Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНА

Александр МЕДВЕДЕВ:
«Наша информационная система должна охватить
практически всю территорию России»

Уже третий год продолжается Инновационный проект развития образования, одной из программ которого является «Информационная система учебного книгоиздания». Ровно год назад в рамках этой программы был создан Головной информационный центр (ГИЦ) учебного книгоиздания, на который, в свою очередь, была возложена обязанность не только по созданию базы данных учебной литературы, но и по координации работ по созданию региональных информационных центров (РИЦ). О том, на какой стадии находится сегодня построение сети региональных информационных центров, рассказывает заместитель директора ГИЦа Александр МЕДВЕДЕВ.

– В чем заключается суть создания системы региональных информационных центров?
– Данная система является своего рода организационным скелетом создаваемой информационной системы учебного книгоиздания. Сами же центры выполняют функции не только информационные, но и телекоммуникационные, и аналитические. Первоначально планировалось создать такие центры почти в каждой республике и области России, сейчас же круг субъектов Федерации, уже принявших решение о своем участии в программе, сузился до 25–30. А реально на настоящий момент созданы РИЦы в шести пилотных регионах – Новгородской, Воронежской, Пермской, Ростовской, Томской областях и в Чувашской Республике.
В конце прошлого года по рекомендации Национального фонда подготовки кадров и ГИЦа, данной на основе анализа возможностей и потребностей регионов, а также с учетом географических аспектов их расположения, министр образования издал список из 24 субъектов Федерации для участия в нашем проекте. Мы также очень рассчитываем на то, что и уже созданные, и вновь создаваемые информационные центры будут выполнять роль не только региональных, но и межрегиональных центров, обслуживая не только свой, но и близлежащие регионы. В результате создаваемая информационная система покроет если не фактически, то практически всю территорию Российской Федерации.
– Какие организационные задачи решают создаваемые РИЦы?
– Во-первых, это установление и обеспечение вертикальных связей по линии «роно – РИЦ – региональный орган управления образованием – ГИЦ». Во-вторых, это установление и обеспечение горизонтальных связей, которые на одном уровне идут от роно в глубь районов к конкретным школам, а на другом – создаются между самими РИЦами.
Для чего это нужно? Помимо того что такие связи дают чисто организационные преимущества, позволяя более эффективно принимать решения или упрощать ведение дел, в дальнейшем оперативный свободный обмен информацией между региональными центрами может способствовать оптимизации тех же закупок учебной литературы в соседних регионах. Примером этому может послужить случай, когда на складах книгораспространяющих организаций в Чувашии оказался запас неизрасходованных учебников, в которых, как оказалось, нуждались школы Воронежской области. Раньше воронежцы искали бы их в самих московских издательствах либо в книготорговых фирмах, и не факт, что именно в этот момент они были бы там в наличии.
– Можно сказать, что подобные связи способствуют оптимизации учебного книгоиздания и книгораспространения в регионах…
– А это в свою очередь способствует повышению качества образования в целом, что и является конечной целью создания информационной сети и информационных центров. Кроме того, перед последними в настоящее время стоит задача стать устойчивыми как в организационном, так и в финансовом отношениях. Со своей стороны мы должны сделать опыт построения таких региональных центров доступным другим участникам проекта, которые только начинают подключаться к нему.
Наконец, еще одной задачей, стоящей перед региональными информационными центрами, является поддержание региональной составляющей единой базы данных учебных материалов, ее анализ, предоставление имеющейся в регионе информации к нам в центр, где она будет суммироваться и анализироваться с целью последующего ее предоставления всем заинтересованным в ней лицам и организациям – от органов управления образованием до издательств и книготорговых фирм и, конечно, широких кругов преподавательской общественности.
– В связи с этим сегодня часто задается вопрос о том, какого рода информация будет предоставляться бесплатно, а за что нужно будет платить?
– Информация об учебной литературе будет бесплатна, и это никто не собирается отменять. А вот подготовка аналитических материалов о ситуации с учебной литературой в конкретном регионе, о спросе и предложении на конкретные издания, прогностических материалов – одним словом, всего того, что должно представлять интерес для издательских и книготорговых фирм, может стать основой коммерческой деятельности как для региональных центров, так и для ГИЦа. Это станет для них более актуальным в связи с тем, что финансирование проектов заканчивается в 2003 году и им придется переходить на режим самоокупаемости.
– Итак, получение информации об учебниках будет бесплатным, но как это будет выглядеть на практике?
– Во-первых, уже сейчас на сайте ГИЦ помещен регулярно пополняемый и совершенствуемый Электронный каталог учебных изданий. В нем содержится максимально полная информация почти обо всех новинках 1999–2000 годов, учебниках, входящих в Федеральный перечень. Каталог поддерживается и информацией, полученной нами из пилотных региональных центров. Помимо данных об изданиях, входящих в региональный компонент, это и информация о ситуации на региональных рынках учебной литературы, о деятельности РИЦ и т.д.
Во-вторых, замечу, что помимо уже вышеназванных функций РИЦы выполняют еще и функции консультационно-методических центров по вопросам учебного книгоиздания в том или ином регионе. А это означает, что любой учитель, методист, родитель или ученик не только сможет иметь свободный доступ к тем материалам и информации, которыми владеет сам РИЦ, но и через него выходить к федеральной базе данных.
Практически это будет организовано следующим образом: в каждом РИЦе по условиям нашего задания будет создан класс открытого доступа к базе данных как региональной, так и федеральной. Естественно, что такой класс должен быть оборудован компьютерной техникой и иметь доступ в Интернет. Кроме того, методисты и консультанты, работающие в таком региональном центре, должны будут давать квалифицированную консультацию любому посетителю этого компьютерного класса по вопросам, касающимся поиска необходимой ему информации, и вопросам учебного книгоиздания в целом.
– Но ведь РИЦы создаются в областных или республиканских центрах, куда не каждый учитель из глубинки найдет время и возможность приехать.
– Именно для этого и создаются в каждом районе терминалы телекоммуникационной информационной системы. Пока проект предусматривает дойти только до отделов народного образования, куда в настоящее время начинают поставляться рабочие станции, с помощью которых можно будет связаться с региональным информационным центром, а уже через него можно будет беспрепятственно и быстро войти и в нашу общую информационную систему. Осуществляться такая связь будет с помощью модемов.
Помимо этого РИЦ обязан будет поддерживать регулярную «горячую линию», по которой учитель или методист, придя в свое роно, сможет связаться с консультантом уже в самом РИЦе и получить ответы на интересующие его вопросы. В случае если вопрос будет выходить за рамки компетенции регионального консультанта, то он будет переадресован к нам в Центр. Так что квалифицированная и оперативная помощь будет получена в любом случае.
– Какова ситуация с поставкой компьютерной техники в роно пилотных регионов?
– В связи с возникшими техническими сложностями дело с поставкой оборудования несколько затормозилось. Тем не менее в ближайшие два месяца оно будет поставлено. Кстати, его установка входит в обязанности специалистов РИЦа, так же как и обеспечение и поддержание нормальной устойчивой связи с районами. Кроме того, каждый РИЦ имеет возможность взять на себя расходы по оплате районных методистов, которые будут собирать оперативную информацию о ситуации с учебниками на местах, проводить мониторинг фондов школьных библиотек. А то, каким образом будет организована эта работа, определяется самими РИЦами.
Для нас в этом плане в настоящий момент наибольший интерес представляет информация о состоянии школьных библиотечных фондов, без знания которой невозможно составить реальную картину обеспеченности школ учебной литературой. В иных регионах по некоторым позициям формально библиотечные фонды заполнены чуть ли не полностью. Но когда начинаешь смотреть, а чем же конкретно они заполнены, то оказывается, что это, к примеру, учебники десятилетней давности, которые совершенно непригодны для использования их в нынешнем учебном процессе. А бывает, что в каком-то регионе существует избыток определенных учебников, в которых в то же время нуждается другой регион. Так что только конкретное изучение библиотечных фондов поможет нам понять, как на самом деле обстоят дела с обеспеченностью школ учебной литературой.
Наконец, для нас представляет интерес информация и о том, каково «народное» мнение о нашей работе, о ходе осуществляемого нами проекта, как и мнение по другим вопросам учебного книгоиздания вообще. Об этом мы будем пытаться узнавать не только при помощи методистов-информаторов, но и путем непосредственного обмена мнением на таких страницах нашего сайта, как «Форум». Так что, если вам уже сегодня есть что сказать, обращайтесь к нам по адресу : www.ndce.ru

Беседовала Татьяна ЗАЙЦЕВА



Рейтинг@Mail.ru