Хорошо – это когда не хочется,
чтобы было лучше
Жерар Депардье считает,
что мы живем в мире прохладных чувств
Звезда
французского кинематографа не любит трепаться в
интервью без всякого серьезного повода. Вообще
трепаться – пожалуйста, а что-то там
прогнозировать, делиться выводами и мыслями про
жизнь – это он отдает на откуп коллегам. Однако
корреспонденту «Эвенман дю жюр» Эжену Перье
повезло: Депардье снизошел до рассуждений на
тему о профессии.
– Я думаю, нет смысла начинать
разговор с перечня ваших заслуг, они совершенно
очевидны. Скажу только в надежде на то, что у меня
не дурной глаз: вас постигла участь артиста,
которому, если можно так выразиться, море по
колено.
– Обычно так говорят про алкоголиков!
– Или про везучих. Вас не трогает кризис
кино?..
– А в кино кризис?
– Честно говоря, мне хочется оставить этот
вопрос без ответа, поскольку никто толком не
знает. Так принято считать: в кино наступил
кризис.
– Ну да! Просто конец тысячелетия и этого... как
его... которого все боятся... високосного года. Он
как-то не очень, судя по всему, радовал. Поэтому
нужна была могучая причина для всех несчастий.
Одни говорили в связи с этим: вот вышел
энергетический ресурс. Другие: наступил кризис
кино.
– Вы опровергаете этот последний факт?
– Не знаю. Я про кризис в кино толком ничего не
понимаю. Кризис – это переизбыток. Чего
конкретно? Мозгов, чувств, таланта? Кризис в кино
– это переизбыток мозгов, что ли?
– Честно говоря, зря я начал эту тему. Просто
ощущение, что перевелось хорошее кино. Его все
меньше и меньше. Вот сидишь в зале, смотришь
премьеру и весь сеанс размышляешь: хорошее это
кино или нет? И так до самого конца. В результате
выходишь из зала с ощущением того, что все-таки
хорошее. А потом случайно где-то краем глаза,
урывками видишь фрагмент «Гнезда кукушки» и
понимаешь...
– Да, вот оно, гениальное детище Формана. Я
понимаю, про что вы. Гениальное – оно и есть
гениальное. Никому не приходит в голову, вместо
того чтобы тащиться от Николсона, с тоской
думать: здорово Форман в этом месте придумал или
можно было в принципе получше сделать? Искусство
– штука непреложная. Жесткая и беспрецедентная.
Либо это искусство, либо что-то уже так себе.
Может, и милая безделица, но не искусство. Я в
живописи мало понимаю, но однажды года два-три
назад увидел в Лувре «Джоконду».
– Года два назад?
– Так вышло. И я прилип к стене. Рядом толпились
японцы с фотоаппаратами, а я потерял дар речи. Что
вы думаете: пришла мне в голову мысль, не надо ли
было Леонардо сзади фончик чуть высветлить? Или
сделать у этой барышни рот поменьше? Ведь если
разобраться, он гигантский.
– И все-таки кризис в кино – он есть или нет?
– Вот, может быть, с добрыми чувствами стало
прохладно. Но этот переходный период
продолжается из века в век. Начало нового века. Я
думаю, все образуется. Пока чувств нет, ничего
нет. Мир занимается другим. Знаете, у кого-то из
вагантов была песенка: пока идет война, нет мира.
Перевела с французского
Натэла МЕСХИ
|