Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Светлана ПОПОВА

Вере в себя невозможно научить.

Ее можно только передать

Так считают в школе, где ситуацию успеха умеют создать не только для детей, но и для учителей и завучей

Мне всегда странно было слышать от родителей фразу: «А мой в обычной школе учится, во дворе». Практика работы в газете для учителей еще не показала пока мне ни одной обычной школы. Каждая была чем-то замечательна!
В средней общеобразовательной школе № 7 города Екатеринбурга есть школьное экспериментально-конструкторское бюро, производство, школьный банк и школьный магазин. Но сначала о самой школе…

Когда Александр Банников четыре года назад пришел сюда директорствовать, было принято создавать элитарные образовательные учреждения, но Банников решительно развеял эти поветрия в прах.
«Если Петя живет в соседнем доме и окна смотрят на нашу школу, Петя все равно придет сюда», – считает Александр Григорьевич.
Тем более что школа № 7 находится в рабочем районе: кондитерская фабрика за заборчиком, рынок.
С учетом местных особенностей и была выбрана директором адаптивная модель развития школы. Работу школьного коллектива выстраивали по методике психолога доктора Дойча: «Каждый сам несет свой чемодан и создает ситуацию успеха». Директор создает ситуацию успеха для завучей, те – для учителей, учителя – для воспитанников.
В конфликтах между учеником и учителем, считает директор, нужно вставать на сторону ученика: «Мне скоро 50 лет, но я стараюсь всегда ставить себя на место ребенка: как бы ты поступил, Саша Банников, ученик 7 класса? Трудным ребятам случалось видеть пьянство родителей, беспросвет дома. Куда ж еще и педагогическое насилие!»

“Грабли воздушные регулируемые”

Кому пришла в голову идея создания конструкторского бюро, сейчас уже никто не помнит. Может быть Александру Григорьевичу, а может, нынешнему руководителю бюро учителю первой категории Вадиму Архангельскому, а может, кому-то из ребят.
Школьное экспериментальное конструкторское бюро имеет такую структуру. Финансово-экономический отдел: школьный банк, группа планирования, коммерческая служба, снабжение, сбыт, школьный магазин; экспериментальное производство. Экспериментальное конструирование: наглядные пособия, приборы, игры, игрушки, садовый инвентарь, инструменты. Разработка новых технологий для школьного производства. Редакция газеты ШЭКБ. Есть и исполнительный директор по экономике и финансам, и главный конструктор, и исполнительный директор по производству. Руководит бюро учитель первой категории Вадим Архангельский.
В работе ШЭКБ и выпуске продукции принимает участие вся школа. Даже младшие классы участвуют – клеят упаковку для изделий, шьют салфетки для кабинета технического труда.
Взяла в руки список изделий, что по невысоким ценам предлагает ШЭКБ садоводам: грабли, тяпки, совки, вилы, пропольники. Все это в различных вариантах. Некие «грабли воздушные регулируемые». И для домашних мастеров совсем уж мистические воротки для метчиков, плашкодержатели, набор натфилей, наковальня, шлицовка, съемник...
Каждая вещь и каждое приспособление были придуманы учениками, сконструированы и произведены в школе. В порядке вещей, к примеру, служебное письмо от генерального директора ШЭКБ Алексея Дедкова к менеджеру 8 «В» класса Алексею Сидорову: “Прошу изготовить на уроке технологии следующие детали и работы…” Заработанные средства перечисляются в школьный банк на расчетный счет класса.
Все, что производит ШЭКБ, пользуется в городе большим спросом. Могу сказать, что в Москве садоводы и огородники тоже пришли в восторг, увидев непонятные автору статьи бороздовики и пропольщики.
“Все изделия выпускаем небольшими партиями. Работы не повторяются, потому что идей у нас много”, – говорит Сергей Жуков, исполнительный директор ШЭКБ.

Кому принадлежит собственность в Простоквашине?

А вот какие учебные пособия разрабатывает творческий коллектив ШЭКБ. Рабочая тетрадь по технологии с иллюстрациями, заданиями, технологическими картами, справочными таблицами. И для учеников седьмой школы нет в том никакой премудрости. Есть также рабочая тетрадь по технологии с разделами «Основы предпринимательства» и «Домашняя экономика». Вот вы, например, сможете ответить, кем является Дядя Федор в деятельности Кота Матроскина? А кому принадлежит собственность в Простоквашине?
На заработанные деньги ШЭКБ купили компьютер, принтер, видеомагнитофон, ксерокс. Мини-типография выпускает газету тиражом 400 экземпляров.
В школе есть свой банк и даже свои банкноты, металлические деньги, чековые книжки. Ученик заработанные в ШЭКБ средства может поместить в банк под проценты. Так и накапливают на покупку велосипеда, к примеру! Вкладчиками могут быть и учителя, и родители.
В районе школы № 7 нет магазина «Школьник». Зато в школе такой магазин есть. Он продает тетради, блокноты, изготовленные ШЭКБ, и товары других производителей. Каждую четверть бригада из четырех учеников работает в магазине. Здесь все тоже по-серьезному: директор, товаровед, продавцы, бюджетный план, отчет. Естественно, есть и ревизоры. Нерадивого работника директор магазина может уволить с работы. Но пока такого не было.

Бизнес-план по выращиванию картошки

Рассказывает руководитель ШЭКБ Вадим Архангельский, учитель технологии, главный вдохновитель и идеолог ШЭКБ: «Я считаю, что обучение должно быть не только теоретическим, но и обязательно прикладным. И интересным! Взрослые тоже любят играть. Но все наши игры вполне серьезны. Школа просто обязана защитить и прикрыть где только можно своих учеников. Она учит зарабатывать деньги головой, руками. Наши выпускники знают, как зарегистрировать фирму, составить бюджетный план предприятия, бизнес-план, провести маркетинговые исследования, прогнозировать доходы, расходы, прибыль. Каждый девятиклассник составляет свой проект, потом происходит его защита.
Школьники умеют составить план семейного бюджета на месяц, учитывать дополнительные ресурсы семьи – приусадебный участок, например. Сколько картошки надо посадить в следующем году, чтоб покрыть дефицит бюджета. Нам важен уход от традиций, изучение новых технологий. И самое главное – творческое развитие личности!»

Так и держится огромная школа № 7 на сложных и стройных системах, продуманных до мелочей, развивающихся постоянно, созданных с любовью к детям. На административной системе директора Александра Банникова и экспериментальном конструкторском бюро учителя Вадима Архангельского.
А в школьных коридорах, как и положено, ребятишки не задумываются о титанических усилиях руководителей. Шумят, носятся, творят, учатся. И, играя, находят себе будущую специальность. Играя, становятся взрослыми. Играя, строят в пределах школы свой мир, чтоб выйти в большой мир умелыми и защищенными.



Рейтинг@Mail.ru