Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2001

Первая тетрадь. Политика образования

И только Колумба знали все...

В обществе потребления педагогика порой рискует оказаться скоропортящимся продуктом

Бесплатная виртуальная школа

На рубеже тысячелетий во всем мире ведется множество споров вокруг так называемого дистанционного образования. И несмотря на то что американские педагоги настроены менее скептически по части «сетевого образования», сомнения у них все равно остаются.
Недавно психологи провели очередной эксперимент, целью которого было определить, чем именно несовершенны занятия в классе, в группе, на уроке. В процессе эксперимента выяснилось, что 20 испытуемых учеников совершенно по-разному воспринимают информацию. И если одному школьнику, чтобы усвоить урок, требуется «озвучивание материала», то другому обязателен сопровождающий видеоряд. Третьему ученику, напротив, претит художественное оформление, поскольку не дает ему сосредоточиться, зато важнее всего следить глазами по учебнику. Четвертый и пятый ученики, как оказалось, не могут выносить навязчивое звучание голоса учительницы. Шестой и десятый способны воспринимать материал по физике и математике только тогда, когда преподаватель говорит образно, живо и красноречиво, что, безусловно, редкость... Подсчитав результаты, психологи установили, что школьный стандартный подход никуда не годится. Потому что физику, как правило, американцы изучают с помощью документальных фильмов, а математику дают на сухом, наукообразном языке, родной язык – с помощью диктантов и устной работы на уроке, а историю – путем штудирования учебных пособий и карт. Получается, что только пятеро из двадцати более или менее усваивают математику, другие шестеро способны писать на родном языке, а остальные с трудом переваривают математику.
Выводы, которые следуют из этого, отнюдь не однозначны. С одной стороны, переход на индивидуальную систему образования кажется оптимальным. И Интернет в этом смысле освобождает родителей от умопомрачительных расходов на репетиторов. Но дает ли глобальная Сеть именно то, чего не хватает мечтательной школьнице Анне или придирчивым Вильяму и Майку? Или проблема кроется в другом? Вдруг, когда дети будут учить математику по комиксам, литературу по фильмам, а физику зубрить на ночь под гипнотическим тембром любимой певицы (которой Интернет-компании будут готовы заплатить невероятные деньги), они окончательно потеряют чувство реальности? В конце концов, всем хорошо известно, что бесплатный сыр – в мышеловке. А интеллект нации – дело нешуточное.

Учебники

И вправду есть о чем волноваться. Четыре года назад в маленьком городке Пенсильвания семиклассница, не разобравшись с домашним заданием, обратилась за помощью к своему отцу, который, в свою очередь, изучив параграф учебника по физике, пришел в ужас. В заданиях и примерах, приведенных в пособии, были очевидные ошибки, более того, сам физический закон был плохо или неверно сформулирован. Обнаружив это, добропорядочный американский гражданин Говард Лэйн послал издателю письмо, в котором указал замеченные недостатки книги. А ошибок в учебнике оказалось немало – на 34 страницы!
И, по словам Уильяма Бенетта, главы «Лиги учебников», это не случайно. Его исследования показали, что ежегодно в Штатах выходит более 300 некомпетентных изданий, что составляет 75% от образовательной литературы. И процесс этот мало контролируется, поскольку если даже учебник не признан квалифицированным, то внимание к нему привлекается другими способами – вложенные CD-диски с очень невнятными учебными качествами, зато изобилующие экзотичными картинками, мини-фильмами и прочим технологическим «баловством», благодаря которому такие издания хорошо продаются и незаслуженно становятся популярными как среди учителей, так и американских семей.
«У этих учебников один-единственный недостаток: авторы (а как правило, это группа людей) катастрофически не осведомлены в той области, о которой они пишут, – рассказывает Бенетт. – Материал составляется с потолка и подается в общих несодержательных фразах. Такие учебники не только бессмысленны, но и вредны для нашего образования, которое и так оставляет желать лучшего».
В связи с частыми скандалами в настоящее время в некоторых штатах уже созданы экспертные группы, осуществляющие проверку поступивших в продажу учебников на предмет корректности и профессиональной пригодности. Так, например, калифорнийская группа из всего разнообразия выпускающейся книжной продукции по математике подтвердила корректность только одного учебника. А представители Нью-Йоркской специализированной методической коллегии активно призывают преподавателей выбирать учебники строго по рекомендациям профессионалов, черпая информацию из еженедельных обзоров на официальных консульских образовательных сайтах в Интернете или из прессы.
Но, к сожалению, в мире свободной рыночной экономики и рекламы такие методы едва ли способны остановить потребительское колесо, которое однажды уже было запущено.

Кризис IQ

В 2000 году социолог А.Гордон, кстати, выходец из России, провел любопытные исследования в некоторых центральных штатах Америки.
Он подготовил уличный экспресс-опрос на наличие у граждан США знаний, соответствующих требованиям общего среднего образования. Всего в эксперименте участвовали 600 человек. Выяснилось, что около 90 % случайных прохожих не знают, сколько планет в Солнечной системе, при какой температуре закипает вода, что такое водород, где на карте располагается Китай и Франция. С другой стороны, Америка в географических представлениях американцев разместилась прямо по центру Земли – аккурат в Индийском океане и далее на запад. Более всего это походило на то, что США занимают воистину сверхдержавную, эгоцентричную позицию, соответствующую самосознанию древних римлян. Дескать, Рим – это весь мир, и море, где он омывает свои берега, следует назвать Средиземным. К тому же, к удивлению исследователя, обманулись ожидания и по части американской истории, знания которой настоятельно требуют от всех, кто пытается получить вид на жительство или гражданство США. Никто из тестируемых «коренных американцев» внятно не назвал имена последних десяти президентов, поразительны и пробелы в знаменательных датах. (Впрочем, Колумба знали все.)
На этом исследования не закончились. В пяти случайно выбранных школах (четырех государственных и одной частной) наш доблестный естествоиспытатель решил экзаменовать учителей, для того чтобы понять, где же кроется настоящая причина такой массовой безграмотности и серости. И предложил он учителям не что-то запредельно сложное, а вопросы к экзаменам по естествознанию образца 1860-х годов за пятый класс русской гимназии. Выяснилось, как это ни смешно, что подавляющее большинство учителей не смогли написать ответы к половине заданий.
Единственный аргумент в защиту американского уровня интеллекта, который приходит на ум, – это предвзятое негативное отношение самого исследователя. Но, как известно, дыма без огня не бывает.
Наряду с этим экспериментом существуют и другие исследования, официальные результаты которых доказывают большие проблемы с системой образования и несостоятельность повсеместно распространенной в США тестовой системы оценки знаний. Столь популярная форма экзамена, по-видимому, и вправду отучает человека думать. А образ мышления «Если не А и не Б, то скорее всего С, а может быть, и Д», согласитесь, не может дать человеку глубоких системных знаний. В итоге до 10 % учеников оканчивают среднюю государственную школу неграмотными, не говоря уже о более серьезных и глубоких знаниях.
Так что нам, россиянам, прежде чем проводить образовательные реформы по американскому образцу, следует очень хорошо подумать.

Подготовила
Лукреция Сокольская



Рейтинг@Mail.ru