Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

АПЛОДИСМЕНТЫ

Кому достался букет победителя?

Названы лауреаты премии Аполлона Григорьева

В первый день широкой Масленицы в атриуме Государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке были подведены итоги самой крупной в России независимой литературной премии имени Аполлона Григорьева. Премия учреждена Академией современной российской словесности (АРСС), которая в четвертый раз чествовала своих лауреатов и назвала победителя. Лауреатами этого года стали поэтесса Вера Павлова за книгу стихов «Четвертый сон», прозаики Алан Черчесов за роман «Венок на могилу ветра» и Николай Кононов за роман «Похороны кузнечика».

По уже сложившейся традиции, прежде чем был объявлен победитель, с лекциями о творчестве лауреатов выступили критики-номинаторы, выдвинувшие их на соискание премии. Петербургский критик Никита Елисеев представлял роман «Похороны кузнечика», в котором особо выделил «соглядатайство фотографа и проницательность психолога». Главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин призвал присутствующих «войти в пространство романа «Венок на могилу ветра», где главным героем является сам язык, который всегда «крупнее людей, которые говорят на нем». Новомирский критик Сергей Костырко назвал творчество Веры Павловой «явлением сугубо современным и долгожданным»: «В ее книге поэзия и читатель обретают голос наших дней».
Вслед за номинаторами выступили лауреаты. Сам жанр подобной «тронной речи» ответствен, коварен: в нем сразу испытывается и глубина мысли, и чувство юмора выступающего, требуя прежде всего краткости – сестры их таланта. Николай Кононов, поблагодарив «синдикат оценщиков», прочел только что написанное стихотворение. Алан Черчесов был сугубо серьезен и сказал о своей тревоге: «Литература – мост между временем и вечностью. Она пишется терпеливым страданием слов. На заре своего существования литература понимала себя как явление животворное. Из любых осколков мира она могла сотворить гармонию мира и спасение души. В забвении этого – трагедия современной литературы». Вера Павлова построила свою метафорическую речь на образе школы: «Поэзия – уверенность в своей правоте, говорил Мандельштам. Поэзия – школа неуверенности, утверждал Бродский. Противоречие снимается легко: в состоянии вдохновения поэтом владеет уверенность. Когда вдохновение отступает, поэты отправляются в школу неуверенности. Всю жизнь мы отвечаем у доски. В школьные годы мне хотелось ответить остроумно, или дерзко, или неожиданно. Теперь мне хочется ответить правильно, чтобы учитель порадовался».
Кто же из трех лауреатов стал победителем? Устроители церемонии умело подогревали в зале напряженное ожидание. Председатель жюри этого года Алла Латынина рассказала, с каким трудом далось окончательное решение. Ну кто же, кто? Наталья Иванова, президент АРССа, берет из рук председателя жюри конверт с долгожданным именем.
Большая премия Аполлона Григорьева присуждена Вере Павловой. Вспышки фотоаппаратов. Победительница бросает свой букет в зал. Вашему корреспонденту не удалось рассмотреть, кто же его подхватил, а это было бы очень интересно, потому что букет победителя прошлого года, Виктора Сосноры, отсутствовавшего на церемонии, вполне случайным образом попал именно к Вере Павловой.
И последнее. Наталью Иванову спросили, почему для торжественной церемонии был выбран именно Музей А.С.Пушкина. Она ответила: «У Аполлона Григорьева, коренного москвича, нет в Москве своего музея, но именно он сказал, что Пушкин – наше все, поэтому мы имеем право собраться в этом прекрасном месте». Если к этому добавить, что архитектором особняка на Пречистенке, бывшего владения Хрущевых-Селезневых, был однофамилец Аполлона Григорьева, то круг замкнется. А то, что у замечательного поэта, прозаика, критика до сих пор нет музея в его родной Москве, это, конечно, безобразие.

Елена ИВАНИЦКАЯ



Рейтинг@Mail.ru