Вере в себя невозможно научить.
Ее можно только передать
Так считают в школе, где ситуацию успеха
умеют создать не только для детей, но и для
учителей и завучей
Мне всегда странно было слышать от
родителей фразу: «А мой в обычной школе учится, во
дворе». Практика работы в газете для учителей еще
не показала пока мне ни одной обычной школы.
Каждая была чем-то замечательна!
В средней общеобразовательной школе № 7 города
Екатеринбурга есть школьное
экспериментально-конструкторское бюро,
производство, школьный банк и школьный магазин.
Но сначала о самой школе…
Когда Александр Банников четыре года назад
пришел сюда директорствовать, было принято
создавать элитарные образовательные учреждения,
но Банников решительно развеял эти поветрия в
прах.
«Если Петя живет в соседнем доме и окна смотрят
на нашу школу, Петя все равно придет сюда», –
считает Александр Григорьевич.
Тем более что школа № 7 находится в рабочем
районе: кондитерская фабрика за заборчиком,
рынок.
С учетом местных особенностей и была выбрана
директором адаптивная модель развития школы.
Работу школьного коллектива выстраивали по
методике психолога доктора Дойча: «Каждый сам
несет свой чемодан и создает ситуацию успеха».
Директор создает ситуацию успеха для завучей, те
– для учителей, учителя – для воспитанников.
В конфликтах между учеником и учителем, считает
директор, нужно вставать на сторону ученика: «Мне
скоро 50 лет, но я стараюсь всегда ставить себя на
место ребенка: как бы ты поступил, Саша Банников,
ученик 7 класса? Трудным ребятам случалось видеть
пьянство родителей, беспросвет дома. Куда ж еще и
педагогическое насилие!»
“Грабли воздушные регулируемые”
Кому пришла в голову идея создания
конструкторского бюро, сейчас уже никто не
помнит. Может быть Александру Григорьевичу, а
может, нынешнему руководителю бюро учителю
первой категории Вадиму Архангельскому, а может,
кому-то из ребят.
Школьное экспериментальное конструкторское
бюро имеет такую структуру.
Финансово-экономический отдел: школьный банк,
группа планирования, коммерческая служба,
снабжение, сбыт, школьный магазин;
экспериментальное производство.
Экспериментальное конструирование: наглядные
пособия, приборы, игры, игрушки, садовый
инвентарь, инструменты. Разработка новых
технологий для школьного производства. Редакция
газеты ШЭКБ. Есть и исполнительный директор по
экономике и финансам, и главный конструктор, и
исполнительный директор по производству.
Руководит бюро учитель первой категории Вадим
Архангельский.
В работе ШЭКБ и выпуске продукции принимает
участие вся школа. Даже младшие классы участвуют
– клеят упаковку для изделий, шьют салфетки для
кабинета технического труда.
Взяла в руки список изделий, что по невысоким
ценам предлагает ШЭКБ садоводам: грабли, тяпки,
совки, вилы, пропольники. Все это в различных
вариантах. Некие «грабли воздушные
регулируемые». И для домашних мастеров совсем уж
мистические воротки для метчиков,
плашкодержатели, набор натфилей, наковальня,
шлицовка, съемник...
Каждая вещь и каждое приспособление были
придуманы учениками, сконструированы и
произведены в школе. В порядке вещей, к примеру,
служебное письмо от генерального директора ШЭКБ
Алексея Дедкова к менеджеру 8 «В» класса Алексею
Сидорову: “Прошу изготовить на уроке технологии
следующие детали и работы…” Заработанные
средства перечисляются в школьный банк на
расчетный счет класса.
Все, что производит ШЭКБ, пользуется в городе
большим спросом. Могу сказать, что в Москве
садоводы и огородники тоже пришли в восторг,
увидев непонятные автору статьи бороздовики и
пропольщики.
“Все изделия выпускаем небольшими партиями.
Работы не повторяются, потому что идей у нас
много”, – говорит Сергей Жуков, исполнительный
директор ШЭКБ.
Кому принадлежит собственность в
Простоквашине?
А вот какие учебные пособия разрабатывает
творческий коллектив ШЭКБ. Рабочая тетрадь по
технологии с иллюстрациями, заданиями,
технологическими картами, справочными
таблицами. И для учеников седьмой школы нет в том
никакой премудрости. Есть также рабочая тетрадь
по технологии с разделами «Основы
предпринимательства» и «Домашняя экономика».
Вот вы, например, сможете ответить, кем является
Дядя Федор в деятельности Кота Матроскина? А кому
принадлежит собственность в Простоквашине?
На заработанные деньги ШЭКБ купили компьютер,
принтер, видеомагнитофон, ксерокс.
Мини-типография выпускает газету тиражом 400
экземпляров.
В школе есть свой банк и даже свои банкноты,
металлические деньги, чековые книжки. Ученик
заработанные в ШЭКБ средства может поместить в
банк под проценты. Так и накапливают на покупку
велосипеда, к примеру! Вкладчиками могут быть и
учителя, и родители.
В районе школы № 7 нет магазина «Школьник». Зато в
школе такой магазин есть. Он продает тетради,
блокноты, изготовленные ШЭКБ, и товары других
производителей. Каждую четверть бригада из
четырех учеников работает в магазине. Здесь все
тоже по-серьезному: директор, товаровед,
продавцы, бюджетный план, отчет. Естественно,
есть и ревизоры. Нерадивого работника директор
магазина может уволить с работы. Но пока такого
не было.
Бизнес-план по выращиванию картошки
Рассказывает руководитель ШЭКБ Вадим
Архангельский, учитель технологии, главный
вдохновитель и идеолог ШЭКБ: «Я считаю, что
обучение должно быть не только теоретическим, но
и обязательно прикладным. И интересным! Взрослые
тоже любят играть. Но все наши игры вполне
серьезны. Школа просто обязана защитить и
прикрыть где только можно своих учеников. Она
учит зарабатывать деньги головой, руками. Наши
выпускники знают, как зарегистрировать фирму,
составить бюджетный план предприятия,
бизнес-план, провести маркетинговые
исследования, прогнозировать доходы, расходы,
прибыль. Каждый девятиклассник составляет свой
проект, потом происходит его защита.
Школьники умеют составить план семейного
бюджета на месяц, учитывать дополнительные
ресурсы семьи – приусадебный участок, например.
Сколько картошки надо посадить в следующем году,
чтоб покрыть дефицит бюджета. Нам важен уход от
традиций, изучение новых технологий. И самое
главное – творческое развитие личности!»
Так и держится огромная школа № 7 на сложных и
стройных системах, продуманных до мелочей,
развивающихся постоянно, созданных с любовью к
детям. На административной системе директора
Александра Банникова и экспериментальном
конструкторском бюро учителя Вадима
Архангельского.
А в школьных коридорах, как и положено, ребятишки
не задумываются о титанических усилиях
руководителей. Шумят, носятся, творят, учатся. И,
играя, находят себе будущую специальность. Играя,
становятся взрослыми. Играя, строят в пределах
школы свой мир, чтоб выйти в большой мир умелыми и
защищенными.
|