Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Мы выходим протестовать.

Но это – не выход

Сегодня в России – акция протеста работников образования.
Профсоюзы проводят свое плановое мероприятие, отрабатывая традицию защиты угнетенных масс.
Пишем об этом с иронией и жалостью: уж больно неэффективными за эти годы оказались методы защиты прав трудящихся.
Да и наши образовательные профсоюзы ведут себя в высшей степени странно: то полное взаимопонимание с ведомством (см. «Первое сентября» от 16 января с. г.), заседают во всех комиссиях и участвуют во всех разработках, то вдруг выводят на улицы тысячи учителей с лозунгами протеста против всего: долгов, низких зарплат, против реформы и против порядка начисления пенсий по выслуге лет.
Весеннее выступление образовательных трудящихся, судя по всему, профсоюзам удалось: по нашей информации, на улицы сегодня вышли представители почти всех регионов России.
В шести субъектах РФ – Республике Алтай, Брянской, Владимирской, Курганской, Новгородской, Смоленской областях – 947 коллективов намерены провести однодневную забастовку. В этой забастовке примут участие около 40 тысяч человек.
Еще 180 тысяч преподавателей из 5 тысяч учреждений приостановят работу на время от одного до трех часов; фактически это та же однодневная забастовка, учитывая продолжительность учебного дня. И это произойдет в 24 субъектах РФ, в том числе в Якутии, Новгородской, Свердловской областях, на Сахалине, в других регионах.
Такая же акция протеста пройдет в высших учебных заведениях Петрозаводска, Томска и Якутска.
Кроме забастовок – митинги, в том числе митинг в Москве, у Дома правительства, пикеты у зданий администраций в регионах. Если все данные Центрального комитета профсоюзов подтвердятся, в акции должны принять участие до полумиллиона человек. Это четверть работников образования. Если четверть работников образования выходит на улицу, поддерживая инициативу своего ЦК, легко себе представить их общее отношение и к своему положению, и к власти.
Правда, справедливости ради надо отметить, что в 41 регионе России не существует задолженности по зарплате работникам образования.
Но в разговоре с Галиной Ивановной Меркуловой, одним из руководителей отраслевого профсоюза, выяснилось, что задолженности – важная, но не единственная претензия учителей. Конечно, всех не устраивает размер зарплаты. При этом, по данным профсоюза, средняя заработная плата учителя с высшим образованием и стажем работы 20 и более лет (12-й разряд), с учетом дополнительной нагрузки составляет примерно 875 рублей. Это всего 62% от прожиточного минимума и 23% от средней заработной платы в промышленности. Это 30,5 доллара США. А зарплата начинающего учителя – примерно 500 рублей в месяц. Это 17,5 доллара США.
Удивительно при этом только то, что учителя выходят на улицу всего два раза в год и вообще еще работают в школе.
Нетрудно при этом догадаться, что многие из них лишь дорабатывают, а те, кто может найти другую, более высокооплачиваемую работу, либо уже ушли, либо ищут себе подходящее место.

Караул устал
Важно при этом и то, что в сфере образования свертываются инновационные процессы, что поддержка инициативы и творчества практически прекратилась, что усиливается бюрократическое давление и чиновничий пресс. То есть никаких нематериальных стимулов оставаться в школе почти не осталось. Вы скажете:
– А любовь к детям?
Любить детей, нарушая инструкцию и вопреки принятым в системе правилам и приказам, людям надоело.
Как сказал один матрос по другому поводу, караул устал.
Честное слово, все уже устали от беспросветного застоя и постоянных дымовых завес в системе образования.
Такое ощущение, что серьезные насущные вопросы как будто не замечаются, а по поводу менее болезненных раздувается громкая псевдодеятельность, заранее обреченная на безрезультативность. Георгий Петрович Щедровицкий, известный философ и методолог, называл это ФДП (фиктивно-демонстративный продукт).
Нет, на самом деле, почему, при том что консолидированный бюджет образования позволяет справиться с расходами, долги не исчезают, а на другие траты – ремонт школ, закупку оборудования – денег вообще не выделяется.
По состоянию на 13 февраля задолженность по заработной плате составляла 5,9 миллиарда рублей. Ну как это?
При том что нефть была дорогой и налоги собирались.
Значит, школа просто стоит не в том месте, где проходят финансовые потоки?
И финансового норматива все еще нет, как и не было.
И школа – все еще не бюджетополучатель.
Экономика образования забита тромбами, как улица во время снегопада, – не пройти, не проехать. Так и деньги в системе школьного образования: они есть, но не движутся в направлении школы.
Это, кстати говоря, и есть реформа.
И конечно – отлаживание межбюджетных отношений.
Чем дальше, тем больше становится очевидным: государство не собирается делиться с муниципалитетами финансовыми ресурсами. Получается, что государственную функцию – образование – на местный уровень передали, а финансовые ресурсы, как бы это мягче сказать... забыли.
Поэтому, конечно, рано или поздно, а государству надо будет входить в число учредителей школы и, например, брать на себя выплату заработной платы.
Этого и требуют протестующие работники образования.
А еще они требуют повышения заработной платы в 2001 году – на 50%.
А еще – сохранения действующего порядка назначения пенсии за выслугу лет, вплоть до создания отраслевой пенсионной системы.
А еще – не соглашаются с изменением статуса образовательного учреждения на статус образовательной организации. И с переходом на контрактную систему отношений с государством.
А кемеровские профсоюзы против того, что «реформаторы предлагают поставить качество обучения в зависимость от доходов родителей».
А костромские профсоюзы боятся, что «в первую очередь будут приватизированы учреждения с хорошей материальной базой». А томские профсоюзы «в корне не согласны с планом перемен. Профсоюзы убеждены: кто платит, тот и заказывает музыку. Диктовать педагогу, как учить детей, они не допустят».
А новгородские – отправили обращение Президенту России с требованием увеличения заработной платы на 50%.
А тверские – протестуют против «снятия ответственности с «верховной» власти за состояние образования».
А профсоюзы Ставрополья считают, что «государство будет выделять минимум средств на сферу образования, рассчитывая, что остальное выложат из своих карманов родители». Они называют новую реформу «коварным планом». А в Алтайском крае все руководители профсоюзов и ректоры получили телеграммы за подписью главы комитета по образованию администрации края Геннадия Зырянова о принятии мер по организованному проведению акции 27 февраля.
То есть и сама власть поддерживает протест?
Против себя? Против реформы?

Все, что слишком, то нездраво

...Массированный и хорошо организованный профсоюзный поход против нищеты учителей соединился с выступлениями против «коварных планов» реформаторов.
Что называется «под сурдинку».
Именно этим – смешением всех возможных поводов для протеста – и вызвано наше ироничное отношение к профсоюзам.
Ведь если все так плохо – значит, надо что-то менять?
Массовое недовольство всем и вся – плохая основа для перемен.
Мы сами нередко выступаем с критикой действий ведомства и готовы спорить по ряду направлений, особенно академических намерений по линии содержания образования.
Но на вопрос: «Нужна ли российской школе модернизация?» – отвечаем вполне определенно:
– Безусловно, нужна.
Весеннее наступление профсоюзов показывает, что обе крайности – и государственного и общественного участия в образовании – почти одинаково опасны.
Чрезмерное давление бюрократии, так же как и чрезмерный напор массового возмущения, губительны для реформы и для простого функционирования.
Грустно, что у профессионального сообщества не получается диалог с ведомством.
Потому что на самом деле ни один вопрос: ни зарплату учителей, ни модернизацию, ни инновационное движение – ничего нельзя решить без партнерства.
Надо просто признать взаимное равноправие – чиновника и гражданина. И признать реальный конфликт интересов – не людей, а позиций.
Сегодня идет очень сложный, болезненный процесс выработки механизма отношений действующих структур – ведомственной, неизбежно бюрократической, и профессионально-общественной, неизбежно нарушающей установленные правила и нормы.
Это конфликт реальный и объективный, который может и должен стать продуктивным. При одном условии: нужно делать реформу, необходимо проводить модернизацию системы образования.
А иначе люди однажды выйдут на улицу и от слов протеста перейдут к делу.

...Профсоюзы выведут 27 февраля на улицы почти полмиллиона человек.
Я хочу быть объективным и спрашиваю: «Пугает меня это или радует?»
Пугает. Так же как меня пугают откровенно бюрократические методы ведения споров, так же меня пугают манифестации и митинги. Ни то ни другое – неэффективно.
И то и другое означает, что мы не умеем сотрудничать, а умеем только бороться друг с другом.
Я приверженец педагогики сотрудничества.
А вы?



Рейтинг@Mail.ru