Экспедиция куда угодно
Они не хотели быть учениками, они не
хотели быть туристами – они хотели быть
исследователями
– Почему ты написала «икспедиция»?
– Потому что мы ищем неизвестное,
а неизвестное обозначается – икс.
(Из разговора на уроке русского языка)
Все началось с везения. Я с коллегами
благодаря работникам юннатского кружка
Дарвинского музея смогла повезти свой 5 класс в
биологический заповедник в костромских лесах с
целью экологического просвещения и воспитания.
По окончании мы с детьми выпустили книгу
чудесных историй под названием «Ага, Кострома!» и
решили ездить в лес каждый год.
Вот только организовать эти поездки надо было
как-то по-другому.
Дети не очень-то хотели часами шататься по лесу с
руководителями, учить птичьи голоса и звериные
следы. Зато с восторгом обследовали окрестности
в свободное время, задавали кучу глупых вопросов
и сами придумывали бредовые ответы.
Они не хотели быть учениками, они хотели быть
исследователями, покорителями лесов.
Что ж? Мы решили дать им эту возможность и
следующую поездку превратить в научную
комплексную экспедицию. Вот из чего она
сложилась.
В обычный ноябрьский день в классе я объявила о
наборе желающих изучать в суровых условиях новые
земли. На общее собрание научных сотрудников
пришло очень много народу.
Мы сформулировали цели путешествия, выяснили
возможные направления работы. Например, изучение
растений, мхов, обитателей водоемов, птиц, зверей
и даже обитателей ближних деревень: как жили,
живут, что поют. Список составлялся на основе
интересов присутствующих.
Затем собранию был прочитан краткий курс всех
наук, объясняющий, какая наука изучает мхи в лесу,
а какая песни и сказки в деревне; какие методы
исследований уже известны; какие главные
учебники и справочники написаны.
Аудитория задумалась. Как же исследовать новые
земли, когда в них так много непонятного? В
одиночку не справиться. Возникла насущная
потребность в кооперации.
Началось формирование комплексных групп, каждая
из которых в поездке возьмет себе один район в
заповеднике и составит его полное описание,
изучит жизнь не отдельных частей, а целого.
Мы советовали объединяться в группы людям с
разными научными интересами, но умеющим найти
общий язык. Задача сложнейшая. Ребятам пришлось
всерьез разводить личные и деловые отношения.
Некоторых знающих «отличников» не хотели брать в
команду: «Неженки и воображают о себе много».
Классным заводилам тоже досталось: «Ты все
бросишь, а я за тебя вкалывать буду?»
В каждой группе выбрали координатора и перешли к
созданию научных лабораторий по отраслям знаний.
Лабораторий получилось столько, сколько было
реальных специалистов, способных помочь новым
сотрудникам набраться опыта. Например,
специалист по птицам и животным у нас был один –
руководитель Дарвинского кружка Екатерина
Преображенская. Поэтому все орнитологи и зоологи
пошли к ней.
Сотрудники лабораторий, посоветовавшись со
специалистами, начали поиск необходимой
информации в справочной литературе, в музеях, у
знающих людей.
Чья-то находка становилась общим достоянием –
начиная с выяснения этимологии названия
«Кострома» и кончая адресом магазина, где
продаются дешевые лыжи. Будущая экспедиция
обрастала живыми подробностями.
За несколько дней до отъезда произошла последняя
проверка готовности, уточнили программу. И вот мы
в поезде.
Первые два-три дня научные сотрудники с помощью
специалистов соотносили книжные знания с
реальностью. Читать про жанры фольклора и
записывать у деревенской бабушки местные игры и
песни – большая разница.
А по вечерам собирались комплексные группы
обменяться впечатлениями: кто что узнал нового,
чему научился, что случилось необычного.
Городские дети не привыкли к физическим
трудностям, не привыкли просто терпеть. Здесь это
приходилось делать постоянно. Терпеть холод,
усталость на маршруте, голод и жажду, даже
больное горло. А что делать? Лес. Терпеть и мыть
грязные тарелки – надо же накормить людей,
которые скоро вернутся из леса. Терпеть свои
обиды и лень. Все было по-настоящему трудно и
по-настоящему здорово.
Мир леса – живой, хрупкий и прекрасный. Пусть
потом забудутся мудреные названия лишайников –
останется бережное внимание, сознание
неслучайности всего вокруг.
В последние дни комплексные группы отправляются
по своим маршрутам совершенно одни в свободный
полет. Без взрослых. Это ужасно страшно, но
принципиально важно. Конечно, есть страховка.
Маршрут тщательно планируется и обсуждается с
участниками, проводится подробный инструктаж по
технике безопасности. Проверяется экипировка.
Свое исследование группа выполняет сама, и это
один из ярчайших моментов путешествия. Вот одна
группа возвращается: четверо уже обедать
садятся, а двоих еще и на горизонте нет. «Мы
замерзли, они еле тащатся», – оправдываются
«передовики», но им все же неловко. Вечером будет
возможность поговорить спокойно. Последняя
группа совсем не расстроена, наоборот, горда: «У
нас самый длинный маршрут. Мы такую песню
записали. Следы волка видели!» Накидываются на
горячий суп.
Взрослые в это время заняты по хозяйству или
снимают учебный фильм для будущей успешной
работы, как делала Светлана Темненко,
учительница географии. В этот момент они тоже
испытывают новые ощущения. Странно никем не
руководить – делать все самому, ничего не
объяснять – самому думать.
Комплексная группа, пройдя маршрут, обрабатывает
данные, обобщает, оформляет все, что наработала.
Готовится к докладу на конференции, к стендовому
докладу или какому-либо другому заранее
оговоренному предъявлению результата.
В конце «раздача слонов»: призы, дипломы,
удостоверения, и разбор полетов по группам.
Людмила ПЕЧАТНИКОВА
|