Урок из лабиринта
И снова о мастерской свободного письма
Известный писатель-философ Хорхе Луис
Борхес не вписан в обязательную школьную
программу по литературе. Впрочем, сейчас все же
понятие об обязательности не столь
твердокаменное, как было раньше. Иногда хочется
предложить ребятам что-то неожиданное, особенно
если и урок выпал неожиданный – какое-нибудь
замещение.
Так было и на этот раз. К тому же урок оказался
сдвоенный, и времени для проведения занятия с
ориентацией на некоторые принципы мастерской
письма было достаточно.
Ребята, уже обрадованные моим заявлением, что
сегодня отступим от изучаемого в данный момент
писателя и познакомимся с другим, доставали
двойные листки бумаги и записывали на них слово
лабиринт.
Далее обычная для мастерской раскачка – игра
словом. Подобрали слова-ассоциации, разделили
само слово «лабиринт» на три части (произвольно,
не обязательно по слогам), подобрали
ассоциативные ряды к каждой части. Разделившись
на группы, прочитали друг другу то, что
получилось, и дополнили свои записи
понравившимися чужими ассоциациями.
Затем надо было подчеркнуть чем-то особенно
зацепившее слово и вынести его в заголовок
микротекста. Написали. Прочитали в группе, а
самый интересный текст группа читала вслух всему
классу.
Получилось пять совсем различных историй. В
одной фигурировали герои известного мифа –
Минотавр и Тезей. У кого-то получилось
рассуждение о логике, являющейся основой любого
дела и помогающей найти выход из самых
запутанных ситуаций. А вот воспоминания о
детской игре-лабиринте с шариком внутри. И
миниатюра под названием “Поиск”, в которой шла
речь о выходе из лабиринта, о разгадке жизненных
загадок и поиске своего места в жизни.
Что же, каждый пошел своим путем, и самое
замечательное в методике мастерской – любой
путь правильный, все они возможны.
На следующем этапе работы мы уже привлекаем
литературу. Я читаю рассказ Борхеса “Сад
ветвящихся дорожек”. Кстати, имя автора остается
загадкой, я даже заранее предупреждаю, что, если
кто-то поймет, с каким писателем мы сегодня имеем
дело, пусть хранит тайну или в крайнем случае
сообщит ее только мне.
Рассказ сам по себе занимателен. Он сочетает
элементы детектива, фантастики, содержит
философские рассуждения. Перед тем как начать
чтение, предлагаю задание: те слова,
словосочетания, отдельные образы, которые
покажутся подходящими к нашей теме “Лабиринт”,
надо записать.
В рассказе “Сад ветвящихся дорожек” говорится о
странном романе, написанном китайским
литератором – предком одного из героев рассказа.
Загадка романа в том, что он напоминает лабиринт,
но идущий по нему герой не делает своего
единственного выбора на каждом перекрестке
сюжета, а продолжает идти по всем направлениям
сразу. Варианты пути (жизни, судьбы) множатся,
причудливо переплетаются, пересекаясь с
вариантами судеб других героев... Нет прошлого,
нет будущего – время относительно...
После этого, когда я предложила выбрать из
выписанных слов самое важное, определяющее суть
рассказа, и создать текст с таким названием, у
многих получились размышления о времени, о
вариативности жизни. Вот несколько примеров.
Время
Наверное, наше будущее непредсказуемо. Оно имеет
бесконечное множество вариантов, то есть ветвей
во времени. Но зависит все от того, какое решение
мы принимаем в настоящем...
Жизнь
Некоторые пытаются глядеть на нее трезво, другие
закрывают глаза, пугаясь смотреть ей в лицо. Она
хрупкая и в то же время сильная. Она сильнее нас,
сильнее любого. Только тот может стать ее
сильнее, кто одинок, кто не такой, как все, тот, кто
может жить только для себя. Но такой человек и
самому себе не нужен.
Река времени
Эта река течет на нас и после нас замерзает. По
реке мы идем против течения. Нет, скорее всего мы
плывем по течению. Так хочется думать, ведь тогда
можно повернуть и вспять. Мы плывем по разным
течениям одной реки, но штурвал в наших руках, и
каждое мгновение мы делаем выбор.
Ветвящиеся дорожки
Мы шли по аллеям Павловска, переходили через
мостики, поднимались по лестницам в никуда. Мы
шли и молчали, потому что все уже было сказано, и
не единожды. Мы никого не ждали, мы ни на что не
надеялись, мы не искали выхода из лабиринта. Мы
запутались? Мы заблудились? Но нам было хорошо
блуждать там вдвоем, держась за руки, и мы оба это
знали.
Прочитав несколько текстов для всех (по выбору
группы), идем дальше.
Следующая часть работы – снова чтение вслух.
Предлагаю еще один рассказ автора, имя которого
пока никем не отгадано. На этот раз задание
обещаю дать после прочтения, лишь советую быть
внимательными. Читаю “Дом Астериона”, но не до
конца. Три последние фразы, которые раскроют
загадку рассказа и завершат сюжет, ребята должны
придумать и дописать сами.
Задание вызывает легкий шок, но потом все
погружаются в творчество. Написать три
предложения – задача нехитрая, но написать их
так, чтобы они соответствовали мысли Борхеса, –
иное дело.
Меня удивило, что никто так и не догадался, что
рассказ – вариант сюжета о Тезее и Минотавре,
только рассказанный от лица Минотавра. А ведь в
начале урока имена героев мифа прозвучали! Зато
основную идею, что освободителем героя окажется
смерть, почувствовали многие. Другие решили
оставить Астериона-Минотавра в его вечном плену
и вечном ожидании. Эта “ветвящаяся дорожка” не
вывела человекобыка навстречу Тезею. Что ж, в
логике сегодняшнего урока, в логике Борхеса
могло оказаться и так...
Интерес к имени автора нарастает. Я рассказываю
(очень скупо) несколько фактов его биографии.
Открываю на доске две-три цитаты... Материал
выслушан с большим вниманием, но тайна остается
тайной. Тогда я сдаюсь. Предлагаю еще одно
произведение нашего автора, предупредив, что в
тексте прозвучит его имя. Это миниатюра “Делия
Елена Сан Марко”. Читаю, подчеркивая
зачаровывающую ритмическую организацию текста...
Наконец, имя писателя “поймано” и записано на
доске.
А мы приступаем к последней части нашей работы.
Прошу ребят написать на листочках их собственные
имена и фамилии, а рядом добавить: “и Хорхе Луис
Борхес”. Дальше можно писать все что угодно на
эту тему, условно названную “Я и Борхес”.
Отзывы самые разные. “Мне не понравился Борхес.
Надоели философские рассуждения о времени. Мне
интереснее додумываться до многих мыслей самому,
а не читать их, ведь в этом и состоит развитие
свободной личности”.
Было и такое рассуждение: “Многое ли я понял – не
знаю. Многое ли осознал? Наверное. Но сколько бы я
ни вникал в смысл и суть, всегда параллельно
придет другая трактовка, опровергающая старую.
Все это напоминает круги мысли над бесконечной
спиралью понимания. Что я почерпнул? Скорее я не
взял знание, но взял вопросы и какие-то
логические ходы, над которыми буду думать тогда,
когда станет грустно и одиноко”.
Или такое, очень осторожное: “Не знаю, что
написать. Многое не поняла. После нескольких
произведений Борхеса стало очень тяжело, тяжело
оттого, что задумываешься о жизни и понимаешь,
что не все вечно. Но, несмотря на это, жизнь
прекрасна и надо гнать от себя тоскливые мысли,
думать о светлом, мечтать и любить, блуждая
ощупью в ее лабиринте”.
И наконец, восторженно-лирическое: “Странное
впечатление – тихо, словно в августе ночью,
огромное и необъятное звездное небо... Так и
здесь: глубокая философия, проблемы времени и
вечности – вот что действительно загадочно,
поразительно и серьезно у этого
писателя-философа и в самой жизни”.
В самом конце, уже подведя итоги мастерской,
попросила ребят высказать свое мнение о такой
форме работы на уроке. И тоже мнения разделились,
но в основном понравилось. Привлекает игровое
начало и возможность свободно поразмышлять без
строгих обозначений темы, многим пришелся по
душе философский аспект с налетом фантастики. А
кто-то высказал очень важную идею и даже
использовал для этого слова самого Борхеса:
“Всем людям должны быть по силам все мысли”.
Что же, мне оставалось только порадоваться, что
эффект мастерской письма сработал и на этот раз.
Мария АМФИЛОХИЕВА
|