Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ

Библиотека вместо азбуки

Контроль и планирование.

Статья пятая, заключительная

Окончание. Начало № 4, 6, 8, 12

Еще одна важная сторона работы – организация контроля качества восприятия и понимания текста. Опросы и обсуждения, используемые обычно для этого под флагом развития речи, представляются последователям Алексея Кушнира неуместными.

Главный вопрос контроля: кто сделал шаг вперед? Позитивно оценивается только тот, кто демонстрирует устойчивый рост, движение.
Каждый художественный текст, а тем более научно-популярный, содержит ограниченный набор ключевых понятий, в которых отражено основное содержание, новизна, ассоциативные мостики. Предварительная работа с текстом предполагает подготовку опросника по содержанию читаемого материала. Это могут быть десять, а лучше – двадцать ложных и неложных утверждений или вопросов по тексту, предполагающих односложную реакцию – «да» или «нет». Учитель быстро, не более трех – пяти минут, зачитывает вопросы, а дети в специальных тетрадочках отвечают, проставляя плюс, если ответ «да», и минус, если ответ «нет». Потом учитель диктует верные ответы, выдавая каждому ребенку исчерпывающую информацию о том, насколько эффективно работалось ему сегодня.
Ежедневный экспресс-опрос, кроме того что иллюстрирует качество восприятия и осмысления информации, изо дня в день вырабатывает специализированное внимание к мельчайшим деталям текста.
Вопросы контроля, обратной связи тесно переплетаются с проблемами планирования работы. Урок перестает быть единицей отсчета учебного процесса. Поэтому обычное поурочное планирование в нашем случае недостаточно. Точкой приложения усилий учителя становится ученик и его индивидуальное движение в заданном направлении.
В дневнике-ежедневнике учителя для каждого месячного цикла создаются три специальные таблицы, напоминающие классный журнал. Они служат как бы протоколом контроля за развитием навыков. По вертикали слева размещается список учеников, а каждый столбец справа соответствует этапу развития навыка в соответствии с технологическими картами.
Положение каждого ученика на подобной «прямой развития навыка» и служит отправной точкой поурочного планирования. В ежедневном поурочном плане в соответствующих строках формулируется краткое указание: что сегодня предпринять, на что обратить внимание, чего достичь, как действовать в отношении конкретного ученика по конкретному поводу. Ежедневный учет движения, развития, изменения ребенка дает возможность регулярно планировать конкретные действия, которые обеспечивали бы преодоление барьера или коррекцию недостатка.
Важно избежать остановок – привычкой должно стать само убыстрение движения. Постоянное усложнение и углубление происходящего становится нормой, воспитывающей личность с привычкой расти и изменяться.
Учитель же обязан предпринять любые необходимые усилия – организационные и технологические, чтобы обеспечить успех каждому ребенку. Рост, позитивное изменение как критерий оценки, предоставляют для этого уникальные возможности. А еще большой резерв эффективности кроется в использовании разновозрастных форм организации школьной жизни. Можно постараться вовлечь в свою каждодневную профессиональную деятельность своих бывших учеников, ориентирующихся на профессию учителя. У старшеклассника даже больше шансов «вытащить» отстающего, чем у взрослого. Делать это может целая бригада. Но в этом важном деле есть правило – ни шагу назад. Лучше браться поочередно за одного, затем за другого «троечника», действовать прицельно, концентрированно и наверняка, чем пытаться помочь всем сразу.

О чтении вслух

Громкое выразительное чтение играет определенную, хоть и ограниченную роль в жизни взрослого человека.
И в школе, конечно, не стоит упускать этот особый аспект умения читать – совершенствование выразительного чтения, овладение интонацией, эмоциональной экспрессией.
Интонационная культура громкого чтения закладывалась на всех этапах эталонным чтением диктора. Уже сложилась установка читать вслух только красиво, ведь из практики урока были совершенно исключены послоговое и механическое чтение. Ребенок просто не знаком с каким-либо чтением, кроме выразительного.
Поэтому на всем протяжении учебного года, начиная со второй четверти, должны одновременно использоваться два варианта урока: выразительного, эмоционального, художественного чтения, и быстрого – информационного чтения. Их оптимальное соотношение – один урок художественного и 4–5 уроков информационного чтения.
Эти уроки несут в себе смысл, совершенно отличный от уроков, на которых читают. Здесь выступают те, кто хотел бы сообщить окружающим нечто для них неизвестное и значимое. Это конференция, или семинар, или поэтический марафон, или клуб знатоков, или фольклорный праздник, или фестиваль анекдотов, или конкурс рассказчиков, или что-нибудь еще. На этих уроках совершенно иной мотив деятельности – проинформировать, удивить, развеселить, впечатлить, убедить своих сотоварищей.
Сообщения, делаемые детьми, могут быть самыми разными как по содержанию, так и по форме. Чтение вслух, декламирование, рассказ или доклад по конспекту, даже пение, инсценирование, пантомима. Содержание может быть связано с читаемыми книгами, изучаемой темой по математике, с ожидающимся праздником, очередным днем рождения одного из учеников, со случаем из жизни школы, с историей, географией, биологией, домашним хозяйством. Но однозначным является то, что это всегда должно быть подготовленное сообщение, интересное для других.
Содержательный аспект выступлений поддерживается на грани между освоенным и непознанным. Во-первых, ребенку дается значительный срок для подготовки своего очередного сообщения – одна, две недели. Во-вторых, актуальность информации должна быть бесспорной для всего класса. В-третьих, учитель обеспечивает своим участием в подборе материала высокий уровень содержательности.
Вначале это подготовленное заранее чтение вслух текста, не известного присутствующим, затем это декламирование стихотворения или рассказ с подглядыванием в текст, затем это рассказ или доклад с опорой на план-конспект. Постепенно часть детей начинают проявлять способность пересказывать содержание без помощи вспомогательных средств. Эта эволюция не имеет каких-либо ограничений. Продолжим совершенствование публичного выступления, поощряя творческие экспромты, отступления от текста, собственные умозаключения, появление линии собственной оценки в сообщении, иронии и т.п.
Не исключено, что часть детей и к концу четвертого года обучения будут не в состоянии делать доклад без текста перед глазами. Но ведь его можно читать монотонно, а можно – красочно, можно – не поднимая глаз, а можно – обращаясь к аудитории, делая краткие отступления, отвечая на реакцию слушателей.
На уроках художественного слова можно использовать звуковой ориентир, но уже в особом режиме, рассчитанном на развитие эмоциональной экспрессии. Это прослушивание драматических произведений в исполнении профессиональных актеров, авторских записей поэтов. Возможный вариант домашней работы по подготовке выступления – продолжение чтения, например стихотворения, после профессионального исполнителя. Запись прерывается на середине, а ученик продолжает в той же манере, подражая нюансам голоса, интонации и т.п.
Здесь очень важно не соблазниться форсировать рост «сознательности» своих питомцев. Пусть, мол, приучаются работать с периодикой, в библиотеке. Очень жесткая установка – только добровольный и только индивидуальный переход на более высокий уровень автономности.
На одном уроке будут выступающие – просто читающие с листа, пересказывающие содержание с зачитыванием отдельных мест, пересказывающие по плану, дающие собственную интерпретацию материала и выражающие оценочные суждения. А также работающие с текстом, найденным с родителями или самостоятельно, или даже подготовившие тематический реферат по многим источникам. Каждый на своем уровне, и каждый на пределе своих возможностей.
Более того, содержание сообщения должно соответствовать индивидуальному стилю каждого ребенка. А сколько здесь возможностей для развития и коррекции статуса, имиджа ребенка в группе!
Оптимальным будет ориентироваться на пятнадцать выступлений на одном уроке по две минуты каждое. Выход за пределы отведенного времени не должен допускаться. Необходимость вместить максимум содержания, экспрессии, убедительности в две минуты будет воспитывать ценнейшее качество – внимательность к собственному слову. Вы можете распространить подобное правило и на другие уроки, предполагающие обмен мнениями. (Здесь снова очень полезны песочные часы.) Когда ребенок не укладывается в заданный интервал, учитель сам быстро и доброжелательно досказывает материал и завершает выступление. Уступки лишь замедлят формирование динамичного и лаконичного стиля выступлений, который станет бесценным достоинством в старших классах.
Ведь задача в том, чтобы создать привычку быть бережным к слову, не произносить лишние слова. Важно создать внутренний заслон пустословию. Это вообще особая линия развития – увеличение веса слова, его значимости, информативности, экспрессии, убедительности.

Андрей РУСАКОВ



Рейтинг@Mail.ru