Самый большой класс
самой маленькой школы
В нем – 600 учеников, а преподавателей
всего пять.
Других энтузиастов, готовых работать с этими
ребятами, пока не нашлось...
В пятом следственном изоляторе Москвы
дан старт важному социальному эксперименту,
призванному восстановить конституционные права
детей на образование в местах предварительного
заключения.
Региональная общественная организация
содействия защите прав граждан организовала там
общеобразовательный класс для подростков,
находящихся под следствием.
Наш корреспондент Сергей Каменский встретился с
одним из участников этого проекта, Натальей
Кулюкиной.
Наталья Михайловна – кандидат биологических
наук, старший научный сотрудник Института
проблем экологии и эволюции Российской академии
наук. Что привело ее в класс к подросткам,
подозреваемым в совершении преступления?
– Вам уже приходилось работать с трудными
подростками?
– Да. Поэтому, когда мне предложили преподавать в
СИЗО, я сразу согласилась. Меня глубоко тревожит
жестокое, нетерпимое и подозрительное отношение
общества к взрослеющим детям. Все легко и с
удовольствием умиляются младенцу, но вот речь
заходит о подростках, да еще о трудных, – и
большинство взрослых начинают убежденно
твердить, что они ужасны. Что необходимо
ужесточение наказаний, иначе с этими
разбойниками не справиться. А я уверена, что дети
есть дети и им как воздух необходимо понимание и
участие.
Взрослые, столь сурово судящие об оступившихся
детях, не задумываются о своей собственной вине в
том, что их судьбы сложились так трагически. А
ведь эти дети в большинстве своем – страдающая
сторона. Они были лишены и домашней ласки, и
полноценного душевного общения в школе. Между
трудными подростками и обществом нарастает
озлобленность. Конфликты вспыхивают постоянно,
нередко помимо воли участников.
Но вот произошло страшное: ребенок совершил
правонарушение, а может, и тяжкое преступление.
Общество строго, с полным сознанием своей
правоты и его вины судит малолетнего
преступника. Но давайте хоть на одну минуту
вспомним о соотношении сил: подросток бессилен и
бесправен, общество сильно и обладает всеми
средствами самозащиты. Когда сильный судит и
карает слабого, как это называется? Поймите, не
дети – инициаторы всех тех ужасных вещей,
которые совершаются при их участии. Обществу
пора очень серьезно задуматься о своей вине.
Когда я думаю о нашем единственном в Москве
общеобразовательном классе в следственном
изоляторе, то понимаю: пять учителей на 600 детей –
ничтожно мало. Этот класс не сможет выправить
ситуацию. С другой стороны, и капля камень точит.
Класс может стать школой, и таких школ должно
быть много.
– Как ребята, находящиеся под следствием,
относятся к занятиям в общеобразовательном
классе?
– С огромным увлечением и энтузиазмом.
Вдумайтесь, ведь эти дети лишены не только
свободы, нормального общения, живых впечатлений,
они просто-напросто забывают человеческую речь:
слышат лишь команду, приказ, окрик. Класс
удерживается сейчас на одном горячем желании
детей учиться, а учителей – учить. Никакого, даже
минимального, финансирования мы не получаем ни
от мэрии, ни от Патриархии, одобрившей начинание.
– Как именно и какие уроки проводятся в классе
следственного изолятора?
– На занятия к нам приводят сразу камеру. Сколько
детей сидят в данной камере, столько учеников и
оказываются на уроке. Вместе с детьми и учителем
в комнате для занятий находится и
надзиратель-воспитатель, а охрана остается в
коридоре.
Сейчас мы проводим уроки закона Божьего,
русского языка, рисования, биологии, истории.
Среди детей много таких, кто не умеет писать и с
трудом читает. Им приходится особенно трудно. Да,
дети хотят учиться, но это не отменяет главной
сложности: учеба – это труд, а они не привыкли
настойчиво и последовательно трудиться.
Рисунку детей учит преподаватель Духовной
академии, иконописец. Работы наших детей скоро
отправятся в Швецию на международную выставку.
Как видите, точные науки пока не изучаются. Не
нашлось еще таких энтузиастов-учителей, которые
взялись бы за это дело, не рассчитывая на оплату.
– А почему такое важное дело должно
осуществляться на одном энтузиазме?
– Ответ будет жестоким, но другого у меня нет:
общество не заинтересовано в будущем этих детей.
Проще запереть юных правонарушителей в тюрьмы и
колонии и на какое-то время решить проблему,
избавившись от их присутствия. Но, перенеся
чудовищный опыт заключения, подросток выйдет не
исправленным, а готовым на новые преступления. Он
бы и хотел вырваться, да крепко держат связи,
возникшие в тюрьме. От них непросто и небезопасно
избавляться.
Страшным видится мне сегодняшнее настроение в
обществе, где большинство поддерживает смертную
казнь, ничего не решающую, но связанную с
невероятным количеством непоправимых ошибок.
Спросим себя трезво: можно ли этих детей вернуть
к нормальному человеческому существованию?
Конечно, дотянуть их до уровня детей, которые
были любимы и воспитаны в семье, не удастся. Но
пробудить в подростке-правонарушителе человека,
чтобы потом в его собственной семье дети были
желанны и любимы, мы можем. Я спросила у ребят на
уроке: когда мальчика можно назвать мужчиной?
Раздались смешки, всякие фривольные
предположения. Но потом они задумались и
ответили: мальчик становится мужчиной тогда,
когда он способен сам принять решение и отвечать
за него, когда он в силах ответить отказом на
недостойное предложение.
– И вам совсем не страшно с этими детьми?
У меня нет чувства страха. Иду прямо к ним. Всей
душой чувствую, как они обездолены, каждого
хочется взять под крыло. Они тянутся к
искренности, к человечности. Я никогда не
расспрашиваю их о том, что они совершили, за что
здесь оказались. Если только ребенок сам захочет
рассказать, что бывает нередко, ведь ему надо
выговориться, а такой возможности у него обычно
нет.
Народная мудрость утверждает: как ты к людям, так
и они к тебе. Я с этим полностью согласна. Дети
слишком часто и дома, и в школе сталкиваются с
агрессивным, обвиняющим, унижающим отношением. А
агрессия порождает только агрессию. Но я не теряю
надежды: дети откликнутся, обязательно
откликнутся на нашу любовь.
|