Педагогика школьного спектакля
Возможно, главная задача работы с
юными актерами – поддержать тех, кто не уверен в
себе
«Неужели вы не понимаете, что то, как
рассказывают, –
это просто способ подачи, предлог, которым
пользуются,
чтобы рассказать другим о том, что у тебя внутри».
Дж. Стреллер. «Театр для людей»
Театру в нашей школе 13 лет. Он начинался
с очень красивой афиши в коридоре. На ней было
изображено какое-то странное цветное существо –
то ли дракон, то ли непонятный дух – и всего
несколько слов, смысл которых был в том, что всех
желающих играть в спектакле приглашают в актовый
зал после уроков. Пришло несколько человек. После
первых репетиций осталось вдвое меньше. Над
актерами слегка посмеивались, на премьере
свистели и гоготали с галерки.
Потом был еще спектакль – история по книге
Голдинга “Повелитель мух” (о том, как дети,
оказавшись на необитаемом острове, совершают
открытие: как легко можно превратиться в стаю и
устраивать охоту на себе подобных, если забыть о
тех ценностях, что веками открывало
человечество). Потом – “Спрашивайте, мальчики”
по Галичу, у которого каждая песня – отдельная
история и полноправный спектакль. Но если
спросить сейчас тех, кто эту премьеру помнит, вам
будут рассказывать даже не о песнях, а о людях.
Как тот мальчик сыграл Клима Коломейцева и как та
девочка в свои 16 лет самозабвенно спела
“Караганду”.
Постоянной труппы никогда не было, ребята
приходили, уходили, могли играть, могли рисовать
декорации, могли продавать билеты. Галерка
притихла и научилась слушать. Иногда театр
начинался не после уроков, а с самого утра. В него
мог играть целый класс, облачившись в античные
тоги, или вся школа на большом лицейском
празднике целую неделю жила в девятнадцатом
веке.
Сыграли “Ромео и Джульетту”. Двумя разными
составами – с перерывом в несколько лет. После
этого можно было сказать, что два поколения детей
пережили эту пьесу, в прямом смысле пропустив ее
через себя. Галерка зауважала режиссера и
переместилась на сцену, надев костюмы слуг
Монтекки и Капулетти.
Чуть позже пережили Гоголя, Сервантеса, Эдуардо
де Филиппо.
Маленькие актеры подрастали рядом с большими.
Прошлой зимой перед Новым годом в театр окунулся
весь четвертый класс. Премьеру “Снежной
королевы” представляли целый день в три дубля
для всех школьных параллелей. Пожалуй, перед этим
представлением померкли все традиционные елки,
на которые родители старательно загодя запасают
билеты.
Спектакли на улице и истории с балкона бывают
каждый год. Первого сентября представление на
крыше школы – праздник для всех. А как еще можно
встречать детей, которые пришли в свою школу с
радостью? Фейерверком, хлопушками, смешным шоу.
Если все друг другу рады, значит, должен быть
праздник. С этого начинается учебный год. А
заканчивается он представлением, которое
придумывают и играют одиннадцатиклассники на
последнем звонке. Вот так от сентября до мая –
полноценный театральный сезон.
У театра много способов работы, хотя главный –
актер. Театр задействует все ресурсы ребенка –
от собственной воли до собственного тела.
Ребенок при этом совершает открытие себя – он
вдруг понимает, что может владеть своим голосом,
что текст звучит совсем не так, как понимал
прежде; он начинает двигаться иначе.
Игра в переживании рождает отношение – к
предмету, к герою, к образу, к эпохе. А это уже
серьезная основа для культурной базы.
Сталкиваясь с чем-то новым (будь то кинофильм,
книга или роман), ребенок сможет взглянуть на
него со своей точки зрения.
Ролевая игра, как хорошее стихотворение, несет в
себе огромный поток информации – от
эмоциональной до духовной.
Игра заставляет обозначить позицию. Кто-то
подчиняется, кто-то спасает. Канал восприятия
расширяется. Чтобы получился хороший спектакль,
нужно сесть подумать. Как выглядит злодей, как
создать образ принцессы? Откроем книжку –
посмотрим. Зачем принцессе корона? Нужно самим
играть, верить в то, что делаешь.
От простых форм – к более сложным, когда я должен
нарядиться (ребенок изображает старика). Потом
наблюдения на улице. Мир перестает быть чужим, он
становится источником художественной жизни.
Театр всегда моделирует мир. Есть один миг
счастья – когда полностью соединяюсь с другими и
когда благодаря всем моим усилиям происходит
соединение людей в зале между собой.
Театр дома – сказки, те, что сочиняют сами дети,
их любимые сказки, чтобы играть любимого героя.
Театр не должен быть единственной формой
деятельности, ему не должно быть посвящено все.
Если акцент делается не на успехе, а на том труде,
который потрачен, если проведена рефлексивная
работа, если взрослые ценят труд, потом отмечают
положительные моменты не только в том, что он
хорошо сыграл, а сумел сосредоточиться
(рассеянный), сумел выучить текст (если плохо с
памятью).
Но в процессе эти слова даже не произносятся: ты
учишь для того, чтобы сыграть роль, а не чтобы
улучшить память. Мало того – знаешь и за всех
остальных. Театр может дать возможность войти в
роль мамы, папы.
И тогда девочка, считающая себя некрасивой, в
условиях своей роли преодолевает этот барьер,
перестает бояться. Физически неразвитый
подросток (маленький рост, полнота) вдруг
начинает превращать этот недостаток в
достоинство. Для ребенка игра – всегда
отождествление себя с персонажем. Для подростка
это возможность прожить ситуацию, которую он не
может или боится прожить в жизни. Для самого
маленького это опыт публичного общения, общения
сразу со многими людьми. Выработка уверенности в
себе, в своей значимости, опыт самоценности через
других людей.
Вадим ЗЛОТНИКОВ
|