Ждать, когда сами предложат помощь, больше не
могу
Александр БАННИКОВ,
директор средней школы № 7
Октябрьского района
г. Екатеринбург
Все время думаю о создании
попечительского совета. Нам просто необходимы
организации, физические лица, которые могут
материально осчастливить школу. Ждать, когда
сами предложат помощь, не могу, некогда. Что ж,
буду ходить к одному, к другому, договариваться с
коммерческими организациями, выбивать,
выпрашивать. Школе без материальной поддержки не
выжить.
Родители сами редко проявляют инициативу. Если
что-то директор или завуч поручат – сделают.
Конечно, у нас собирается общешкольный
родительский комитет. Но активнее всего родители
все равно реализуют свои возможности в классе,
где учится их ребенок. Я считаю, что это
нормально. Будет развиваться класс – будет и
школа развиваться!
А бывают случаи, когда с родителями лучше вообще
не встречаться. Воспитательная работа иногда
гораздо полезнее с детьми, чем с родителями. Вот у
нас мальчишечка в пятом классе, он может
исчезнуть на неделю, не ходить в школу. Семья
сложная: отца нет, мама редко бывает трезвой. Мы с
парнем побеседовали – хватило на месяц, потом
опять стал прогуливать. Пригласили его вместе с
мамой, а та явилась, мягко говоря, неадекватная,
вела себя вызывающе. Разговора не вышло. Парень
от позора опять на неделю исчез. Вышло только
хуже. В работе с родителями следует соблюдать
осторожность.
Могу ли я учить уму-разуму взрослых
людей?
Елена КАДУЖИНА,
завуч средней школы № 1
г. Зерноград, Ростовская область
Я доброжелательно отношусь к родителям
своих учеников. Внимательно выслушаю,
постараюсь, когда возможно, помочь. Если
возникает конструктивный диалог, искренне
радуюсь. Хотя правильнее будет сказать так: я
терпима и терпелива в отношениях с родителями.
Ведь не всегда одинаковое восприятие одной и той
же ситуации у учителя и родителя. Стараюсь найти
баланс – разумное сочетание учительских
амбиций, родительского уровня притязаний и
реальных возможностей конкретного ребенка.
Наша школа потенциально открыта для встреч. Но
пока в слово «встречи» вкладывается только
понятие «родительское собрание как форма
встречи учителя и родителя».
Мы не практикуем переговоры с родителями по
телефону. Телефон не передает всех нюансов и
оттенков диалога, может исказить интонации.
Разговор носит формальный характер и чаще всего
дает нулевой результат. Предпочитаем
возникающие проблемы решать вместе с ребенком.
Но если уж потребуется вмешательство родителей,
заблаговременно в письменной форме посылаем
приглашение посетить школу в удобное для них
время.
Родители не участвуют в обсуждении финансовых
вопросов школы и в определении целей работы и
развития школы тоже.
Как предметник, я, если честно, особо не
стремлюсь, чтобы визиты родителей в школу были
регулярными. Все вопросы, возникающие в ходе
учебного процесса, можно решить и с учеником или
с классным руководителем. Думаю, родители сами
придут ко мне как к учителю химии, когда
почувствуют в этом необходимость.
Как классный руководитель, довольствуюсь
регулярностью родительских собраний. Общение с
родителями – большой труд. Вот вы заходите в
класс. Сколько в нем умненьких? Сколько
восприимчивых к новому? Сколько безразличных?
Сколько тугодумов? Уверяю вас, что такое же
соотношение сохраняется и в родительских
группах. К сожалению, со скидкой на возраст и
жизненный опыт, убавляется детская открытость,
зато амбиции прибавляются. Я часто задавалась
вопросом: имею ли я право учить уму-разуму других?
Думаю, нет. Поэтому при встречах с родителями
стараюсь показать примеры позитивного общения.
Хотя все равно в глазах родителей я прежде всего
останусь учителем, от которого зависят оценки их
детей. У родителей всегда есть предубеждение о
предвзятости, необъективном отношении педагога
к их ребенку.
Педагогический всеобуч для родителей необходим.
Но его должны взять на себя люди, нейтральные по
отношению к образовательному процессу: в классе
– психолог, освобожденный классный
руководитель.
И еще одна причина во взаимоотношениях классный
руководитель – родитель мешает работать. Как
завучу, мне унизительно быть постоянным
просителем: на ремонт, на замок, на веник, на
классные нужды... И родители справедливо
сердятся: когда же закончатся все эти поборы...
|