Мы выходим протестовать.
Но это – не выход
Сегодня в России – акция протеста
работников образования.
Профсоюзы проводят свое плановое мероприятие,
отрабатывая традицию защиты угнетенных масс.
Пишем об этом с иронией и жалостью: уж больно
неэффективными за эти годы оказались методы
защиты прав трудящихся.
Да и наши образовательные профсоюзы ведут себя в
высшей степени странно: то полное
взаимопонимание с ведомством (см. «Первое
сентября» от 16 января с. г.), заседают во всех
комиссиях и участвуют во всех разработках, то
вдруг выводят на улицы тысячи учителей с
лозунгами протеста против всего: долгов, низких
зарплат, против реформы и против порядка
начисления пенсий по выслуге лет.
Весеннее выступление образовательных
трудящихся, судя по всему, профсоюзам удалось: по
нашей информации, на улицы сегодня вышли
представители почти всех регионов России.
В шести субъектах РФ – Республике Алтай,
Брянской, Владимирской, Курганской,
Новгородской, Смоленской областях – 947
коллективов намерены провести однодневную
забастовку. В этой забастовке примут участие
около 40 тысяч человек.
Еще 180 тысяч преподавателей из 5 тысяч учреждений
приостановят работу на время от одного до трех
часов; фактически это та же однодневная
забастовка, учитывая продолжительность учебного
дня. И это произойдет в 24 субъектах РФ, в том числе
в Якутии, Новгородской, Свердловской областях, на
Сахалине, в других регионах.
Такая же акция протеста пройдет в высших учебных
заведениях Петрозаводска, Томска и Якутска.
Кроме забастовок – митинги, в том числе митинг в
Москве, у Дома правительства, пикеты у зданий
администраций в регионах. Если все данные
Центрального комитета профсоюзов подтвердятся,
в акции должны принять участие до полумиллиона
человек. Это четверть работников образования.
Если четверть работников образования выходит на
улицу, поддерживая инициативу своего ЦК, легко
себе представить их общее отношение и к своему
положению, и к власти.
Правда, справедливости ради надо отметить, что в
41 регионе России не существует задолженности по
зарплате работникам образования.
Но в разговоре с Галиной Ивановной Меркуловой,
одним из руководителей отраслевого профсоюза,
выяснилось, что задолженности – важная, но не
единственная претензия учителей. Конечно, всех
не устраивает размер зарплаты. При этом, по
данным профсоюза, средняя заработная плата
учителя с высшим образованием и стажем работы 20 и
более лет (12-й разряд), с учетом дополнительной
нагрузки составляет примерно 875 рублей. Это всего
62% от прожиточного минимума и 23% от средней
заработной платы в промышленности. Это 30,5
доллара США. А зарплата начинающего учителя –
примерно 500 рублей в месяц. Это 17,5 доллара США.
Удивительно при этом только то, что учителя
выходят на улицу всего два раза в год и вообще еще
работают в школе.
Нетрудно при этом догадаться, что многие из них
лишь дорабатывают, а те, кто может найти другую,
более высокооплачиваемую работу, либо уже ушли,
либо ищут себе подходящее место.
Караул устал
Важно при этом и то, что в сфере образования
свертываются инновационные процессы, что
поддержка инициативы и творчества практически
прекратилась, что усиливается бюрократическое
давление и чиновничий пресс. То есть никаких
нематериальных стимулов оставаться в школе
почти не осталось. Вы скажете:
– А любовь к детям?
Любить детей, нарушая инструкцию и вопреки
принятым в системе правилам и приказам, людям
надоело.
Как сказал один матрос по другому поводу, караул
устал.
Честное слово, все уже устали от беспросветного
застоя и постоянных дымовых завес в системе
образования.
Такое ощущение, что серьезные насущные вопросы
как будто не замечаются, а по поводу менее
болезненных раздувается громкая
псевдодеятельность, заранее обреченная на
безрезультативность. Георгий Петрович
Щедровицкий, известный философ и методолог,
называл это ФДП (фиктивно-демонстративный
продукт).
Нет, на самом деле, почему, при том что
консолидированный бюджет образования позволяет
справиться с расходами, долги не исчезают, а на
другие траты – ремонт школ, закупку оборудования
– денег вообще не выделяется.
По состоянию на 13 февраля задолженность по
заработной плате составляла 5,9 миллиарда рублей.
Ну как это?
При том что нефть была дорогой и налоги
собирались.
Значит, школа просто стоит не в том месте, где
проходят финансовые потоки?
И финансового норматива все еще нет, как и не
было.
И школа – все еще не бюджетополучатель.
Экономика образования забита тромбами, как улица
во время снегопада, – не пройти, не проехать. Так
и деньги в системе школьного образования: они
есть, но не движутся в направлении школы.
Это, кстати говоря, и есть реформа.
И конечно – отлаживание межбюджетных отношений.
Чем дальше, тем больше становится очевидным:
государство не собирается делиться с
муниципалитетами финансовыми ресурсами.
Получается, что государственную функцию –
образование – на местный уровень передали, а
финансовые ресурсы, как бы это мягче сказать...
забыли.
Поэтому, конечно, рано или поздно, а государству
надо будет входить в число учредителей школы и,
например, брать на себя выплату заработной платы.
Этого и требуют протестующие работники
образования.
А еще они требуют повышения заработной платы в 2001
году – на 50%.
А еще – сохранения действующего порядка
назначения пенсии за выслугу лет, вплоть до
создания отраслевой пенсионной системы.
А еще – не соглашаются с изменением статуса
образовательного учреждения на статус
образовательной организации. И с переходом на
контрактную систему отношений с государством.
А кемеровские профсоюзы против того, что
«реформаторы предлагают поставить качество
обучения в зависимость от доходов родителей».
А костромские профсоюзы боятся, что «в первую
очередь будут приватизированы учреждения с
хорошей материальной базой». А томские профсоюзы
«в корне не согласны с планом перемен. Профсоюзы
убеждены: кто платит, тот и заказывает музыку.
Диктовать педагогу, как учить детей, они не
допустят».
А новгородские – отправили обращение Президенту
России с требованием увеличения заработной
платы на 50%.
А тверские – протестуют против «снятия
ответственности с «верховной» власти за
состояние образования».
А профсоюзы Ставрополья считают, что
«государство будет выделять минимум средств на
сферу образования, рассчитывая, что остальное
выложат из своих карманов родители». Они
называют новую реформу «коварным планом». А в
Алтайском крае все руководители профсоюзов и
ректоры получили телеграммы за подписью главы
комитета по образованию администрации края
Геннадия Зырянова о принятии мер по
организованному проведению акции 27 февраля.
То есть и сама власть поддерживает протест?
Против себя? Против реформы?
Все, что слишком, то нездраво
...Массированный и хорошо организованный
профсоюзный поход против нищеты учителей
соединился с выступлениями против «коварных
планов» реформаторов.
Что называется «под сурдинку».
Именно этим – смешением всех возможных поводов
для протеста – и вызвано наше ироничное
отношение к профсоюзам.
Ведь если все так плохо – значит, надо что-то
менять?
Массовое недовольство всем и вся – плохая основа
для перемен.
Мы сами нередко выступаем с критикой действий
ведомства и готовы спорить по ряду направлений,
особенно академических намерений по линии
содержания образования.
Но на вопрос: «Нужна ли российской школе
модернизация?» – отвечаем вполне определенно:
– Безусловно, нужна.
Весеннее наступление профсоюзов показывает, что
обе крайности – и государственного и
общественного участия в образовании – почти
одинаково опасны.
Чрезмерное давление бюрократии, так же как и
чрезмерный напор массового возмущения,
губительны для реформы и для простого
функционирования.
Грустно, что у профессионального сообщества не
получается диалог с ведомством.
Потому что на самом деле ни один вопрос: ни
зарплату учителей, ни модернизацию, ни
инновационное движение – ничего нельзя решить
без партнерства.
Надо просто признать взаимное равноправие –
чиновника и гражданина. И признать реальный
конфликт интересов – не людей, а позиций.
Сегодня идет очень сложный, болезненный процесс
выработки механизма отношений действующих
структур – ведомственной, неизбежно
бюрократической, и
профессионально-общественной, неизбежно
нарушающей установленные правила и нормы.
Это конфликт реальный и объективный, который
может и должен стать продуктивным. При одном
условии: нужно делать реформу, необходимо
проводить модернизацию системы образования.
А иначе люди однажды выйдут на улицу и от слов
протеста перейдут к делу.
...Профсоюзы выведут 27 февраля на улицы почти
полмиллиона человек.
Я хочу быть объективным и спрашиваю: «Пугает меня
это или радует?»
Пугает. Так же как меня пугают откровенно
бюрократические методы ведения споров, так же
меня пугают манифестации и митинги. Ни то ни
другое – неэффективно.
И то и другое означает, что мы не умеем
сотрудничать, а умеем только бороться друг с
другом.
Я приверженец педагогики сотрудничества.
А вы?
|