, то
оказывается, что это, к примеру, учебники
десятилетней давности, которые совершенно
непригодны для использования их в нынешнем
учебном процессе. А бывает, что в каком-то регионе
существует избыток определенных учебников, в
которых в то же время нуждается другой регион.
Так что только конкретное изучение библиотечных
фондов поможет нам понять, как на самом деле
обстоят дела с обеспеченностью школ учебной
литературой.
Наконец, для нас представляет интерес информация
и о том, каково «народное» мнение о нашей работе,
о ходе осуществляемого нами проекта, как и мнение
по другим вопросам учебного книгоиздания вообще.
Об этом мы будем пытаться узнавать не только при
помощи методистов-информаторов, но и путем
непосредственного обмена мнением на таких
страницах нашего сайта, как «Форум». Так что, если
вам уже сегодня есть что сказать, обращайтесь к
нам по адресу : www.ndce.ru
Беседовала Татьяна ЗАЙЦЕВА
|