Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДИАЛОГ ПО-ФРАНЦУЗСКИ

Хорошо – это когда не хочется, чтобы было лучше

Жерар Депардье считает,
что мы живем в мире прохладных чувств

Звезда французского кинематографа не любит трепаться в интервью без всякого серьезного повода. Вообще трепаться – пожалуйста, а что-то там прогнозировать, делиться выводами и мыслями про жизнь – это он отдает на откуп коллегам. Однако корреспонденту «Эвенман дю жюр» Эжену Перье повезло: Депардье снизошел до рассуждений на тему о профессии.

 

 

– Я думаю, нет смысла начинать разговор с перечня ваших заслуг, они совершенно очевидны. Скажу только в надежде на то, что у меня не дурной глаз: вас постигла участь артиста, которому, если можно так выразиться, море по колено.
– Обычно так говорят про алкоголиков!
– Или про везучих. Вас не трогает кризис кино?..
– А в кино кризис?
– Честно говоря, мне хочется оставить этот вопрос без ответа, поскольку никто толком не знает. Так принято считать: в кино наступил кризис.
– Ну да! Просто конец тысячелетия и этого... как его... которого все боятся... високосного года. Он как-то не очень, судя по всему, радовал. Поэтому нужна была могучая причина для всех несчастий. Одни говорили в связи с этим: вот вышел энергетический ресурс. Другие: наступил кризис кино.
– Вы опровергаете этот последний факт?
– Не знаю. Я про кризис в кино толком ничего не понимаю. Кризис – это переизбыток. Чего конкретно? Мозгов, чувств, таланта? Кризис в кино – это переизбыток мозгов, что ли?
– Честно говоря, зря я начал эту тему. Просто ощущение, что перевелось хорошее кино. Его все меньше и меньше. Вот сидишь в зале, смотришь премьеру и весь сеанс размышляешь: хорошее это кино или нет? И так до самого конца. В результате выходишь из зала с ощущением того, что все-таки хорошее. А потом случайно где-то краем глаза, урывками видишь фрагмент «Гнезда кукушки» и понимаешь...
– Да, вот оно, гениальное детище Формана. Я понимаю, про что вы. Гениальное – оно и есть гениальное. Никому не приходит в голову, вместо того чтобы тащиться от Николсона, с тоской думать: здорово Форман в этом месте придумал или можно было в принципе получше сделать? Искусство – штука непреложная. Жесткая и беспрецедентная. Либо это искусство, либо что-то уже так себе. Может, и милая безделица, но не искусство. Я в живописи мало понимаю, но однажды года два-три назад увидел в Лувре «Джоконду».
– Года два назад?
– Так вышло. И я прилип к стене. Рядом толпились японцы с фотоаппаратами, а я потерял дар речи. Что вы думаете: пришла мне в голову мысль, не надо ли было Леонардо сзади фончик чуть высветлить? Или сделать у этой барышни рот поменьше? Ведь если разобраться, он гигантский.
– И все-таки кризис в кино – он есть или нет?
– Вот, может быть, с добрыми чувствами стало прохладно. Но этот переходный период продолжается из века в век. Начало нового века. Я думаю, все образуется. Пока чувств нет, ничего нет. Мир занимается другим. Знаете, у кого-то из вагантов была песенка: пока идет война, нет мира.

Перевела с французского
Натэла МЕСХИ



Рейтинг@Mail.ru