Острые вопросы старались обходить
А каждое выступление начиналось с
комплиментов...
На прошедшем расширенном заседании
коллегии министерства обсуждались итоги работы
системы образования в 2000 году и основные
направления деятельности в 2001 году.
Мероприятие, заведомо обреченное на
официоз, парадность и формальность, на этот раз
по скуке побило все рекорды.
Череда выступлений-монологов, никак не связанных
между собой, была исчерпана уже к середине дня.
Обсуждение, которое планировали провести до 17.00,
было завершено на пять часов раньше по просьбе
самих участников. Вице-премьер российского
правительства Валентина Матвиенко, в первые часы
заседания освещавшая загадочной улыбкой
президиум, так и не выступила. Мнения глав
администраций тоже не прозвучали.
Почему же представители законодательной и
исполнительной власти РФ, руководители органов
управления образованием регионов, ректоры вузов,
директора школ, ученые проявили такое
равнодушие? А ведь, по собственному признанию
многих из них, вопросов накопилось больше, чем
когда бы то ни было. В их числе комплекс
мероприятий по модернизации образования,
программа информатизации сельских школ, долги по
зарплате учителям и за коммунальные услуги,
здоровье детей и профилактика социально опасных
явлений: наркомании, подростковой и молодежной
преступности, беспризорности и сиротства...
Да, эти горячие темы были подняты и в докладе
министра образования Владимира Филиппова, и в
выступлениях других ораторов. Но, к сожалению,
глубокий анализ проблем часто уступал место
поверхностному обзору всего понемногу, поиск
конструктивных решений – констатации фактов, а
порой и просто стремлению подретушировать
реальную ситуацию, обойти стороной самые трудные
места. Как в старые добрые времена, каждое
выступление начиналось с комплиментов в адрес
Министерства образования и правительства.
Однако за всем этим внешним лоском невозможно
было скрыть отсутствие взаимопонимания между
организаторами и исполнителями масштабных
проектов, растерянность перед проблемами
“переходного периода”, растущими как снежный
ком. Министерство образования зачастую давит на
регионы, игнорируя их интересы, потребности,
местные особенности, в результате чего они
попадают в состояние “жуткого цейтнота, который
уже принимает катастрофические размеры”. Это
слова из тревожного и, пожалуй, самого
откровенного выступления Галины Черновой,
министра образования Республики Чувашии –
региона, который одним из первых заявил о своем
желании участвовать в эксперименте по введению
единого государственного экзамена (ЕГЭ). По ее
словам, в рядах учителей нагнетается паника по
причине затянувшейся неопределенности: пока не
подведены итоги конкурса
контрольно-измерительных материалов
(экзаменационных заданий), никто толком не знает,
к чему готовить детей, на какой уровень сложности
ориентироваться. Со своей стороны Министерство
образования не проводит разъяснительной работы
с вузами, отчего складывается впечатление, что в
эксперименте заинтересованы только школы.
Председатель Совета директоров средних
специальных учебных заведений (ССУЗов) Виктор
Демин разделяет обеспокоенность своих коллег о
том, что в нынешнем году организаторами не
предусмотрено участие в эксперименте техникумов
и колледжей, а их сегодня насчитывается около 2700
по всей стране. Свыше 10 процентов выпускников 9
классов, 22 процента выпускников – 11-х продолжают
образование в учебных заведениях этого уровня, и
год от года их число возрастает.
По-прежнему болезненной и острой остается
проблема финансирования. Да, расходы
федерального бюджета на нужды образования в
нынешнем году в целом должны составить 48,8 млрд
рублей, что в полтора раза больше, чем в 2000 году, и
в 3,5 раза выше аналогичных показателей 1998 года.
Но по свидетельству председателя Комитета
Госдумы по образованию и науке Ивана Мельникова,
поправки, внесенные правительством в бюджет
нынешнего года в связи с выплатой внешнего долга,
могут привести к тому, что образование лишится 1,8
млрд рублей, наука – 500 млн рублей. Прибавим к
этому примерно 200 млн рублей, запланированных на
инвестиционные программы (строительство новых
объектов, федеральные дотации на учительскую
зарплату в регионах и другие важнейшие цели).
Достаточно отметить, что ввод в эксплуатацию
новых учебно-лабораторных площадей для вузов,
подведомственных Министерству образования, с 1992
по 2000 год сократился в 2,6 раза, ПТУ – в 14 раз,
общежитий – в 5,2 раза!
В глубоком упадке не только строительство, но и
ремонт учебных заведений системы Министерства
образования, при том, что половина зданий имеет
срок эксплуатации более 50 лет. Системы отопления,
горячего и холодного водоснабжения находятся в
предаварийном состоянии, поскольку срок их
службы давно уже вышел. Более 60% кровель,
венчающих храмы науки, требуют срочной замены.
По свидетельству министра образования Владимира
Филиппова, муниципалитеты не справляются с
полноценным финансированием школ, детских садов
и других учебных заведений, находящихся в их
ведении. В половине территорий дотации из
вышестоящих бюджетов на нужды школы составляют
от 50 до 90%. Поэтому в текущем году соучредителями
школы станут органы исполнительной власти
регионального уровня, чтобы разделить
ответственность за содержание материальной базы
и финансирование школ.
В половине территорий главы администраций нашли
возможность установить местные надбавки к
зарплате учителей и другие формы материального
поощрения. В других, напротив, копятся долги,
общая сумма которых сегодня достигла примерно 1
млрд рублей. На 27 февраля запланированы акции
протеста работников образования.
И, наконец, кроме организационных и финансовых,
образование испытывает огромные кадровые
проблемы, которые, по признанию специалистов,
являются миной замедленного действия,
подложенной в основание реформ.
Каждый десятый учитель – пенсионер, каждый пятый
не имеет высшего образования, каждый четвертый –
обладатель низких квалификационных разрядов.
Еще острее кадровая проблема стоит в техникумах
и ПТУ. Назревает катастрофа в сельских школах,
где из-за мизерных зарплат и отсутствия жилья нет
притока молодых педагогов. И это особенно
тревожно сегодня, когда правительством
поставлена задача информатизации сельских школ,
и только в нынешнем году в 76 регионах должны
повысить свою квалификацию 38990 учителей сельских
школ.
Удастся ли нам в ближайшее время, следуя
пушкинскому завету, “и в просвещении встать с
веком наравне”, или узел существующих проблем
затянется еще туже? Вопрос остается открытым, но
сегодня ясно одно: эффект осуществления разумных
идей невозможен без продуманных и взвешенных
решений, без опоры на инициативу самих педагогов.
Между тем министерство упорно продолжает
настаивать на административно-командной
политике по отношению к существующей сети ФЭП,
отрицая их достижения. “Сетью ФЭП должен
руководить совет во главе с президентом РАО и
министром образования, – уже в который раз
повторяет Владимир Филиппов. – Более того,
необходимо включить в эту работу региональные
органы управления образованием, чтобы повысить
ответственность за принимаемые решения”.
Педагогам и директорам школ Владимир Михайлович,
как видно, не доверяет.
Недоверие в сочетании с недофинансированием и
давлением на всех “субъектов образовательного
процесса” – не лучшая атмосфера для реализации
реформ. Молчание педагогического сообщества на
прошедшей коллегии наводит на тревожные
размышления.
Оьга ДАШКОВСКАЯ
|