Учитель делает ошибку, и...
оказывается, что он нашел самый
безошибочный способ заинтересовать весь класс!
Об этом классе по школе ходили легенды:
за ним прочно закрепилась репутация самого
слабого и абсолютно не поддающегося какому-либо
педагогическому воздействию.
И когда после своего первого урока математики в
“славном” 8”Д” я, улыбаясь, вошел в учительскую,
завуч и директор встретили меня немым вопросом:
“Неужели все прошло хорошо?”
Рассказывайте мне одному!
Нет, конечно, урок был сорван, и ожидать
другой реакции от этих ребят было по меньшей мере
наивно. Класс в целом проигнорировал и мое
появление в кабинете, и объяснение учебного
материала. Единственное, что удивило: один из
юношей (как я узнал потом, далеко не самый
послушный и прилежный) пересел с последней парты
ближе ко мне, включил диктофон и сказал:
“Рассказывайте мне одному, раз они не слушают”.
Заинтересовать кого-либо еще на том уроке не
удалось. Однако я верил, что смогу изменить
отношение ребят ко мне и к моему предмету. Не зря
же к этому времени у меня было восемь лет стажа
работы в роли педагога дополнительного
образования.
Поначалу я попытался действовать привычным
образом: заинтересовать учеников необычным
фактическим материалом, который они не могут
найти в других источниках.
Но не тут-то было. Ребята не любили не только
математику, но и саму школу, подготовкой уроков
себя не утруждали, считая тройку вполне
достаточным результатом.
Какие внепрограммные задания можно было
разбирать в такой ситуации? Начинать следовало
не с этого.
Оступившись, решил, что тропинку к
взаимопониманию надо прокладывать постепенно.
Первым шагом, по моему тогдашнему представлению,
могло бы стать вовлечение учеников в большое
школьное дело, в котором прежде их участие даже
не предполагалось.
Решено – сделано: предложил ребятам вызвать на
соревнование параллельный класс и, желая своим
победы, написал для них сценарий.
И снова неудача: ребята исполнили свои роли
подобно заведенным автоматам.
После КВН в сердцах бросил: если вам самим
неинтересно, нечего было играть! Ответ был
коротким: вы же назначили!
Вот те на: “назначили”!
Что же делать?
Анализируя свои ошибки, пришел к выводу: начинать
надо с чего-то простого.
Теннисная школа
Однажды на перемене один из моих
учеников пригласил меня сыграть с ним в
настольный теннис. Решив использовать с
педагогическим проком эту ситуацию, я объяснил
пареньку, что играть в теннис не умею, и сказал:
– Доверяю тебе, Кирилл, меня научить, с условием:
не обижаться на меня и не давать воли
отрицательным эмоциям.
А потом предложил и другим ученикам остаться
после уроков, разбиться на пары для игры в теннис:
– Победители сразятся друг с другом, а все
проигравшие играют со мной.
Через какое-то время я стал рисковать играть с
победителями. Естественно, проигрывал, но
радовался за ребят, когда им удавалось спокойно и
доходчиво разъяснить мне мои ошибки, которых
становилось все меньше.
Безусловно, в “теннисной школе” меня обучали не
все. Однако детское сообщество – это
беспроволочный телефон. И то, что происходило в
спортивном зале за теннисным столом, скоро
становилось известно классу и вообще многим
ученикам школы. Некоторые из них тоже стали
приходить поиграть с нами. А в разговорах по
дороге из школы выяснилось, что с некоторыми
ребятами у меня есть общие интересы.
Когда ученики могут говорить с учителем о его
ошибках, они более свободно вступают в разговор и
по поводу возникающих у них затруднений. И это
помогает ребятам яснее понять существо
собственных проблем, в том числе учебных.
Например, в походе в предгорье Кавказа мужская
часть класса страховала меня в течение всего
похода, ребята помогали везде, где я их просил. Но
только в третьей части случаев я действительно
нуждался в их помощи, в остальных же – имитировал
ее необходимость.
Оказалось, что и в учебном процессе можно с
успехом использовать тот же прием. Как известно,
слабый ученик во время ответа у доски обычно
старается подстраховать себя и нередко в
качестве опоры выбирает учителя: ждет наводящего
вопроса, подсказки. И на первых порах я поощрял
обращения учеников за помощью к учителю.
Примерно через месяц я впервые увидел, что во
время урока глаза всех учеников 8”Д” устремлены
на меня: ребята внимательно слушали и, судя по
всему, анализировали мое объяснение.
Что случилось?
Виталий Ш. и Вика А. попросили разрешения
объяснить это от имени класса на личной
аудиенции. Класс поддержал идею, и я согласился.
...Говорил Виталик, Вика сопереживала молча.
Оказывается, всему виной моя несхожесть с
типичным образом учителя: всегда спокоен, не
повышаю голоса, способен на человеческое общение
и при этом “не тряпка”.
Друг и дружок
Вот теперь можно было всерьез взяться за
математику. И я стал использовать преднамеренную
ошибку (вначале в самых простых вещах, чтобы
ребята тут же нашли ее), например, решая задачу,
терялся у доски и обращался к классу за помощью.
А с теми, кто был твердо убежден, что математика
ему не нужна, стал работать особо.
На мой взгляд, подобное отношение возникает в
трех случаях. Во-первых, когда ребенок боится
встречи с предметом и учителем. Таких я оставляю
после уроков, иногда в приказном порядке, и
пытаюсь представить им математику в, как
говорится, лучшем свете. В ход идет все:
мнемотехнические приемы, игры, узаконенные
шпаргалки... Ученику предлагается выступить
перед классом с сообщением по теме, которую мы с
ним предварительно разбираем. Письменные работы
этих учеников проверяю особенно внимательно с
целью найти зацепку, за которую каждого из них
можно будет похвалить перед классом. Первая
четверка каждого ученика – повод для маленького
классного торжества: публичного вручения
тетради с последующим рукопожатием учителя.
Бывает, что школьник уже знает, чем он хочет
заниматься в будущем, и хорошее знание физики
просто не входит в его планы. Например, Вероника
мечтает получить диплом дизайнера, а Андрей –
юриста.
Но, как правило, существует способ повернуть этот
интерес к предмету.
По моей просьбе Вероника после подробного
предварительного инструктажа сделала
иллюстрации для нового учебного материала.
Поручая Веронике это задание, я объяснил ей смысл
изображаемого, а проверяя эскизы, ненавязчиво
углубился в подробности иллюстрируемого
физического явления.
В оценивании знаний тоже применил постепенный
подход. Первая четверть – констатационная. Я
оцениваю работу учеников строго в соответствии с
установленными критериями. Во второй четверти
временно снижаю планку, высвечивая более
успешных.
При выставлении оценки учитываю правильность
выполнения только стандартных заданий, более
сложные элементы работы оцениваются отдельно и
только в том случае, когда они выполнены верно.
В третьей четверти происходит дифференцирование
и самих заданий, и системы их оценки. Уровень
сложности задач ученик выбирает сам.
Требовательность в оценивании знаний
практически не влияет на отношение ребят ко мне.
Я объясняю детям, что моя задача – суметь стать
их старшим другом, а не дружком.
Тост за “классного папу”
С течением времени в наших отношениях с
ребятами многое изменилось. На переменах, после
уроков и даже в выходные дни в моем кабинете
стали слышны детские голоса. Стало обычным
явлением, к примеру, вместе писать походные
туристические песни.
Чем же закончилась эта история с 8 “Д”?
Для меня – слезами.
На выпускном вечере меня растрогали слова ребят.
Ученица, пришедшая в класс одной из последних и
имевшая повод на меня обижаться (одна из двух
троек в ее аттестате выставлена мною), сказала:
“Он хороший как учитель, как друг, как старший
брат”, а следом класс поднялся со стульев с
тостом: “За классного папу!”
Если быть до конца откровенным, на выпускном
вечере точку ставить рано. Многие ребята
поступили в техникумы, лицеи, перешли в другие
школы, но по-прежнему звонят и приходят за
помощью или просто пообщаться.
Андрей ЕХНО,
учитель математики и физики школы №34,
руководитель
медико-педагогического отделения Малой академии
наук
учащихся Кубани
|