Вождения по мукам
Эпопея в трех мотивах – о том, как
учитель стал самым обыкновенным учеником
Наши постоянные читатели, наверное,
давно заметили: в «Режиссуре урока» мы публикуем
то, что при желании можно повторить на своем
уроке любому предметнику. Это рабочая полоса. А
вот «Я иду с урока» – полоса скорее лирическая:
ведь учитель не только педагог, он еще и человек
со своими ежедневными маленькими и большими
горестями-радостями. С кем поделиться? С мужем
(женой), другом, соседкой, коллегой? Хорошо бы...
Только вот слушать – самое сложное из всех
искусств на свете. Это открытие во второй
половине прошедшего века сделал Карл Роджерс,
реформатор психотерапии. Свою методику он так и
назвал – «Умное слушание».
Слушать, не перебивая, не задавая вопросов, не
объясняя причин, не навязывая советов,
оказывается, безумно трудно. Особенно нам,
учителям! Нас ведь, как заправских психологов,
так и подмывает поставить диагноз, разложить по
полочкам, чтобы вырулить на монументальный
вопрос: «Ну и какой же урок нужно из этого
извлечь?»
А какой урок нужно извлечь, например, нашему
сегодняшнему автору Сергею Савельеву?.. Мы
думаем, что и для него, и для нас это загадка.
Тем-то и примечателен его рассказ.
Сам Сергей пишет, что «всё не зря». А что,
собственно, всё? Да ВСЁ! Всё, что происходит с
нами. Полоса «Я иду с урока» и была задумана как
место, где можно рассказывать обо всем, что с нами
происходит, в надежде быть услышанным.
Будем же учиться «умному слушанию» – чтобы
выигрывали не только наши собеседники, не только
мы сами, но и дети, которые ежедневно приходят к
нам на урок.
Пролог. Ключ зажигания
С детства ненавижу железки. В отличие от
отца – тот все время что-то мастерил.
– Сереж, смотри, какая коробка! Давай скворечник
сделаем!
– Угу, – мычал я, с трудом отрываясь от любимого
Жюля Верна.
– Цепь у велика слетела. Давай починим!
– Ну давай….
Я сползал со скамейки и, зевая, наблюдал, как отец
расправляется с велосипедом.
После утомительного обозревания промасленных
железок и суеты вокруг них моего родителя я
наконец удалялся к своей книжке.
Обычно мальчишки разбирают свои игрушки – им
интересно, что внутри. Меня же это никогда не
интересовало.
Железки меня, правда, тоже не любят. Если
какая-нибудь техника оказывалась у меня в руках
– этого уже было достаточно, чтобы предречь ей
недолгую жизнь.
Мама мне твердила: «Сережа, читай
научно-технические журналы, помогай отцу по дому.
Мужчина должен все уметь делать». Но, похоже, и
сама не верила, что из меня выйдет толк.
Неожиданно для себя я стал школьным учителем.
Читатель, наверно, затаил дыхание: неужто
трудовиком? Слава Богу, нет. Я стал учителем
музыки...
Позапрошлое лето выдалось на редкость жаркое.
Жена и дети уехали отдыхать, а я торчал в Москве.
Мы с Сережкой (моим другом и по совместительству
директором) приводили школу в порядок и заодно
делали в моей квартире ремонт. (Скажем так: это он
делал у меня ремонт, а я путался у него под ногами
и задавал глупые вопросы.)
За время этих ремонтов нам с Сережкой много раз
до зарезу нужна была машина: то привезти
стройматериалы, то увезти тяжелую кухонную
плиту... Приходилось просить нашего приятеля
Гришу. Человек он безотказный, и мы, злодеи,
«ездили на друге» почти в прямом смысле.
Я размышлял: да-а-а, машина – это здорово… Но
мысль о том, что у меня может быть автомобиль,
отвергалась мною как совершенно абсурдная.
Первым о машине заговорил Сережка. Он решил по
дешевке купить у Гриши его старенькую «Таврию»
(поскольку тот скопил-таки на «Жигули»). Я никак
этого от Сереги не ожидал. Зачем ему хомут на шею?
Школа, где он работает, – рядом. Куда ездить? Я его
подкалывал:
– Покупай, Серег, машину, будешь на ней… на
работу добираться. Представляешь: круг почета
вокруг школы, потом вокруг дома и торжественная
парковка у подъезда. И на все 40 секунд!
Но... призадумался... Мой пожилой сосед (сердечник,
ему врачи запретили садиться за руль) давно
предлагал мне ездить на его машине с условием,
что я буду изредка возить его на дачу... В общем,
машина почти что в кармане. Может, и правда, сдать
на права? Вон ведь женщины водят машины – и
ничего. А я чем хуже? Вот только ремонт? Это для
меня полная безнадега... Да и автошкола больших
денег стоит, а у меня трое детей. Вот именно трое
– их же на природу вывозить надо...
Я терзался сомнениями.
все решил слуЧай. Неожиданно позвонил приятель
из районной телестудии (он там оператором
работает) и предложил его подменить. Денег
пообещал. Как раз столько, сколько обучение в
автошколе стоит. Тютелька в тютельку. И я решился:
все! иду учиться.
Где находится ближайшая автошкола, я знал.
Проезжая мимо на велосипеде (это мой основной вид
транспорта), я частенько наблюдал, как по
площадке, не торопясь, разъезжают машины с
надписью «Алмаз» на боку.
На следующий же день я оплатил автокурсы – пока
деньги (отпускные, которые я припас на обычно
голодный учительский август) целы. Дело сделано!
Отступать некуда.
Ситуация между тем складывалась дурацкая: у меня
машины нет, но я уже подал заявление в автошколу,
а у Сережки как раз есть машина, но в автошколу он
никак не решается поступить. Денег нет – жена
затеяла якобы небольшой ремонтик... И как у
Сережки сил хватало на три ремонта одновременно:
в школе, у себя дома и у меня? Холерик, одним
словом...
У меня была заначка в 100 долларов (год копил) на
покупку смычка для дочкиной скрипки. Я и
предложил Сережке взять из них половину.
– С первой получки начнешь отдавать.
Он обрадовался – уже в сентябре он сможет водить
свой собственный автомобиль!
Разумеется, Сережка записался в мою группу.
Мотив первый. Педаль сцепления
Учеба началась с теоретических занятий.
Я был уверен, что никаких проблем с теорией у меня
не будет: неужели я, учитель, не смогу научить сам
себя? Смогу. Но вот практическое вождение… С этим
могут быть проблемы. Характер у меня
флегматичный, реакция отвратительная, внимание и
того хуже. Вижу обычно только то, что конкретно
интересует в данный момент. Если, к примеру, сосед
побреется наголо, я могу этого и не заметить.
Если, конечно, он не попросит расческу...
В комнате для теоретических занятий все было как
в обычной школе: парты, слегка поломанные стулья,
доска. Вот только вместо таблицы умножения –
схема двигателя внутреннего сгорания.
Пришли мы вовремя, но учителя еще не было.
Собралось человек тридцать взрослых дядь и теть,
жаждущих приобрести заветные знания.
И вот наконец появился наш учитель. Ему было лет
пятьдесят, худощавый, высокий, очень серьезный и
как бы чем-то недовольный. Поздоровался,
представился и сразу начал пугать: пропуск
четырех занятий без уважительной причины –
исключение из школы с потерей денег; опаздывать
нельзя; разговаривать может только он, а мы –
только если спросят; есть вопрос – тяни руку;
учиться никто никого заставлять не станет; не
выучишь – не сдашь экзамен в ГАИ... И т.д. и т.п.
Б-р-р! Давненько я такого не слышал. Повеяло той
школой – из детства.
Я даже расстроился было. Хотя, может, так и надо
нас учить? Чтобы мы не думали: я заплатил – и
будьте любезны, учите меня, как захочу.
Не понравился мне сначала наш учитель теории.
Раздувается от важности, а ударения ставит
неправильно! К месту и без места цитирует
классиков – и при этом путает и тексты, и
авторство. Поразительно, но у меня было ощущение,
что никто, кроме нас с Сережкой, этих его перлов
не замечал.
…Но по мере того как он рассказывал (байки,
случаи из личного водительского опыта), мне все
больше нравилось его слушать. А в его русском
языке мне даже стал чудиться некий теркинский
колорит.
Наконец я собрался и включился в действо урока. И
тут за какие-то десять – пятнадцать минут наш
учитель и вовсе преобразился – шутил,
рассказывал анекдоты, делился способами обороны
от гаишников, отвечал на вопросы...
Лекции Петра Андреевича оставили у меня самые
добрые воспоминания.
Через пару дней раздалсЯ звонок.
– Я ваш инструктор по вождению. Меня зовут
Алексей. Вы можете прийти завтра на площадку к
десяти часам? Удобно вам?
– Я в отпуске...
– Знаете, где площадка?
– Знаю.
– Номер машины – 323. И возьмите с собой триста
рублей.
Странно... Практические занятия?!
Можно ли приступать к практике, не освоив теории?
В занятиях музыкой – да. Если человек
талантливый, если у него есть музыкальные
способности, можно вообще самостоятельно
освоить инструмент.
Но при моих технических «талантах» – и сразу за
руль?!
Машины с номером 323 на площадке не было. Я уже
начал было беспокоиться. Но ровно в десять с
улицы въехали зеленые «Жигули» с номером 323. Из
машины никто не выходил. Я ждал. Пошел дождь.
Наконец какая-то девушка выпорхнула из машины и
побежала, помахав ручкой и на ходу раскрывая
зонт.
Я подошел.
– Здравствуйте. Вы Алексей?
Он кивнул. Маленький, худой, стрижка ежиком.
– Я Сергей Савельев. Вы мне вчера звонили.
– Садись.
Он указал мне на сиденье и закурил. Я сел, и мы
поехали. Я оторопел. Почему мы поехали? Куда? Вот
же площадка!..
Я-то предполагал, что первое время мне будут
показывать, как устроен автомобиль, объяснять,
каким рычагом что включается. Потом научат
медленно ездить по площадке. Затем уже мы с
инструктором уедем куда-нибудь в поле или на
заброшенный аэродром и будем тренировать
вождение на скорости. А уж потом, когда я буду
уверенно водить машину, выедем на улицы города...
«Куда же мы едем? – недоумевал я. – Может, на
заброшенный аэродром?»
– Куда мы едем?
– Ты что пришел в школу делать?
– Учиться.
– Вот мы и едем учиться.
Въехали в Гольяново. Где там можно учиться? Может,
там у них еще одна площадка есть?..
И тут мы остановились.
– Вылезай. Пересаживайся.
– Куда? Сюда?
Он кивнул и указал пальцем на водительское место:
– Куда же еще.
Мы поменялись местами.
– Ты когда-нибудь раньше водил машину?
– Я… садился за руль… пробовал. И даже один раз
сумел сдвинуться с места. Приятель показал. Но
это было на проселочной дороге...
– То есть ты знаешь, с чего начинать?
– Смутно.
– Ну смотри...
Мотив второй. Тормозные колодки
И тут он зевнул. Да так смачно, что мне
показалось, будто его челюсть сейчас заскрипит и
вывалится. Меня тоже сразу потянуло зевать.
Не закончив зевать, он начал говорить:
– Так. Это вот педаль сцепления. А-а-э-э-ы-о-у. Тут
тормоз.
Словосочетание «вот газ» он произнес уже вполне
членораздельно. Но на подходе к следующей фразе
приступил к новому зевку. Так, позевывая,
скороговоркой, невнятно и глядя куда-то в
сторону, он продолжал:
– Вот первая передача, вот вторая. А-э-ы-о-у. Вот
третья передача, вот четвертая. Вот, а-э-ы-о-у,
задний ход... Поехали!
Я оторопел.
– Как поехали?
– Так, поехали.
– Да я отродясь на машине не ездил.
– Заводи машину.
– Как?!
– Вот здесь ключ поверни... Да не в ту сторону!!!
– Извините, нервничаю я.
– Расслабься... Поехали давай. – И он опять
зевнул.
– Постойте. Значит, так: эту надо дернуть туда,
эту туда, педаль эту отпускать, и газ...
– Так мы с тобой тут полдня просидим.
Настроение у него было, видимо, препаршивейшее.
Да тут еще я со своей бестолковостью.
Медленно отпуская педаль сцепления, я стал
добавлять газ. Машина взревела и... заглохла.
– А ручник куда? – с негодованием возопил
Алексей.
– Можно еще раз?.. Понимаете, я думаю не столько о
том, что надо делать, сколько о том, что буду
делать потом, когда тронусь. Это же улица! Тут
полным-полно машин...
То, что делал Алексей, никак не состыковывалось с
моими представлениями о том, как надо учить
новичков. Я снова повторил все манипуляции с
педалями. Машина опять заглохла. Я попробовал еще
раз и... рванул с места. Поехали. Сразу же руки и
ноги заходили ходуном. Я покрылся испариной. Очки
стали предательски соскальзывать на кончик носа.
Упершись взглядом в асфальт и нервно виляя рулем,
я двигался вперед. Сзади машина, спереди машина.
Ой, обгоняют... Люди! Миленькие! Вы же не знаете,
что мне в голову взбредет! Вдруг я дерну руль?..
Какой ужас! Они даже не подозревают, что на дороге
потенциальный убийца!..
– Что ты плетешьсЯ! – подгонял меня Алексей. –
Разгоняйся! Поехали!
Я уперся взглядом в номер «опеля» впереди нас,
вцепился в руль, как в спасательный круг, и все
теснее жался к припаркованным на обочине
автомобилям. «Да, Савельев, думал ли ты, что
сядешь за баранку, – мелькало у меня в голове. –
Баран сел за баранку. Какой же ты тупой. А еще
учитель… Тьфу ты, пропасть, опять перекресток…»
– Не спи, переходи на следующую передачу!!!
При ходьбе мы не думаем о том, какую ногу в данный
момент поставить – правую или левую. Мы просто
идем, и все.
– А сейчас какая? – судорожно соображал я и,
вместо того чтобы смотреть на дорогу, пытался
разглядеть на ручке передач схему их
расположения.
– Отпусти руль! Что ты в него вцепился?
Расслабься! – взывал Леша.
Я расслабился – насколько может расслабиться
рабочий, привинчивающий лампочку к макушке
Останкинской телебашни.
Чем громче он кричал, тем сильнее я нервничал и
путался. Я был готов выпустить руль, закрыть лицо
руками и ехать куда глаза глядят.
– Сцепление жми! Что ты дергаешь? Не пойдет он у
тебя так. Сцепление до упора!!!
Я с перепугу полез к педали сцепления левой
рукой.
– Что ты там шаришь? За дорогой следи! Знак какой
был?
– Знак? Я забываю, где педаль тормоза, а где
сцепления, а вы говорите «знак»! Да я полчаса
назад впервые в жизни за руль сел... Я приторможу?
Не могу больше, – взмолился я.
– Надо включать поворотники, когда хочешь
остановиться! Тебе что, это не объяснили в школе?
Какое там объяснили! Вчера первое занятие было. Я
кое-как затормозил и остановился у обочины.
– Серег, – неожиданно мягко сказал Алексей, –
успокойся. Посиди.
Он закурил. Минуты три мы сидели молча. Я тоскливо
думал: «И зачем я ввязался в это дело…»
– Все. Поехали.
Поехали мы только с пятой попытки...
Когда мы приблизились к Щелковскому шоссе, я
понял: вот он, последний перекресток в моей жизни.
«Все, Савельев! Вот родился ты... Потом учился...
Стал ходить на работу... Работал, мучил детей
бемолями и диезами… И сдуру снова пошел учиться,
чтобы найти свое последнее пристанище здесь,
посреди Щелковского шоссе...»
Мотив третий. Зеркало заднего вида
«А как я сам учу детей? – думал я. – На
первом же занятии с ходу даю сложное упражнение.
Рассуждаю так: если ты по-настоящему хочешь
научиться играть на гитаре, изволь справиться...
Конечно, так быстрее, так сразу виден результат
(знаете, ведь на войне люди практически не
болеют). Но как же тогда быть с индивидуальным
подходом? Люди-то разные. Кого-то можно
попытаться нахрапом взять – совсем как Алексей
сейчас меня. А кого-то – как ни старайся, не
выйдет, только медленно, методично, шаг за шагом,
миллиметр за миллиметром. А такое нахрапистое
обучение – это же стресс для человека! Бедные мои
ученики, как же я вас мучаю. У вас, бедненьких, не
получается толком взять аккорд левой рукой, а я
уже вас гоню на правильную работу правой. Как
соображать сразу в двух направлениях?..»
У меня сложилось впечатление, что Алексей ничего
не знал об индивидуальном подходе (эта мысль у
меня возникла уже потом, когда я познакомился с
другими его учениками) и обращался со мной так,
будто я всю жизнь только и занимался тем, что
изучал автомобили. Вот бы ему сейчас дать в руки,
к примеру, баян и сказать: «Так, Леш, запоминай.
Это клавиши – до, ре, ми, фа, соль, ля, си! Запомнил?
А вот эти полоски, Леша, – это нотный стан, на нем
ноты: эта – до, над ней – ре и так далее. Усвоил? А
теперь поехали в консерваторию! У нас концерт!»
Справился бы он?..»
Мы стояли у перекрестка в пробке и ждали, пока
проедет колонна автобусов.
– Алексей, вы всех так учите? Или только меня?
Леша молчал. Казалось, он ненавидит меня за мою
непроходимую тупость.
– Мне это напоминает урок плавания, – пытался я
оправдываться, – когда не умеющего плавать
человека бросают с лодки посредине озера – авось
выплывет! А если утонет?
– Г...о не тонет, – буркнул Алексей и тут же,
спохватившись, добавил: – Я… в смысле…
поговорка такая…
Атмосферу разрядил светофор. Красный свет погас,
и мы тронулись. Странно, это у меня вдруг
получилось очень легко. Я понял только потом –
это Леша не дал мне бросить педаль,
воспользовавшись своей, инструкторской.
Инструктору в машине подвластны практически все
рычаги управления. Кроме педали газа. Но и ей
легко управлять благодаря великому, могучему и
не всегда цензурному языку. А матерился Леша –
как дышал.
Когда мы вернулись на площадку, моя рубашка была
мокрая от пота, руки дрожали, в глазах рябило.
Неожиданно Леша протянул мне руку.
– Ладно, Серег. В среду можешь прийти? В десять?
– Могу, у меня отпуск, – прохрипел я.
– Ну тогда пока!
Я вышел из машины и ватными ногами побрел в
сторону автобусной остановки. Шел и ворчал: «Тоже
мне, учитель. Других учит, а сам... Бездарность!
Гнать таких учителей». И в очередной раз
проговаривал алгоритм действий: тут нажать, это
повернуть, сюда дернуть… Теоретически все
понятно. Дома я мысленно много раз прокручивал
свои действия и удивлялся: вроде все так легко. Но
как только садился за руль – становился болван
болваном!
Леша же относился ко мне так, будто я родился
только для того, чтобы поступить в автошколу и
портить ему жизнь своей бездарной учебой.
Неужели он не понимает, что в таком деле нужна
постепенность?! И тут я снова начинал думать о
своих учениках...
– Поедем в Чикаго, – сказал мне Леша в одну из
тренировок.
– В Чикаго?!
– Увидишь. Налево давай.
В машину подсели какой-то Лешин приятель,
полноватый усатый мужик, и худая развязная
брюнетка с коричневой длинной сигареткой во рту.
Алексей был в отличном настроении. Он то и дело к
ней поворачивался и непринужденно пошлил.
– А-я-я-я-я-яй, убили негра, – напевал Леша. –
Серега, зачем негра-то убили, а?
– Какого негра?
– Песню не слышал? Ха! Во, Наташ, гляди на той
стороне. Вон негра на костылях ползет. Видать, не
добили гада. Как же так, Серега, живешь на свете и
не знаешь, что негра замочили…
– У меня нет радио. Куда дальше ехать?
– Направо давай. Наташку подбросим. Да, Наталь?
Потом Леша попытался уговорить усатого
поменяться с ним местами, чтобы подсесть к
Наташке. Но усатый отказался наотрез. Сидеть
рядом со мной в качестве инструктора ему не
хотелось. Он уже успел оценить мои способности.
Покрутившись по бульварам, мы свернули на
прилегающую к домам дорожку и высадили Наталью.
Минут через пять Леша опять попросил
остановиться. Проворчав что-то по поводу не
включенных мной поворотников, он достал из
внутреннего кармана пиджака фляжку, отхлебнул
приличный глоток, закусил «Аленкой» и
скомандовал:
– В Чикаго!
«Чикаго» – маленькая полупустынная улочка вдоль
Измайловского парка, упирающаяся прямиком в
подземный переход через Окружную дорогу. Прямо
на арке перехода красовалась большая, выведенная
подростками надпись «Chikago».
Улица очень удобная для обучения: лишь изредка на
ней появлялась какая-нибудь машина. Весь урок мы
учились делать разворот. Можно было не
нервничать. Но в машине пахло спиртным, и я
нервничал...
Параллельно с вождением шли теоретические
занятия и очень мне нравились. По-прежнему
нравился и преподаватель. Как-то раз в конце
занятия Петр Андреевич, попрощавшись, добавил
мимоходом:
– Стульчики переверните на столы, пожалуйста.
Мы с Сережкой собрали свои вещички, перевернули
стулья и собрались было уходить домой, но вдруг
заметили, что многие ушли, не перевернув стулья.
Тогда мы привычно прошлись по рядам и вернули
стулья на место. И тут натолкнулись на изумленный
взгляд преподавателя.
– Никакой патологии, Петр Андреевич. Просто мы
работаем в школе.
Эпилог. Баранка фортуны
Прошел
месяц. Сколько я за время учебы потратил нервов,
здоровья – не передать.
Началась экзаменационная пора. Внутренние
экзамены я сдал только с третьего раза. И думал,
что с экзаменами в ГАИ меня ожидает такая же
участь. Но все оказалось на удивление легко.
«Площадку» я, правда, сначала завалил, но вот езду
по городу и теорию сдал сразу на «хорошо» и
«отлично».
А еще через неделю я получил новенькие, обтянутые
целлофаном права. Зашел к соседу. Мол, так вот и
так, Иван Корнеевич, вот права. Получил!
– Молодец, Сережа! Теперь тебе нужна машина. Купи
какую-нибудь старенькую. Тренируйся!
– А как же ваша? Можно на ней? Вы же говорили…
– Говорил. Да вот жена говорит: нельзя машину
давать, новая она совсем, пусть Сережа на
какой-нибудь другой поучится, а уж когда совсем
хорошо водить будет, тогда можно и на нашей…
Вот и влип. Знаю же, что бесплатный сыр бывает
только в мышеловке. И что теперь? Машины нет.
Денег тоже нет. Ради чего столько нервов?!.
Машину я все-таки купил – такую же, как у Сережки,
подержанную «Таврию».
И снова начал учиться. Учиться слышать звук
мотора, вставлять разбитые мальчишками стекла,
монтировать колеса; учусь разговаривать с
гаишниками и не обращать внимания на наглое
поведение иномарок.
Мог ли я раньше подумать, что смогу добровольно
лежать в луже под проливным дождем, откручивая
сломанный стартер. А ведь пришлось.
Покупая новый глушитель взамен оторванного
накануне, я на какой-то миг подумал: «Ребята!
Похоже, я потихонечку начинаю любить железки!»
...Но время шло, и поломка следовала за поломкой. Я,
кажется, уже все детали успел поменять на новые.
Машина оказалась ловушкой для денег, моего
времени и мыслей. В какой-то момент я вдруг ясно
понял: я становлюсь рабом железки. Уже не я
управляю ею, а она мной. Не она для меня, а я для
нее.
Это было в субботу. А в понедельник я ее продал. За
гроши.
Постскриптум. Жалею ли я? Да нет, конечно. Мы
живем. И жизнь нас учит постоянно. В конце концов
все, и эта учеба тоже, – не зря.
Сергей САВЕЛЬЕВ, учитель музыки
Рисунки Евгении Двоскиной
Спонсор публикации статьи: интернет проект газу.ру – подбор автошколы или автоинструктора в Москве и других городах России. Посетив сайт проекта газу.ру, который располагается по адресу http://www.gazu.ru/, Вы найдете большую базу анкет частных автоинструкторов. Удобная система поиска позволит подобрать учителя по вождению на права различных категорий, по таким параметрам, как пол, марка и технические характеристики автомобиля инструктора, длительности размещения анкеты, стоимости обучения, рейтингу и месту проживания. А так же, к Вашему вниманию материалы по теме обучения вождению автомобиля, который будут полезны начинающим водителям.
|