Библиотека вместо азбуки
Дальнейшие шаги.
Последовательное движение к автономности
ребенка
Статья четвертая
Продолжение. Начало № 4, 6, 8
На втором и третьем году обучения
следует постепенно изменять стратегию диалога
взрослого и ребенка в сторону усиления
автономности учеников.
Уже в середине второго школьного года
самостоятельное чтение, не побуждаемое, но
предполагаемое учителем, становится весьма
заметным аспектом жизни ребенка. Хотя на всех
предыдущих этапах работы нужно было избегать
домашних заданий, связанных с чтением,
библиотечные формуляры должны быть предметом
пристального внимания. Именно в них отражается
движение ребенка как самодеятельного читателя. В
краткой беседе с родителями также несложно
получить нужную информацию.
Как только качество самостоятельного чтения и
восприятия информации станет свидетельствовать
о том, что ребенок способен читать, легко
опережая звуковой ориентир (темп более 140 – 160
слов/мин.), следует немедленно вывести его из
общего регламента работы.
Чтение с временным ориентиром
Рассмотрим несколько способов, как это
сделать.
Потребуется устройство контроля времени. Очень
органично в регламент работы вписываются
песочные часы. (Еще более удобным устройством для
поддержки оптимального темпа работы является
таймер, способный подавать звуковые сигналы
через равные интервалы. Таймер следует настроить
на время, необходимое для прочтения в нужном
темпе одной страницы. Изо дня в день,
ориентируясь на результаты экспресс-опросов,
интервал укорачивается, провоцируя ускорение
темпа деятельности.)
Один из способов работы – это предложить ребенку
читать тот же текст, что и все, но опережая
диктора или не обращая внимания на диктора, со
скоростью от 200 слов в минуту и более. Для этого
текст должен быть размечен цветными метками на
«дозы», которые прочитываются за один ход
песочных часов. Если при таком регламенте работы
качество восприятия информации будет оставаться
высоким, что видно из результатов контрольных
опросов, задаваемый темп увеличивается на 5 – 10
слов в минуту. Успешность ребенка оценивается по
наличию темпа роста при сохранении качества
восприятия.
Второй способ – тот же, что и первый, но с
использованием материала, связанного с тем,
который читают все. Например, биографический
роман о читаемом писателе или научно-популярные
статьи, расширяющие пределы изучаемой темы, и т.п.
Дети, получившие такое право – читать на уроке
самостоятельно, имеют не менее почетное
разрешение прочитывать дома общий материал
предстоящего урока, с использованием временного
норматива.
Оптимизация движений глаз; использование
периферического зрения
Важна также оптимизация движений глаз. В период
«ухода» ученика за пределы звукового ориентира,
при чтении от 200 до 300 слов в минуту и более,
происходят существенные изменения в траекториях
движений глаз. Вместо плавно-поступательного
движения слева направо, строка за строкой,
читатель как бы высвечивает для себя ключевые
смысловые блоки и движется крупными бросками от
одного к другому.
Способность выделять смысловые акценты, несущие
основную содержательную нагрузку в тексте,
связана с появлением своего рода
«впередсмотрения» периферическим зрением и
подсознанием.
Предыдущая работа со звуковым ориентиром по мере
автоматизации навыка следования позволила
сформировать «легкость» взгляда – вместо
сосредоточенного топтания по строке при
несовершенном чтении, как это годами происходит
на традиционных уроках. Ведь необходимость не
потерять место, звучащее с пленки, уже после
двух-трех месяцев тренинга не требует такой
концентрации взгляда на отдельном слове, как это
происходит при громком или плохом
самостоятельном чтении.
«Легкость» взгляда не является научной
категорией, но именно поисковая активность глаз,
осуществлявшаяся столь длительное время при
работе со звуковым ориентиром, обеспечивает
нормальное вместо угнетенного развитие функции
«высвечивания» смысловых акцентов.
Создан щадящий гигиенический режим для глаз. При
сниженной физиологической нагрузке значительно
возрастает интенсивность интеллектуальных и
эмоциональных процессов. Такой режим работы
раскрывает и развивает интегральные психические
процессы, например функцию видения, которая
является процессом сознания в целом.
Дальнейшая работа по совершенствованию быстрого
чтения сводится к реализации двух основных
задач. Во-первых, обеспечить непрерывное
наращивание объема интересного, захватывающего
чтения с достаточно жестким контролем роста и
качества понимания, во-вторых, формировать
направленность чтения.
Изложенная здесь логика работы при точном
следовании ей просто и естественно выведет детей
к концу третьего класса на темп 300 – 700 слов в
минуту полноценного чтения. Дальнейшее
совершенствование определит образ жизни ребенка
и будет протекать большей частью в автономном
режиме за пределами специального обучения.
А как быть с программой?
Самый простой способ – быстро выполнить
рекомендуемую программу за месяц-два и все
оставшееся время работать нормально.
Возможный путь – работать в рамках
рекомендуемой программы чтения, используя
полные тексты без сокращений, расширяя по мере
необходимости содержательный материал в
несколько раз.
В обоих случаях тематическое планирование может
быть осуществлено в традиционном виде, и такой
подход не вызовет затруднений у учителя.
Замысел, однако, заключается в другом. Начиная со
второй четверти первого класса вместо
бестелесного чтения должны появиться предметные
циклы на основе художественных текстов.
Ориентировочно это родное слово – на основе
сказок, фольклора и детской классики, это
история, география, природа, а также – мир
приключений и фантастики.
Итак, в неделю проходит до шести уроков, на
которых дети читают, включая природоведческие
уроки (если на них не идут на экскурсии), и один
урок устного слова. Они объединены в единый
тематический цикл друг с другом, а также с
уроками, на которых ребята пишут. Используя 4/5
учебного времени на чтение, а 1/5 – на оргмоменты и
контрольные процедуры, можно гарантированно
выйти на норму третьего класса по чтению уже в
первом.
Усилия по «включению» души, созданию на основе
художественного произведения жизненного
пространства личности будут неэффективны, если
неразумно обрывать на полуслове динамичное
художественное повествование. Лучше,
ориентируясь на объем конкретного исторического
романа или хроники путешествия, спланировать
предметный цикл длительностью в пять, десять –
сколько надо – уроков. При этом следует насыщать
уроки письма и другие материалом, вписывающимся
в конкретную тему. Таким образом, тематический
план на год представляет собой перечень читаемых
произведений.
Во втором и третьем классах, когда возрастет
объем информационных материалов из тематической
периодики, предметная специализация циклов
станет особенно выраженной. Важно не поддаться
искушению полностью перейти на предметное
обучение, подобно тому как это делается в старших
классах. Возраст младших школьников диктует
необходимость сюжетного оформления и подачи
материала через авторский художественный текст,
отдельные аспекты содержания которого могут
подкрепляться и детализироваться
научно-популярной информацией из газет и
журналов. При этом на информативные тексты
следует выделять не более трети времени
активного школьного чтения.
И художественный, и информационный материалы
должны содержать значительный простор для
догадки, для внутренних вопросов, которые
прорастут позднее в ином информационном поле.
Ведь искомая цель – внутренняя потребность
найти ответы и внутренняя готовность воспринять
информацию, поскольку ранее уже была
сформирована потребность в ответах.
Андрей РУСАКОВ
|