Педагогическая целесообразность
Вот главный критерий реформирования
школы, особенно когда речь идет о сельском
образовании
Наши читатели могли заметить, что
«Первое сентября» старается взвешенно подходить
к оценкам разворачивающихся в образовании
реформ. Мы видим, что впервые в средоточии
государственной политики заявлен целый ряд
реальных, а не надуманных проблем школы.
Но при этом методы решения этих проблем скорее
настораживают, нежели внушают оптимизм. В них
прослеживается нежелание думать о том, что для
каждой серьезной проблемы школы нужно искать
много путей и вариантов решений. А пока
торжествует стремление разрубить каждый клубок
проблем одним простым способом. Единый норматив.
Единый стандарт (куда ж без него!). Единое решение
для сельского образования. Единственный метод
модернизации – компьютеры. Единая четырехлетняя
начальная школа то ли с шести, то ли с шести с
половиной лет, не обремененная ни детским садом,
ни здравоохранительными предрассудками. Реформы
называют либеральными, но никакого подхода,
кроме тотального, никаких методов, кроме
уравнительно-распределительных, в них, похоже, не
предполагается.
Но мы склонны думать, что в этом отражаются не
дурные намерения тех или иных лиц, а определенная
реальность: правительство обратило внимание на
школу в тот момент, когда в образовании
наметились тенденции отката, накопилась
усталость от педагогических поисков в условиях
хронического безденежья, поневоле растет
упование на централизованную поддержку
государства.
Тем не менее существенным сдвигом можно считать
саму заявленную готовность правительства
предпринять ряд решительных шагов в образовании.
Даже если эти шаги претендуют лишь на то, чтобы
хоть в какой-то степени изменить невыносимое
материальное положение учителей, нужно
стараться отнестись к предлагаемым мерам со всей
возможной уважительностью.
Мы остаемся сдержанными в своей критике,
поскольку понимаем, что идеальных реформ не
бывает, что они, к сожалению, редко
осуществляются наиболее компетентными людьми и
всегда оставляют желать много лучшего. Но ничего
не делать тоже нельзя.
Однако есть две сферы, в которых торопливость и
некомпетентность представляются неприемлемо
опасными.
Речь идет о так называемой реструктуризации сети
сельских школ и о продолжении теперь уже не
рекламируемых, но по-прежнему массовых
региональных экспериментов с двенадцатилеткой
– точнее, экспериментов над шестилетками в
школе.
Особенно пугает то, что все это происходит, по
сути, вне публичного обсуждения.
Пока в средствах массовой информации бурно
дискутируются темы единых экзаменов и
компьютеров, в стране уже заведены механизмы
«реструктуризации» тысяч сельских школ и
продолжаются эксперименты над здоровьем сотен
тысяч детей-шестилеток.
Если бы с высоких трибун утверждали: да, мы
проанализировали данные последних десятилетий,
мы разобрались в том, как вслед за закрытием школ
исчезали деревни, и вот такие-то меры в связи с
этим предусмотрели…
Но никто никаких оригинальных решений не
предлагает. В лучшем случае заявят: «Ну вот в
Самаре же ввели автобусы – и ничего». Как-то не
считая нужным задумываться, что структура
расселения в Среднем Поволжье чуть отличается от
уральской или карельской (не говоря уже о
сибирской), и дороги немного иные, и автосервис…
Да и сам самарский успех с автобусами далеко еще
не так очевиден. Хотя и автобусы в качестве
выхода для сельского образования могут быть
где-то эффективны – но не как единственный
вариант решений, а как один из ста, и явно не
основной.
Показательно, что аргументы, которыми
обосновываются разные части реформы, выглядят
взаимоисключающими.
Главный аргумент, которым чиновники в приватных
разговорах оправдывали необходимость
превращения шестилеток в первоклассников,
звучал довольно просто: детей стало меньше,
учителя начальных классов остаются без работы, а
столь массовые увольнения недопустимы. (Хотя
почему-то не обсуждается самый очевидный выход:
уменьшение нормы наполняемости классов.)
Но если управленцы так озабочены сохранением
числа начальных классов за счет детских садов, то
как у них получается публично с той же
горячностью обосновывать необходимость
массового сокращения сельских учителей (в первую
очередь, естественно, начального звена)?
И если нет денег на сохранение сети сельских школ
(да и на уменьшение нормы наполняемости классов),
то откуда они взялись на компьютеры?
Аргументируют и тем, что тот же Всемирный банк
готов выделять кредиты именно на подобные
проекты «реструктуризации», а значит, дело это
прогрессивное.
Увы, скорее наоборот.
Но отсталым странам международные финансовые
организации рекомендуют те варианты, которые
исходят не из педагогической, а из экономической
целесообразности.
В большинстве же самих европейских стран (да и в
той же Америке) полным ходом идет как раз процесс
разукрупнения сельских школ – там давно поняли
значимость того, чтобы школа была как можно ближе
к ребенку, к семье.
Но в условиях России даже экономическая
целесообразность подобных реформ отсутствует.
(Если только разговоры об автобусах не служат
лишь прикрытием для упразднения всякого
обучения детей. На самом деле так во многих
местах уже и происходит.)
Если же говорить о реальном, а не мифическом
рациональном расходовании средств в сельском
образовании (о некоторых из них читайте в
сегодняшнем номере), то существует целый ряд иных
возможных решений.
Мы надеемся, что этот материал прочтут и те, от
кого зависит государственная политика в
отношении сельской школы. Что он послужит для них
лишним поводом приостановить заведенные
механизмы разрушения сельского образования и
откроет возможность предварительного широкого
обсуждения темы.
А за два-три года, возможно, вместо
комично-позорной единственности «автобусного
выхода» мог бы быть собран, обкатан, внимательно
осмыслен (с точки зрения пригодности для разных
ситуаций) набор из сотни-другой моделей
экономических решений для сельской школы.
Мы постараемся сделать разговор об этом
постоянным в нашей газете.
Андрей РУСАКОВ
|